«Использование технологии проблемного обучения в преподавании школьного предмета – технология для девочек »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии проблемного обучения в преподавании школьного предмета – технология для девочек »
Автор: Агафонова Людмила Борисовна

Тема: «Использование технологии проблемного обучения в преподавании школьного предмета – технология для девочек »Агафонова Людмила Борисовна – преподаватель Предмет – технология ,школа №70Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога – создать для этого все условия. Бернард Шоу Идея активизации обучения имеет большую историю. Одним из первых сторонников активного учения был Ян Амос Каменский. За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу Жан-Жак Руссо. Константин Дмитриевич Ушинский, будучи сторонником активного обучения, писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные познания, но и способствовать самостоятельно без учителя, приобретать новые знания».Таким образом, многие прогрессивные педагоги разрабатывали активные методы обучения, выдвигали идею изменения самого принципа организации обучения на основе широкого применения исследовательского метода.Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Проблемное обучение – обучение, в процессе которого обучающиеся вовлекаются в разрешение учебных проблем путём научного поиска истины. Цель технологии проблемного обучения:
  • Организовать под руководством преподавателя самостоятельную поисковую деятельность обучающихся по решению учебных проблем
  • Формирование новых знаний и умений в процессе самостоятельной поисковой деятельности
  • Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления
  • Методы обучения:- проблемное изложение;- частично-поисковый;- исследовательский.Формы организации учебного процесса:- парное взаимодействие;- микро групповое взаимодействие;- групповое взаимодействие;- межгрупповое взаимодействие.Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познания в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего являются – знания. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:1) возникновение проблемной ситуации;Проблемная ситуация создается специальными методическими приемами, а именно, действия преподаватель:- подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;- предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;- ставит конкретные вопросы;- определяет проблемные теоретические и практические задания.Существует несколько правил создания проблемных ситуаций:- перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями;- задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся;- проблемное задание дается до объяснения усваимого материала;- одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;3) нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснований гипотезы;4) доказательство гипотезы;5) проверка правильности решения проблем.Действия студентов:
  • Осознает противоречия в изученном явлении.
  • Формулирует проблему.
  • Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления.
  • Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач и т.д.
  • Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.
  • Технология проблемного обучения включает в себя:- отбор самых актуальных задач;- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;- создание учебных методических пособий и руководств;- личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучающихся.Каковы же достоинства проблемного обучения?
  • Развивает творческое мышление, мыслительные способности учащихся, интерес к учению
  • Способствует не только приобретению необходимой системы знаний и умений, но и достижению уровня их умственного развития
  • Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности.
  • В своей работе я использую метод проблемного обучения, т.к. предполагает активное вовлечение учащихся в процесс обсуждения и решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи, вопросы.Проблемный метод направлен на решение таких проблем, в которых выделяются задачи, решение которых доступна студентам. Этот метод может применяться при анализе конкретных учебных, профессиональных и научно– поисковых ситуаций. В ходе решения проблемной задачи формируются перечень знаний и умений такие как: -анализ условий проблемной ситуации, -выявление состава проблемной задачи, -переформулирование задачи, -осуществление поиска и расширение диапазона информации о проблеме,- формулирование гипотезы, предложения и составление плана решения проблемной задачи, -аргументирование своих действий, - умение делать выводы и обобщать, -предложить алгоритм или схему решения. А также формируются общие и профессиональные компетенции, которые в результате могут применяться на практике и в жизни. Таким образом, применение технологии проблемного обучения позволяет научить учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; развивает самостоятельность, ответственность, критичность, инициативность, нестандартность мышления, и в то же время осторожность и решительность. Кроме того, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.