Влияние семьи на формирование социально компетентного ребенка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние семьи на формирование социально компетентного ребенка.
Автор: Попкова Наталия Николаевна

Влияние семьи на формирование социально компетентного ребенка.Первого опыта социального поведения малыш приобретает в семье, которая объединяет родных людей общими переживаниями, любовью, заботой, обязанностями. У детей формируются представления о том, что хорошая, дружная семья – залог счастья человека, что следует беречь и приумножать семейные традиции, заботиться о том, чтобы семью уважали. Ребенок должен проявлять заботу о родных, желание радовать близких людей, выполняя главные правила сожительства в семье, предотвращать недоразумения между ее членами, а в случае их возникновения брать на себя смелость объясниться относительно досадного случая, извиниться, если провинилась сама, простить другим.Современная психолого-педагогическая наука считает источником мотивации поступков человека, его поведения систему и иерархию внутренних ценностей. Социальные условия, продуцирующие меркантильность и цинизм, приводят к деформации системы ценностей у довольно значительного количества граждан. обесценивается извечное: любовь, семья, культура, гипертрофируется материальное. Формируется личность, не способная создать крепкую, семью, мудро воспитать детей. Дети в неблагополучных семьях недостаточно социально зрелые, агрессивные, а потому не воспринимаются сверстниками положительно, что затрудняет их личностное развитие.Преградой к полноценному личностному развитию ребенка часто является комплекс нарушений всей системы факторов, его обусловливающих. Фундамент личностного роста человека закладывается в рамках семейного воспитания.В течение первых лет жизни ребенка ситуация в разных семьях развивается по-разному, и, к сожалению, слишком редко она бывает благополучной для полноценного развития детской личности. Сегодня много мам-одиночек, к ним добавим и разведенных мам. Недолюбленные, закомплексованные, социально направленные на работу, карьеру, они часто остаются лицом к лицу с серьезными проблемами, жизненными неурядицами. Но всем им присуща одна общая черта-страх за будущее ребенка, который передается ему и негативно сказывается на формировании личности.Разрушительной кое-где бывает и родительская любовь. Казалось бы, она должна означать веру в ребенка, доверие к нему, радость и удовольствие от общения, безусловное принятие, признание индивидуальности малыша и ориентацию на него. И как ответ-внутреннее ощущение сыном или дочерью защищенности и собственной значимости. Ведь известно: потребность ребенка в одобрении и позитивном эмоциональном принятии – доминантная. Ей позарез нужно чувствовать, что ее любят и признают родители, быть уверенной, что ее никогда не покинут.В период дошкольного детства важнейшей задачей должно стать обеспечение дружеских взаимоотношений друг с другом, со взрослыми в детсаду и родительско-детских взаимоотношений в семье на основе воспитания культуры познания ребенком тех, кто его окружает, деликатного отношения к их эмоциональным проявлениям, обучение конструктивным способам поведения и общения.Так формируются доброжелательность, взаимоподдержка, положительные взаимовлияния участников. Сотрудничество сближает детей, выравнивает их отношения, нивелирует недоразумения, они испытывают радость от участия в общих делах. На этих позициях определяются показатели социальной компетентности, которая отражает достижения в развитии мотивационно-эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер, касающихся отношения ребенка к другим людям.Социально Компетентный ребенок способен проявить доброту, внимание, заботу, помощь, милосердие, понять особенности сверстника, взрослого, их интересы, эмоциональное состояние, заметить изменения настроения, осознать по мере своего возраста и то, как его саму воспринимают другие. Такой ребенок умеет и использовать в соответствии с ситуацией содержание и способы общения, этически значимые формы поведения [22].