Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Александрова Любовь Николаевна

Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста.Развитие речи - главное направление в возрасте детей от 2 до 4 летДля этого необходимо делать ежедневно и многократно: пальчиковую гимнастику, зарядку для язычка и губ, повторять звуки и слова, чётко проговаривая, и глядя в лицо. Читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; следить за своей речью, не подделываться под детскую речь. Развивать мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т. д.После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. При проведении занятий по развитию речи, использовать образец произношения слов или фраз, но и стараться, чтобы ребёнок сам старался отвечать на вопросы. Детей постоянно хвалить за произнесённое ими новое слово, просить повторить ещё раз.Осуществлять индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращать на них внимание в ходе занятий и в процессе самостоятельной игры.Каждое утро играть с детьми с настольно-печатными играми, такими как «конструктор»«найди домик», различными мозаиками, «лото»«вкладыши»Во второй половине дня, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, пирамидки, учились нанизывать бусинки на верёвочку, рисовали, лепили.Каждый день проводить индивидуальную работу с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читать потешки, сказки.Для обучающих игр-занятий использовать интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, например, «Клавишные доски»«Рамки с застежками»«Открой и закрой»«Пересыпаем ложкой», и др. развивают волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая представления умения и навыки, и самое главное, упражняя свою активность.В специально организованной деятельности решать задачи развития связной речи детей в соответствии с содержанием образовательной области «Развитие речи и культуры речевого общения» учебной программы дошкольного образования в первой младшей группеРабота с воспитанниками строить на последовательном усложнении речевых заданий: от умения задавать вопросы, высказываться об игрушках, об изображениях на картинках до умения детей участвовать в рассказе-образце (договаривание слов, коротких фраз, в подражании, умении отвечать на вопросы, проговаривать отдельные слова и фразы.Наиболее эффективными формами организации речевой деятельности воспитанников на занятии с использованием дидактической игры, были групповая и подгрупповая формы, которые давали возможность вступать в общение друг с другом, задавать вопросы и др. При этом на занятия к детям «приходили» игровые персонажи (игрушки) и «просили» помочь научить их играть. Опора на игровые мотивы деятельности детей наилучшим образом обеспечивала их активность в общении и развитие связной речи.Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически.В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста использовать комплекс таких игр, в состав которых включены:Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое»«Угадай по описанию»«Чьи это детки?»«На птичьем дворе»«Кто больше увидит и назовет» и др.). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок»«Угадай, что звучит»«Отгадай и назови»«Кто топает»«Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу»«Кто как кричит»«Полянка»«Шумовые баночки»«Чудесный паровозик»«Громко – тихо»«Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы»«Какого это цвета»«Кто что делает»«Кто пришел и кто ушел»«Один – много»«Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам, которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос»«Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы»«Маша обедает»«У кого кто?»«Теремок»«Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека, рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы.Как показала практика, одним из важнейших педагогических условий формирования культуры общения и развитии связной речи является педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития детей. Поэтому мною были организованы разные формы работы с родителями воспитанников.Одной из эффективных форм работы с родителями стали коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации на темы:«Использование сенсорных игр для развития речи»- «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять».В процессе проведения консультаций рекомендовала родителям обратить особое внимание на организацию речевой среды в семье, побольше общаться и играть с ребёнком.МБДОУ Детский сад №6 «Колокольчик»Консультация для педагоговОрганизация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. ПодготовилаАлександрова Л.Н.Март 2024