Конспект занятия по социальному миру в подготовительной группе Путешествие в прошлое счётных устройств


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по социальному миру в подготовительной группе Путешествие в прошлое счётных устройств
Автор: Костюк Ольга Васильевна

Конспект занятия по социальному миру в подготовительной группе        Путешествие в прошлое счётных устройствПодготовила воспитательКостюк О.В.   Задачи:
  • Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
  • Активизировать познавательную деятельность.
  • 3. Развивать интерес к познанию окружающего мира и ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. 4. Воспитывать уважение к труду людей.5. Упражнять в словообразовании, совершенствовать грамматический строй речи. Материалы и оборудование:  счёты, калькулятор, картинка на которой изображена девочка считающая на калькуляторе, презентация «Прошлое счетных устройств», карточки с примерами, камушки.                     Ход занятия :- Ребята, посмотрите, кто нарисован на картинке? (Девочка) – Что она делает? (считает на калькуляторе)-Что это за предмет такой? (это счетное устройство)- Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать? (Да)- Я знаю вы очень любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в музей счетных устройств и узнаем на чем считали в древности.- Отгадав загадку, вы узнаете на чем мы отправимся сегодня в путешествие.        Машина отлично задачу решила        Мигала, гудела, старалась, спешила        Рисует, играет, учит меня.        Какое же имя имеет она? (машина времени) - Молодцы, а сейчас садитесь поудобнее, закройте глаза и давайте посчитаем до 10. Пуск!- Вот мы и попали в музей.- Прежде чем начнется наше путешествие, давайте вспомним правила поведения в музее. (Дети перечисляют правила поведения в музее)- Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать.-Давайте посмотрим на первый экспонат. -Что это такое? (рука и нога человека)- Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.-Давайте попробуем посчитать, используя пальцевый счёт.-Удобно считать? (Нет) - Почему? (ответы детей)-Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и т.д.-  Когда для счета перестало хватать пальцев. Люди стали использовать каменные палочки, узелки. - Посмотрите на счёты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые (на верёвках). - Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств.- В V в. До н. э. в Греции и Египте появился специальный прибор-абак. Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий (даже в Западной Европе) -Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:        По десятку на шесточке        Сели умные кружочки        И считают громко вслух,        Только слышно: стук да стук. (Счёты) -Счёты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.-Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.        Что-то бабушкины счёты        Брать с собою неохота        Лучше я возьму ребята,        В школу новый…(калькулятор) -Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:        Он рисует, он считает,        Проектирует заводы,        Даже в космосе летает,        И даёт прогноз погоды.        Миллионы вычислений        Может сделать за минуту.        Догадайся что за гений?        Ну, конечно же…(компьютер). - Первый автоматический компьютер IBM изобрели в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат. Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использовании.Современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики). Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – планшеты. - Ребята, мы немного устали, давайте отдохнём и сделаем физминутку. Физкультминутка.Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть.- Ребята, а сейчас давайте произведем вычисления с помощью различных счетных устройств.(дети делятся на группы и производят вычисления с помощью: пальцев, камней, абаки, счет, калькулятора. Примеры для вычисления даются детям на карточках. После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.)- Молодцы, и еще я вам предлагаю отгадать загадки и вспомнить из каких частей состоит компьютер.1.Что за чудо – агрегат,Может делать все подряд –Петь, играть, читать, считать,Самым лучшим другом стать. (компьютер)2. На столе стоит сундук,В сундуке окошко.Можно видеть чудеса,Если знать немножко (монитор)3. На доске по строчечкеРазместились кнопочки.Догадайтесь, мальчикиКак здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)4. По ковру зверек бежит,То замрет, то закружит,Коврика не покидает,Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)5. То – то радость, то – то смех,На бумаге без огрех,Из какой коробки лезет,Текст на удивленье всех? (принтер)6. Если что – то отключить,То компьютер замолчит,Тугоухий, как медведь –Ничего не сможет петь. (колонки, акустическая система) Итог занятия:- Что нового вы сегодня узнали?- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)- Какие счетные устройства вы еще запомнили?- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?- Молодца ребята. Вот и закончилось наше путешествие нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь поудобнее в нашей машине времени, закройте глаза и давайте посчитаем до 10. Пуск!— Вот мы и попали в детский сад.