Методические рекомендации по формированию читательской грамотности у младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по формированию читательской грамотности у младших школьников
Автор: Меланьина Юлия Викторовна

Министерство образования и науки Пермского краяМАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор»Методические рекомендации по формированию читательской грамотности у младших школьниковФролы, 2023Методические рекомендации по формированию читательской грамотности младших школьников/ Ю. В. Меланьина – Пермь, 2023. – 30 с.В методических рекомендациях рассматривается понятие «читательская грамотность», представлены разработки уроков литературного чтения в начальных классах с использованием различных учебных заданий и современных педагогических технологий.Методические рекомендации адресованы студентам педагогических специальностей, а также педагогам начальных классов с целью оказания помощи в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов в области формирования читательской грамотности младших школьников.Автор-составитель: Меланьина Юлия Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор»Пояснительная записка«Люди перестают мыслить,когда перестают читать».Д.ДидроВ соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …». Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов и призваны оказать помощь в работе над формированием читательской грамотности младших школьников.В методических рекомендациях раскрывается понятие «читательская грамотность», предлагаются апробированные на практике методы и приёмы работы по формированию  читательской грамотности младших школьников. Целостное представление об уроке с использованием предложенных форм работы дают представленные разработки уроков. Они построены на основе коммуникативно-деятельностного подхода, что соответствует современным требованиям к уроку и способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности. Поэтому один из разделов методических рекомендаций посвящен способам  диагностики показателей достижения результатов.Понятие «читательская грамотность»Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что  для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. [1]У развитого  читателя должны быть сформированы четыре группы умений:1 группа читательских умений - «Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла». Работа в контексте данного умения направлена на понимание главной темы текста, его назначения, цели, на установление связей между ключевыми событиями, которые описаны в тексте. Задания данной группы разработаны на: - Формулирование учащимися общего смысла, основываясь на серии аргументов; - Понимание того, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; - Формулирование заглавия к тексту, либо к его части; - Определение обобщений, имеющихся в тексте; - Формулирование тезиса, который выражает общий смысл текста; - Обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей; - Умение ученика отличать основные идеи текста от второстепенных. Выполнение задания озаглавить текст или отдельный абзац у учащихся, как правило, не вызывает трудностей, в то время как сформулировать главную мысль текста могут немногие учащиеся. Все дело в том, что выполнение такого задания требует осознания концептуальной информации, которая включает в себя понимание взглядов автора к данной ситуации, его целей и отношения к описанным событиям. 2 группа читательских умений - «Поиск информации, данной в явном виде». Работа в контексте данного умения направлена на нахождение фактов, которые представлены в явном виде, разделение текста на главные части, сравнение информации представленной в явном виде, определение основных элементов, поиск необходимой информации, которая порой представлена в синонимической форме. Задания данной группы разработаны на: - Поиск конкретных сведений; - Поиск значения слова и фразы; - Определение темы или основной идеи, если они представлены в тексте в явном виде. Если предоставляется возможным, то необходимо включить вопросы более сложного порядка. Например, определить место и время действия событий, описанных в тексте. Зачастую вопросам данного типа не уделяют должного внимания авторы учебной литературы и учителя, так как не считают эти вопросы необходимыми. Однако вопросы этого типа позволяют вычитывать необходимую информацию, выделять основные факты, понимать значение конкретных сведений и выяснять то, что непонятно в тексте. 3 группа читательских умений - «Интерпретация текста и обобщение информации». Работа в контексте данного умения направлена на соотношение фактов с общей идеей текста, установление простых связей текста, формулирование несложных выводов, составление на основании текста небольшого монологического высказывания, на умение пересказывать текст. Задания данной группы разработаны на: - Распознание общей идеи или темы текста; - Описание отношений между героями; - Сравнение и противопоставление информации; - Понимание настроения текста; - Нахождение практического применения информации из текста. Школьники при работе с такими заданиями могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном, преобразовывать информацию из одной форму в другую. 4 группа читательских умений - «Анализ содержания текста его формы и оценка». Работа в контексте данного умения направлена на оценку содержания текста, языковых особенностей и структуры, на высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте, на развитие способностей подвергать сомнению достоверность прочитанного, участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Задания данной группы разработаны на: - Оценивание правдоподобности описанных событий; - Описание того, какими средствами автор воспользовался для создания желаемого эффекта; - Оценивание полноты или ясности информации, представленной в тексте; - Определение отношений автора к основной теме текста; - Определение связей прочитанного с реальностью; - Сравнение с прочитанным ранее. Школьники при работе с данными заданиями научатся сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную или противоречивую информацию. Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. [8Таким образом, для успешного формирования читательской грамотности учителем должна планироваться системная работа на все группы читательских умений. Современные педагогические технологии, направленные на формирование читательской грамотности в начальной школеВ современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем, в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения. [3]  Технология критического мышления (РКМЧП) Технология является основной при работе над формированием читательской грамотности и направлена на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предусматривает работу с таблицей.При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первую графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют вторую графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока. Прием «Прогнозирование по иллюстрации» Применяется для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Примеры наводящих вопросов учителя:
  • Посмотрите на иллюстрацию и определите тему сказки «Белоснежка и семь гномов;
  • Что может произойти с Белоснежкой?
  • Опишите героя, определите черты его характера.
  • Приём «Ассоциация» Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. (Почему рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» называется именно так? Что может произойти в рассказе с таким названием?)Приём «Дерево предсказаний»Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.Прием «Корзина идей»Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.Алгоритм работы:
  • Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  • Обмен информацией в парах или группах.
  • Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  • Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
  • Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
  • Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.Прием «Чтение – суммирование в парах»Этот прием с равным успехом может применяться, чтобы объяснить новый материал или закрепить изученный. Лучше всего применять этот приём в третьем-четвертом классах. Детям предлагается несколько разных текстов по одной теме. После прочтения на большом листе необходимо зафиксировать краткое содержание. Потом перед всем классом необходимо воспроизвести текст, опираясь на свои пометки. Другим ученикам разрешается задавать уточняющие вопросы. После каждого текста необходимо делать коллективный вывод о том, что является их главной мыслью, и кто что из них почерпнул. Эта технология критического мышления через чтение и письмо позволяет развивать аналитические способности и память.Прием «Чтение с остановками»Применение технологии критического мышления в данном случае рекомендуется при наличии повествовательного текста. Так, первоначально необходимо предложить учащимся по его названию определить, о чем будет вестись речь. Во время урока текст необходимо читать по частям. После каждого фрагмента ученикам необходимо предлагать высказать предположения о том, как будет развиваться сюжет в дальнейшем. Учитель при этом должен подбирать оптимальные места для остановки. Эта технология критического мышления в начальной школе способствует тому, что у учеников вырабатывается внимательное отношение к высказываниям других людей и возможность отказа от того, что предложил сам без различных препираний (если подобрана слабая аргументация, к примеру).Прием «Чтение с остановками» или «Чтение со стопами»По названию текста определяют, о чем будет текст. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано, по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.Примерные вопросы:
  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
  • Какие события могут произойти в описанной обстановке?
  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
  • Что будет с героем после событий рассказа?
  • Прием «Пометки на полях»Прием «Пометки на полях» эффективен на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.Маркировочные пометки:
  • Знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
  • Может быть несколько вариантов пометок:2 значка –«+» и «V», 3 значка –«+», «V», «?» или 4 значка –«+», «V», «?», «-» (думал иначе).После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки: Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.На этапе рефлексии учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа.Прием «Верные и неверные утверждения»Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.Пример: 1. Басня – большое по объёму произведение. 2. Басня может быть написана в прозе или в стихах. 3. В басне за животными скрываются люди с их человеческими характерами и недостатками. 4. Великие баснописцы – это Ж.Лафонтен и И.А.Крылов. 5. В басне много диалогов. 6. В басне всегда есть волшебный помощник. 7. В басне высмеиваются человеческие пороки. 8. В начале или в конце басни сформулирован вывод-мораль. 9. Героями басни бывают только животные. Приём «Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.Пример: Характеристика Карлсона А. Линдгрен:Отрицательные: Любит прихвастнуть и преувеличить, обманывать, проказничать, эгоист, бесцеремонный, упрямый, неряшливый, воришка и т.д.Положительные: Находчивый, остроумный, веселый, удается перевоспитать взрослых, дружелюбный, общительный и т.д.Приём «Создание вопросника»К данному приёму можно обращаться, когда изучена тема (или их группа). Детям предлагается с помощью учебных текстов самостоятельно подготовить вопросы по пройденной литературе. На следующем этапе детей необходимо определить в группы и провести соревнования. В каждой из групп выбирается «знаток» - тот, кто лучше всех ответил на вопросы. На последнем этапе устраивается соревнование между победителями.Примерные вопросы к произведению «Волшебный барабан» Дж.Родари: «Какое богатство было у барабанщика?», «Кого встретил барабанщик по пути домой?», «Что отдал барабанщик старушке?», «Кто выскочил из леса навстречу барабанщику?» и т.д. Прием «Шесть шляп мышления»Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.Желтая шляпа. Желтый цвет напоминает о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.Черная шляпа. Черный цвет ассоциируется с мантией судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.Белая шляпа. Белый цвет вызывает ассоциации с листом бумаги. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить мыслительную задачу и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).Пример по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»Ученики надевают шляпу в соответствии с цветом:Белая шляпа - факты: (Зайчик)Красная шляпа - эмоции: (Радостный зайчик)Жёлтая шляпа – оптимизм: (Добрый зайчик)Чёрная шляпа – критика: (Трусливый зайчик)Зелёная шляпа – творчество: (Мечтательный зайчик)Синяя шляпа – вывод: (Шустрый, прыгучий зайчик)Формулирование цели урока, используя слова:Белая шляпа - факты: Познакомиться с … (с новой сказкой)Красная шляпа - эмоции: Чувствовать … (эмоциональное состояние героя)Жёлтая шляпа – оптимизм: Находить … (положительные черты характера)Чёрная шляпа – критика: Указывать на  (на недостатки героев, критикуя их)Зелёная шляпа – творчество: Размышлять над … (над текстом, придумывая продолжение)Синяя шляпа – вывод: Уметь...(обобщать и выделять главное)Чтение сказки:Белая шляпа - факты: слова автораКрасная шляпа - эмоции: слова зайцаЖёлтая шляпа – оптимизм: слова зайцевЧёрная шляпа – критика: мысли волка и объясняют непонятные слова:Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью.Зелёная шляпа – творчество: находят другое название сказки, используя пословицыСиняя шляпа – вывод: восстанавливают сюжет сказки по картинкамУчитель задает вопрос: «Какого зайца вы увидели в этой сказке?»Белая шляпа - факты: глупымКрасная шляпа - эмоции: весёлым и смешнымЖёлтая шляпа – оптимизм: бесстрашнымЧёрная шляпа – критика: трусливыйЗелёная шляпа – творчество: мечтательнымСиняя шляпа – вывод: храбрымРабота над содержанием сказки: (групповая работа)(Каждая группа получает задание на карточках)Белая шляпа - факты: – Расскажите о жизни зайца и волка в лесу. Найдите это в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. . Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался)Красная шляпа - эмоции: Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки? Найдите это в тексте. (Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.)Жёлтая шляпа – оптимизм: Найдите слова, которые описывают действие Зайца: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежалЧёрная шляпа – критика: Какие недостатки были у зайца? Найдите это в тексте.Зелёная шляпа – творчество: Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца?Синяя шляпа – вывод: Может ли трусливый заяц стать храбрым? Найдите это в тексте. (С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится)Итог урока. Учитель задает вопрос: «Чему учит эта сказка?»Белая шляпа - факты: (Храбрости и бесстрашию)Красная шляпа - эмоции: (Не надо бояться быть смешным и весёлым)Жёлтая шляпа – оптимизм: (Похвала других заставит поверить в себя)Чёрная шляпа – критика: (Хвастовство до хорошего, не доведёт)Зелёная шляпа – творчество: (Надо верить в себя и тогда ты станешь бесстрашным)Синяя шляпа – вывод: (Каждый глупец может стать храбрецом)Прием «Письмо по кругу»Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.Данный прием актуально использовать для того, чтобы систематизировать полученные знания. Например, написать всю информацию, которую обучающиеся запомнили о том или ином герое / персонаже / авторе / рассказчике.Прием «Составление кластера»Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей».Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников - свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.Прием «Написание синквейна»В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
  • Сказка;
  • Добрая, загадочная;
  • Увлекает, учит, награждает;
  • Сказка – удивительный мир волшебства;
  • Чудо.
  • Прием «Лови ошибку»Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
  • Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
  • Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.Например: А.С.Пушкин – величайший баснописец, автор множества произведений, в которых содержится мораль. Известные произведения: «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет».Прием «Написание эссе»Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему, имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае, эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.Прием «Толстые и тонкие вопросы»Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: «Что любит учитель?», «Можно ли сказать, что Мишка любит музыку?», «Согласны ли вы, что Мишка и Дениска похожи характерами?»)В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: «В каком случае о человеке можно сказать, что у него «хороший» вкус?», «Каким вам представляется характер рассказчика?», «В чем отличие выражение «вкус пищи» и «духовная пища?») Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе. [4]Технология проблемного обученияОна основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.Для  создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.Проектная технологияЭто совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»Задание 1.        Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:           олицетворение                                                  волшебство           чаще стихотворное произведение                   мораль            повествование о событиях, близких к реальностиЗадание 2.        Работая с баснями, заполни таблицу.        Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились.Задание 3.        Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?»Задание 4.        Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.Игровая технологияИспользование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок  игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесс преодоления  трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
  • «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
  • «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.  
  • «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
  • Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры. Информационно-коммуникационная технологияВ рамках работы по формированию читательской грамотности  эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и  энциклопедический словари.Важным преимуществом технологии является наглядность, так  как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё  очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint или SmartNotebook). [2]Здоровьесберегающая  технологияНеотъемлемой частью работы учителя является применение  здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением  гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов  деятельности  на  уроке, позволяющие преодолеть  усталость,  уныние,  неудовлетворительность. [6]Личностно-ориентированная технологияНа личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.        Особенностями этой технологии являются:
  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
  • Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику  проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. [7]Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при использовании на уроках литературного чтения указанных технологий и приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».ЗаключениеПри использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».В заключении хотим отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).Список рекомендуемой литературы
  • Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч. 3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
  • Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
  • Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
  • Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  • Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.
  • Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
  • Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
  • Селевко. Г.К.  Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.