"Широкая Масленица"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Широкая Масленица"
Автор: Ткаченко Наталья Валентиновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №30» город АлапаевскПроект «Широкая Масленица» Разработала: инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №30» Ткаченко Наталья Валентиновна   Алапаевск «Ничто не скрепляет народ, как традиции. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».Г. Н. ВолковГлобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.Актуальность выбранной темы для современного общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.Цель: - познакомить дошкольников с особенностями народных, масленичных гуляний; - воспитывать любовь и интерес к традициям своего народа.Задачи: - сформировать представление о традициях масленичной недели; - познакомить с народными играми, художественным и музыкальным материалом по теме;- развивать физические способности по средствам игр и забав.Для родителей:- помочь родителям в приобщении детей к русской культуре в семье.Чтобы обогатить знания детей о народных праздниках, традициях, костюмах, оберегах, ремеслах, воспитатели подготовили презентации. Так же проводили тематические беседы, читали художественную литературу. Дошкольники закрепляли полученные знания в играх и продуктивной деятельности: лепке, рисовании. Разработала: инструктор по ФК Ткаченко Н.В.Тип проекта: познавательный, игровой, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшей, средней, старшей групп, музыкальный руководитель, родители.Сроки реализации: Формы реализации проекта: использование мультимедийной презентации «Ай да Масленица!», подвижные народные игры, хороводные игры, заклички, физкультурные занятия, праздник.Ресурсы проекта: подборка хороводных игр, народных игр, музыкального материала.Материал и оборудование:ленты для игры карусель, маски для подвижных игр;электронная презентация: «Ай да Масленица!»Технические средства: ноутбук, видеопроектор, музыкальный центр.Спортивное оборудование: канат, 2 детских валенка, 2 сковороды (ракетки), 2 тарелки, 2 стула, 2 фишки, 12 обручей, маленькие мячики по количеству детей в группе, 2 палки-коня, колечки-блины по количеству детей в группе.Музыкальный репертуар: различные русские народные песни, наигрыши на тему Масленицы для музыкального сопровождения во время праздничного мероприятия, р.н.песня-хоровод с движениями «Как на тоненький ледок», «Блины» р. н. п., р.н.п. «Солнышко-ведрышко», «улики», «Ворота» р. н. м., «Ручеек» р. н. м.Предполагаемый результат проекта Для детей:- сформированность представлений детей о культуре и традициях русского народа;- знание детьми устного народного творчества, песен, игр;- духовное обогащение ребёнка через участие в народных праздниках;- воспитание чувства сопричастности к народным праздникам,удовлетворение потребности детей в самовыражении.Для родителей:- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.Этапы работы над проектом1. Подготовительный этап (информационно-накопительный):- разработка содержания проекта, составление плана работы; - подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, аудиозаписи с русскими народными песнями);- подготовка методического материала ( конспекты НОД, презентации, игры, т.д.)- подбор инвентаря для подвижных игр.2. Основной этап (организационно-практический)Понедельник « Встреча » - просмотр мультимедийной презентации « Ай да Масленица! »; - Отгадывание загадок о зиме и весне.Вторник  «Заигрыш»- разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;ародная игра - забава «Золотые ворота»;ороводная игра «Шел козёл по лесу»;- подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».Среда - «Лакомка »- народная игра-забава «Блинная эстафета»;Четверг - «Разгуляй», Суббота « Золовкины посиделки»- слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.; - народные игры - забавы « Ручеёк », «Заря-заряница», «Солнышко»;- хороводная игра «Шёл козёл по лесу ».Пятница - «Тёщины вечёрки» , Воскресенье «Прощённый день».- народная игра-забава «Золотые ворота»;Заключительное развлекательное мероприятие «Широкая Масленица» (дети всех возрастных групп и педагоги).-Чаепитие с блинами (дети, воспитатели).3. Заключительный- развлечение для всех групп « Масленица широкая».Вывод:Дети получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями, ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных народных игр и хороводных игр - на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.Родители оказали помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к празднику. Приложение №1Список литературыКартушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009 Приложение № 2Сценарий праздника Масленица в залеЦель:- приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.Задачи:- создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять детям радость от народных игр, песен;- воспитывать любовь к народным играм, традициям.Под музыку дети входят в зал. Их встречают Ведущий и Скоморох.Скоморох:Здравствуйте, ребята дорогие,Маленькие и большие!Ведущий:Здравствуйте, гости!Милости просим!Скоморох:Собирайся народ!В гости Масленица ждетМы зовем к себе всех тех,Кто любит веселье и смехВедущий:Ждут вас игры, забавы и шуткиСкучать не дадут ни минутки!Масленицу широкую открываемВеселье начинаем!Не годится вам стоять,Будем дружно все плясать!ОБЩИЙ ТАНЕЦ ПО ПОКАЗУ «БАРЫНЯ»Скоморох:Гори-гори ясно,Чтобы не погасло!Сыграем, ребята, в игру, позовем в круг солнышко!ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!» Атрибуты: бубен Ход игры: дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен.Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:Гори-гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо –Птички летят,Колокольчики звенят!После слов все останавливаются. Водящий и тот, около кого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым оббежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяет 2-3 раза.Эстафета «Метёлки-веники»Атрибуты: 4 конуса, 2 веника.Ход игры: 2 команды, у капитанов команд по 1 метле. Зажав метлу между ног, дети бегут до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.Ведущий: Продолжаем играть.Эстафета «Бег в мешках»Атрибуты: 4 конуса, 2 мешка.Ход игры: 2 команды, у капитанов команд по 1 мешку. Стоя в мешке, дети прыгают до ориентира и обратно. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.Ведущий: Какая же Масленица без блинов. Предлагаю напечь.Игра «Напеки блинов»Участвуют 2-3 ребёнка, каждому дают лист бумаги. Пока играет музыка, дети должны «напечь» как можно больше блинов. Каждый рисует кружочки произвольного размера. Музыка останавливается, дети перестают печь блины. Кто больше – тот и победил.Ведущий: На празднике добры молодцы свою удаль да силу показывали, бой устраивали, не хотите ли и вы свою удаль показать?Конкурс «Вытолкни из круга»- 2 обручаИгры для младшей гр. : «Лиса и зайцы»«Карусель»«Мишка косолапый»«Игра в снежки» Приложение № 3Сценарий праздника Масленица на улицеЦель: - приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.Задачи: - создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять детям радость от народных игр, песен;- воспитывать любовь к народным играм, традициям.Ведущий: Что за славный денёк!Собирайся, народБудем петь, да шутитьДа весну веселить!Ведущий: Мы зиму провожаем, весну встречаем!Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Не пора ли поиграть, повеселиться?Ведущий: Из покон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.Скоморох: Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть!Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!Игра-забава «Валенок»Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше? На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.Ведущий: Еще одна из традиций на Масленицу было принято кататься на лошадях.Скоморох: Эй, мальчишки и девчонки,Молодежь и детвора!Поиграем мы в лошадки-Нынче самая пора!Эстафета «Катание на лошадях»Дети средних групп катаются на палочке-коне, дети старшей и подготовительной на «тройках» (обруч)Ведущий: Собрались мы позабавиться да потешиться. А какая же Масленица без блинов? Я предлагаю вам испечь блины. Для этого нам надо две команды.Игра «Печём блины»Блины – круги, вырезанные из картона. Сковорода – гимнастические обручи небольшого диаметра.У вас в руках у каждого «блинчик», его нужно забросить на «сковороду», чья команда испечёт больше блинчиков, та и победила.Ведущий: Блинов напекли, надо их перенести.Эстафета «Перенеси блины»Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» ( жёлтые кружки) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.Звучит фонограмма песни «Масленица». Скоморох приносит Масленицу.Скоморох:Расступись, честной народ,В гости Масленица идёт!Скоморох:Как на масленой неделеИз печи блины летелиВедущий:Масленица, угощайВсем блиночков подавайС пылу, с жару разбирайтеПохвалить не забывайтеС пылу, с жару, из печиВсе румяны, горячиУгощение детей блинами Приложение №4Подвижные народные игры«Блины – лепёшки»Это весёлая игра-кричалка. Здесь нет проигравших и победителей, просто задорная и весёлая игра. Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки». Текст такой:Хороша была зима, её мы провожаемИ тепло весеннее радостно встречаем.Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).Наступила долгожданная масляна неделя,И никто не сосчитает, сколько же мы съели.Ели-ели мы (знак рукой) блины!И еще (знак рукой) лепешки!А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,В каждом доме оценили хлопоты-старанье,На столе стоят (знак рукой) блины!А рядышком (знак рукой) лепешки!Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).Еще кружок вокруг себя (все кружатся),И хлопаем в ладошки (все хлопают).Всем детям очень весело будет покричать хором.Игра «Заря-заряница» Заря — зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.Игра «Платочек»(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону. Все напевают.)А я Масленица,Я не падчерица,Со платочком хожу,К вам сейчас подойду.(Масленица останавливается между двумя детьми.)На плече платок лежит,Кто быстрее добежит?Раз, два, три – беги!(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)Игра малой подвижности «Ручеек».Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.П/и «Зайцы и медведи»Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.Ход игры: Ребенок-«медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:Мишка бурый, мишка бурый,Отчего такой ты хмурый?«Медведь» встает, отвечает:Я медком не угостилсяВот на всех и рассердился.1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!После этого «медведь» ловит «зайцев».Конкурс «Продолжи пословицу»Один пирог два раза не… (съешь)Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)Кашу маслом не … (испортишь)Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)Остатки … (сладки)От черной курочки да белое … (яичко)От черной коровы да белое … (молочко)Масленичные зазывалки1. Ой, Масленица – кривошейкаВстречаем тебя хорошенькоСыром, маслом, калачамиИ румяным пирогом!2. А мы Масленицу повстречалиСыром гору поливалиНа широкий двор зазывалиДа блинами заедали!3. Широкая МасленицаМы тобою хвалимсяНа горах катаемсяБлинками наедаемсяКак на масленой неделеИз печи блины летелиМасленица, угощайВсем блиночков подавай