Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»
Автор: Пинигина Людмила Анатольевна

Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»»Требования к современному уроку изменили систему образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая . Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания.Начало формыКонец формы Цели урока открытия нового знанияВ  выделяют две цели для уроков такого типа:
  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
  • Алгоритм создания урока открытия нового знанияДля облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.
  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим  по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.
  • Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.Структура урока открытия нового знанияДля урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиГлавная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
  • Приемы для этапа мотивации:
  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор".
  • .
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".
  • 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действииОсновная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
  • Приемы для этапа актуализации:
  • Видеосюжет.
  • .
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • .
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ".
  • .
  • 3. Этап выявления места и причины затрудненийГлавная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.Работа на данном этапе строится следующим образом:
  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
  • Приемы:
  • .
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Домысливание.
  • .
  • .
  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
  • 4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуацииОсновная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.Работа строится так:
  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
  • Приемы:
  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.
  • 5. Реализация построенного проектаГлавная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.Приемы:
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.
  • 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речиНа данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.Приемы:
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • .
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица "? + !".
  • ".
  • 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталонуНа данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.Приемы:
  • .
  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • .
  • Найди соответствие.
  • Работа на компьютерах.
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
  • 8. Этап включения в систему знаний и повторенияОсновная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.Приемы:
  • Кластер.
  • "Найди ошибку".
  • "Верю-не верю".
  • Эссе, резюме.
  • Составление .
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.
  • Свои примеры.
  • 8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
  • уже готовое  с обязательной градацией по степени сложности.
  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
  • 9. Этап рефлексии учебной деятельности на урокеНа данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.Приемы:
  • Свободный микрофон.
  • Дерево настроение.
  • Лестница успеха.
  • Цветотехника.
  • .
  • .
  • Синквейн.
  • Прием "Шкатулка".
  • Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.