Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»
Автор: Пинигина Людмила Анатольевна
Использование приемов технологии критического мышления на уроке «Открытие нового знания»»Требования к современному уроку изменили систему образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая . Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания.Начало формыКонец формы Цели урока открытия нового знанияВ выделяют две цели для уроков такого типа:Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.Алгоритм создания урока открытия нового знанияДля облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.Моделируем способ открытия нового знания.Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.Составляем технологическую карту урока (конспект).Проводим по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.Структура урока открытия нового знанияДля урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиГлавная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.Приемы для этапа мотивации:Психологический тренинг.Графический диктант."Да-нет".Рифмованное начало урока.Эпиграф к уроку.Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.Начало урока с элементами театрализации.Прием "Фантастическая добавка".Прием "Оратор"..Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).Интеллектуальная разминка.Прием "Светофор".2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действииОсновная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.Приемы для этапа актуализации:Видеосюжет..Лото.Проблемный вопрос или проблемная ситуация.Отсроченная догадка.Смена ролей.Ряд ассоциаций.Интеллектуальная разминка..Прием "Почини цепочку".Слепой текст."ИДЕАЛ"..3. Этап выявления места и причины затрудненийГлавная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.Работа на данном этапе строится следующим образом:Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.Приемы:.Мозговой штурм.Подводящий диалог.Прием "Яркое пятно".Домысливание...Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуацииОсновная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.Работа строится так:Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).Выбирается способ, который позволит получить новое знание: Приемы:Деловые игры.Дерево целей.Пресс-конференция.Эксперимент.Проблемный ряд.Подводящий диалог.5. Реализация построенного проектаГлавная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.Приемы:Лови ошибку.Пресс-конференция.Проблемный диалог.Фантастическая добавка.Деловые игры.Проблемный поиск.Ромб ассоциаций.6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речиНа данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.Приемы:Лови ошибку.Отсроченная догадка.Прием "Снежный ком".Рассказ-эстафета.Прием "Удивляй"..Аукцион.Реклама.Таблица "? + !".".7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталонуНа данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.Приемы:.Деловые игры.Прием "Да-нет"..Найди соответствие.Работа на компьютерах.Мини-проекты или мини-исследования.Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).8. Этап включения в систему знаний и повторенияОсновная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.Приемы:Кластер."Найди ошибку"."Верю-не верю".Эссе, резюме.Составление .Контрольная работа или диктант.Восстанови текст.Свои примеры.8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:уже готовое с обязательной градацией по степени сложности.ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.9. Этап рефлексии учебной деятельности на урокеНа данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.Приемы:Свободный микрофон.Дерево настроение.Лестница успеха.Цветотехника...Синквейн.Прием "Шкатулка".Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.