Организация режимных моментов для раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация режимных моментов для раннего возраста
Автор: Иванова Александра Андреевна

«Организация режимных моментов в ясельной группе»Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим. К режимным моментам относятся:1. Прием детей.2. Утренняя гимнастика.3. Подготовк к завтраку, завтрак.4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.6. Подготовка к обеду, обед.7. Организация сна детей.8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.9. Подготовка к полднику, полдник.10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.11. Уход детей домой Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, которое я использую для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребёнком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, я называю предметы и действия, объясняю, спрашиваю, отвечаю на вопросы, рассказываю. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит с помощью произведений устного народного творчества, игровых действий : «Знаем, знаем, да-да-да,Где тут плещется вода.Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошки,По-нем-нож-ку,Нет, не понемножку - посмелей,Будем умываться веселей!»,« Мы чисто умываемся, сухо вытираемся!», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Умрем куклу Катю», «Оденем куклу Катю на прогулку» и т. д.). Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и пр. Я стараюсь привлекать детей в повседневные дела группы вместе со мной, т.к. следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки. Организуя режимные моменты, я стараюсь создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.При организации завтрака, обеда обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, тем самым отмечая заботу няни и повара о детях. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд.«Умница, Машенька, Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую» и др. В процессе еды контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, я не заставляю кушать таких детей, т.к. насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи. Объясняю детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть ( наклоняться над тарелочкой, чтобы не испачкать ни себя ни накапать на стол, правильно держать ложку, класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать), не торопиться, во время еды не разговаривать за столом и др.) Каждый раз отмечаю успехи отличившегося ребёнка («Молодец, Максим, сегодня кушал аккуратно наклонялся над тарелочкой , не накапал на себя и на стол» и т. д.), т.к. пример одних детей положительно сказывается на остальных. Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе: собираем игрушки и расставляем их по местам, убираю пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.Перед одеванием напоминаю детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте формирую у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, совершенствую широкий круг образовательных задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды, одновременно идёт активизация словаря на тему «Одежда». Опять же использую художественное слово:«Если хочешь прогуляться,Нужно быстро одеваться,Дверцу шкафа открывай,По порядку надевай» и все вместе стараемся одевать по порядку штанишки, кофточку и т. д. Обращаю внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, устраняю их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу. В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке вначале провожу подвижные игры, пробежки, а затем переходим к наблюдениям - за птицами, за транспортом, за игрой старших детей и т. д. Перед уходом с прогулки, детей приучаю собирать выносной материал в корзину (машинки, мячи, лопаточки, ведёрки и т. д.). Перед входом в детский сад приучаю ребят заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, учу мальчиков пропускать девочек вперед. В раздевалке вместе с помощником воспитателя следим за процессом переодевания, прививаем детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности. Во время подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании формирую бережное отношение к вещам, аккуратность - учу вешать вещи на спинку стульчика. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну мне помогают опять же народные потешки и приговорки.«Тишина у пруда,Не качается вода.Не шумят камыши,Засыпают малыши», «Люли-люлиюленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковаить, наших деток усыплять» и др.Подъём провожу постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения –« Потягунипотягушечки(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)Потягунипотягушечки,От носочков до макушечки,Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся». После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а я и помощник воспитателя помогаем им при необходимости (Юра Б., Маша С., Злата С.). Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. На вечерней прогулке, в присутствии ребенка информирую родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности в раздевальной комнате выставляю работы детей, информацию для родителей. Стараюсь показать сначала положительное, потом – проблему, тактично, ненавязчиво, грамотно. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.Отдельно обращаю внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем, помощником воспитателя и детьми группы. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду и даёт настрой на следующее посещение. Таким образом, для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режимные моменты выполнялись на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.