Преподавание учебного курса ″Физическая культура″ в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преподавание учебного курса ″Физическая культура″ в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО"
Автор: Зулкарнаева Альбина Дамировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАИМЕНИ ФИЛАТОВА АЛЕКСАНДРА КУЗЬМИЧА» «Реализация ФГОС НОО на уроках физкультуры»Подготовила:учитель физической культурыЗулкарнаева Альбипа Дамировна2023 г.      Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.      ФГОС НОО   определяет эту задачу как одну из приоритетных.      Среди других важнейших идей ФГОС  НОО:
  • Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  Именно  с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».
  • Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно  на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.
  • Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).
  •       Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:-        обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;-        гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся.Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.      Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.      Одним из факторов,  обеспечивающих достижение результатов  деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно- обоснованный характер,  последовательность,  учет возрастных и социокультурных особенностей,  информационная безопасность и практическая  целесообразность.Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи  деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность  должна:
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.    
  •        Очевидно, что  решение данных задач направлено   на  формирование у детей: знаний,  личностных ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.        Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.       Вместе с тем, обязательной  является  и определенная в Примерной  образовательной программеструктура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.       Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных блоков (направлений):-        создание здоровьесберегающей инфраструктуры,-        рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,-        эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,-        реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.       Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.       Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:-        соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;-        наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;-        организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;-        оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;-        наличие помещений для медицинского персонала;-        наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).       Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.       Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:-        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;-        использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);-        введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;-        строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;-        индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;-        ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.       Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.       Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:-        полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);-        рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;-        организацию занятий по лечебной физкультуре;-        организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;-        организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;-        организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;-        регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).       Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.       Реализация дополнительных образовательных программ  предусматривает:-        внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;-        проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;-        создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:-        интеграцию в базовые образовательные дисциплины;-        проведение часов здоровья;-        факультативные занятия;-        занятия в кружках;-        проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;-        организацию дней здоровья.       Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:-        лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;-        приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;-        организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;-        организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д.       Итак, на основе   определенных  целей, задач и  системы работы  проектируются Программа. Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  - это комплексная программа деятельности образовательного учреждения.             Программа формирования  культуры  здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  формируется  с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, таких какнеблагоприятные социальные, экономические и экологические условия, особенности отношения  младших школьников к своему здоровью и др.         При проектировании Программы  каждое образовательное учреждение опирается  на собственный опыт работы в этом направлении. При этом, следует заметить, что  вариативная часть УП может   определять внеучебную проектную деятельность обучающихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания обучающихся.  Инвариантная же часть УП также способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результатам и предполагают возможность научить детей понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Ребенок, находясь в учебной  деятельности,  получает возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего  состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.        Очевиден и  тот факт, что Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  создается в тесной связи с Программой социализации(здоровье социальное), Программой духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся школы первой  ступени (здоровье духовное) и  с Программой  внеурочной деятельности образовательного учреждения.       Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы является положительная динамика здоровья обучающихся  во всех его проявлениях, активное участие  детей в различных мероприятиях, а ожидаемыми  результатами  от реализации Программы могут стать такие изменения в образовательном процессе,  как-  Составление паспортов здоровья;-  Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры;-  Совершенствование  мониторинга состояния  здоровья  и заболеваемости обучающихся;-  Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;-  Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;-  Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;-  Снижение заболеваемости школьников,  количества психоэмоциональных расстройств;-  Модернизация материально-технической базы школы.В своей основе ФГОС психологизированОсновная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС являетсясистемно – деятельностный подход.Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы. Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культурыЛичностные1.Самоопределение2.Смыслообразование Регулятивные1.Соотнесение известного и неизвестного2.Планирование3.Оценка4.Способность к волевому усилию Познавательные1.Формулирование цели2.Выделение необходимой информации3.Структурирование4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи5.Рефлексия6.Анализ и синтез7.Сравнение8.Классификации9.Действия постановки и решения проблемы Коммуникативные1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация2.     План, целеполагание3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.6.     Коррекция7.     Реализация8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач