Применение SWOT- анализа на уроках обществознания


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение SWOT- анализа на уроках обществознания
Автор: Туманова Екатерина Вячеславовна

Метод SWOT - анализаОпределение, краткое описание. Считается, что основы данной методики стратегического планирования и социального проектирования были предложены профессором Гарвардского университета Кеннетом Р. Эндрюсом в 1963г. Название данного метода представляет собой акроним английских слов, который означает:Strengths - сильные стороны, Weakness - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы.SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон изучаемого объекта, возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней окружающей среды. «S» и «W» относятся к внутренним компонентам изучаемого объекта, а «О» и «Т» к его внешнему окружению. Так, при изучении экономики отдельные особенности развития хозяйственной сферы муниципалитетов будут выступать в качестве внутренней стороны проблемы, а влияние глобальных трендов (например, влияние глобального финансово-экономического кризиса на экономику конкретного региона) к внешним. SWOT- анализ предполагает определение сильных и слабых сторон объекта, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей, их оценку относи тельно выделяемых показателей. Представление информации проис ходит в виде специальных таблиц (матриц).Особенности метода. В самом общем виде SWOT-анализ предполи гает выявление внутренних сильных и слабых сторон объекта, а ги же внешних возможностей и угроз, установление логических спя и и между ними, помогает ответить на следующие вопросы: Используются ли в исследуемой ситуации внутренние сильные ст роны или внешние возможности? Являются ли слабости объекта > i уязвимыми местами или они не дают возможности использован имеющиеся благоприятные обстоятельства? Какие слабости треЬумн корректировки? Какие благоприятные возможности дают объеь i \ щ альные шансы на успех при использовании предлагаемых мер?Этапы работы:1.Выделение наиболее важных компонентов анализа. Onpe4ciiiiniiiin • с наиболее значимыми, с точки зрения участников данной учаЛинИ работы, сильными и слабыми сторонами, возможностями и yi р<'необходимо занести их в таблицу, часто называемую базовой (основной) матрицей SWOT-анализа. Формулировки позиций заносимых в матрицу должны быть максимально краткими, но отражать основную суть предложенных идей. В таблице 2 приведен один из вариантов построения макета базовой SWOT - матрицы. Учитывая лимитированный по времени характер урока можно рекомендовать включать в каждое поле не более двух - трех позиций.Стандартная матрица базового SWOT анализа Таблица 22 .Выявленные возможности и угрозы разбиваются на три группы по степени их важности. Проводится оценка возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию. На основании сделанного анализа могут быть составлены вторичные перекрестные матрицы угроз и возможностей, приведенные на таблицах 3 и 4. В них, наибольший интерес представляют сектора, в которых сочетаются высокая («В») и средняя («С») вероятность наступления выделяемых событий с наиболее серьезными их последствиями. Именно смысловое содержание полученных сочетаний (выделенные цветом поля) становится основой итоговых заданий учащимся по определению наиболее эффективных способов их преодоления либо усиления.Анализ угрозТаблица 3Анализ возможностей, предоставляемых рынком Таблица 43. На основании проделанной работы производится комплексныйанализ взаимовлияния возможностей и угроз окружающей среды исильных и слабых сторон проблемы. Систематизация полученныхсведений регистрируется либо в описательной форме (в виде кратко-го текста), либо в форме таблиц (здесь представлена таблица 5), ко-торая является итоговой матрицей SWOT-анализа.SWOT-матрица комплексной оценки возможностейи угроз с учетом сильных и слабых сторон Таблица 54.3аключительным этапом становится формулировка основных выводов с учетом их важности. Выявленные позиции ранжирую и м но степени их приоритетности и оформляются как окончательные результаты анализа в виде краткой аналитической справки-отчетa (pазвернутого плана) на основе экспертных мнений учащихся.Особенности применения метода:Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT -анализа .Слишком обобщенный анализ проблемы, скорее всего, будет неконкретным и бесполезным для тех, кому оно адресован. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретной проблеме, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Так, при анализе демографических проблем современной России имеет смысл сосредоточиться на какой-то одной ее составляющей, например, связанной с процессами внешней ми¬грации в нашу страну из государств СНГ.Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT-анализа: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты проблемы, следовательно, ей под¬контрольные. Возможности и угрозы связаны, прежде всего, с внеш¬ними характеристиками среды, которые необходимо учитывать, но управлять которыми напрямую, скорее всего нельзя. Например, при анализе развития региональной экономики определенные особенно¬сти ее инфраструктуры могут быть отнесены к сильным или слабым сторонам вопроса, а влияние федеральной экономической политики, глобальных тенденций к соответствующим возможностям и угрозам.Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают участники обсуждения (в данном случае эксперты-учащиеся). Необходимо включать в анализ позиции, наиболее относящиеся к изучаемому вопросу без давления со стороны педагога. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться излишне много, что затруднит определение финальных тезисов. Во избежание этого изучаемые преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью, что может быть сделано в группах или фронтально на основе принятой классом системы балльных показателей.Правило 4.Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не про- с го перечисление мнений участников данной работы. На базе соз- дапных матриц должна проводиться основная аналитическая работа по поиску оптимальных решений поставленных вопросов. При этом <>н должен как можно в большей степени основываться на объективных н должным образом аргументированных фактах.Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. пшиком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в in о включают утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат пт большинства учеников, либо носят недостаточно конкретный ха- |ип1 п р. Чем точнее формулировки, тем полнее будет анализ.31SWOT-анализ10 классТема урока: Многообразие путей познания мира.Цели урока:
  • .Сформировать у учащихся представления о различных формах и способах ненаучного познания в современном обществе.
  • . Научить систематизировать социальную информацию, касающуюся различных стратегий познания окружающего мира и общества, производить селекцию сведений, касающихся интересующих проблем. Развивать способности к независимой оценке социальных явлений. Совершенствовать умения работать в группах, участвовать в дискуссии и представлять полученные данные.
  • .Развивать у учащихся личное и объективное отношение к научным и ненаучным способам познания окружающего мира; интерес к широкому спектру способов изучения окружающего мира.
  • Понятия: мифология, жизненный опыт, паранаука, познание.Ход урока. В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. Далеко не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.-Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?-Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?-Помогает ли искусство лучше понять мир?Сегодня на уроке мы поразмышляем над этими вопросами и будем использовать метод SWOT- анализа, который позволит нам наибо лее подробно рассмотреть все формы ненаучного познания.Первичное обсуждение ненаучного познания мира (восемь десять минут на материале рассказа или презентации).Закрепление изученного материала. Класс делится на группы соответствующие различным видам ненаучного познания окру жающего мира, каждая из которых будет выполнять задание, in пользуя метод SWOT-анализа (составление сегментов базовой м:п рицы). Его применение позволит систематизировать всю имею щуюся информацию, создать целостное представление о ненаучных формах познания, принять итоговое взвешенное решение. Проблемный вопрос для всех групп. Какими особенностями обладают ненаучные формы познания? Можем ли мы дать им однозначно положительную или отрицательную оценку? В чем состоит их значение для человека в условиях современного общества? Для того чтобы ответить на данный вопрос, вы будете работать в группах с матрицами SWOT-анализа. (Рекомендуем заранее дать учащимся информацию об основных особенностях метода, провести контроль понимания и итоговый инструктаж).Методические рекомендации. Группы могут формироваться по различным критериям: по выбору учителя или по желанию самих учащихся. С нашей точки зрения, оптимальным на первом этапе является формирование групп самим учителем, учитывая психологические и индивидуальные особенности учащихся. Желательно, чтобы в каждой группе были учащиеся с различным уровнем учебных способностей. Также важно обратить внимание учащихся на то, что построение данной базовой матрицы не является самоцелью учебной деятельности, а лишь необходимым средством перехода к комплексному анализу рассматриваемой проблемы, формулирования соответствующих выводов.Мифологическое познаниеТаблица 7Народная мудростьТаблица 8Познание средствами искусства Таблица 9Методические рекомендации. Возможно деление класса на . рун пы, исходя из количества форм ненаучного познания, которые « дальнейшем, заполняют общую матрицу. Возможно проведение второго урока по данной теме, с целью дифференциации вы>и. ин ных угроз, анализа вероятности реализации угроз и возможно' теи применения ненаучных форм познания. Если Вы впервые примети те данный метод, то в этом случае можно ограничите ч но строением только базовой матрицы SWOT-анализа.Работа в группах (восемь-десять минут). Выступления каждой группы - три-четыре минуты. По итогам обсуждения совместно с педагогом заполняется сводная матрица (таблица 10). При наличии времени и успешности выполнения данной работы дается задание на ранжирование угроз и возможностей (таблицы 11 и 12).Задание 1-й группе: Выявите наиболее сильные стороны ненаучных форм познания;Задание 2-й группе: Выделите наиболее слабые стороны ненаучных форм познания;Задание 3-й группе: Определите наиболее сильные возможности ненаучных форм познания;Задание 4-й группе: Выявите угрозы ненаучных форм познания.Анализ угроз (итоговая матрица) Таблица 11Анализ возможностей (итоговая матрица) Таблица 12Итоговый вопрос урока. На основе изученного материала и проведенной работы обоснуйте, в чем заключается основная роль и значение ненаучных форм познания в современном обществе?Вывод. Познавательная деятельность весьма разнообразна. На пути к истине человека ждут и заблуждение, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут существовать с предрассудками и невежеством. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия в познании действительности, сочетания разных форм исследовательской деятельности.Подведение итогов. Обобщение. Оценивание.Домашнее задание. Напишите эссе (две-три страницы), в котором вы должны описать и проанализировать реальную ситуацию (проблему) из Вашей жизни либо из современной социальной практики, которую можно успешно решить с помощью ненаучных форм познания. Работа должна сопровождаться аргументами и выводами.Методические рекомендации. Применение данного метода может способствовать развитиюу учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать различные социальные объекты, выявляя их общие характерные черты и различия; устанавливать соответствия между существенными и малозначительными признаками социальных явлений и обществоведческих (исторических) терминов; различать в социальной информации наиболее значимые факты и позиции, аргументы и выводы. Таким образом, создаются благоприятные условия для формирования ряда значимых интеллектуальных компетенций.