Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства
Автор: Бирюкова Елена Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №20 г.Нижнего Новгорода
Методический доклад на тему
Современные инновационные технологии
на уроках изобразительного искусства
Выполнил:
Бирюкова
Елена Геннадьевна
Учитель изобразительного искусства МБОУ Школа №20
г. Нижний Новгород
2024 г.
Цель современного образования заключается в том, чтобы дать людям возможность успешно действовать и участвовать в развивающемся обществе. Мы, как педагоги, стремимся развить в детях устойчивый интерес к изобразительному искусству, художественным традициям, а также развить их художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы, творческий потенциал. В условиях модернизации российской системы образования, одной из основных задач является обеспечение современного качества образования, которое соответствовало бы актуальным и перспективным нуждам личности, общества и государства.
В педагогике, понятие "компетентность" определяется как опыт различных видов деятельности, результатом которой становятся умения обучающихся, их способности и личностные ориентиры. Современные педагогические технологии позволяют сформировать комплекс компетентностей, которые включают интеллектуальные, коммуникационные, информационные и общекультурные компетенции.
В образовании применяются различные инновационные методики, которые помогают повысить качество знаний школьников. Одной из таких инноваций является обучение в сотрудничестве, которое предусматривает совместное расследование, где обучающиеся работают вместе, создавая и продуцируя новые знания.
Дифференцированное обучение ставит своей целью организацию учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
Личностно-ориентированное обучение выдвигает на первый план личность ребенка и ее самобытность, самоценность. Также применяются игровые технологии и активные методы обучения для активизации учебного процесса и развития творческого мышления учащихся.
Технология интегрированного обучения включает использование межпредметных связей и проведение различных типов уроков.
Учебный проект предлагает обучающимся самостоятельно разрабатывать и создавать продукты, которые имеют новизну и являются результатом их идей и творчества.
Разноуровневое обучение предполагает, что уровень усвоения учебного материала может быть разным, но все учащиеся овладевают базовыми знаниями и умениями в соответствии с их способностями и потребностями.
Проблемное обучение заключается в использовании различных методов для формирования мыслительных способностей и познавательных потребностей обучающихся.
Технология развивающего обучения направлена на организацию уроков изобразительного искусства, которые стимулируют развитие учащихся на основе их индивидуальных особенностей и способностей.
Все эти инновационные технологии помогают создать более качественное образование, которое будет соответствовать современным требованиям и нуждам детей и общества. Их внедрение в учебный процесс помогает повысить уровень знаний и навыков школьников, а также развить их творческий потенциал и личностные качества.
Приятным новшеством стала обязательная техническая оснащенность учителя ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.
Но для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Появилась возможность объединить в уроке изобразительного искусства теоретический и демонстрационный материал с помощью мультимедийного оборудования, таких как слайды, фильмы, видеоролики, музыка и презентации. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку и позволяет обучающимся погрузиться в мир искусства, примерить на себя роли художника, дизайнера или архитектора. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися как игра, но постепенно вовлекает их в серьезную творческую работу, стимулируя развитие их личности. В результате можно выделить следующие формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:
1. Источник информации и новых знаний
Компьютер может служить средством получения новой информации и знаний для учеников.
2. Поддержка целей и задач урока, поставленных учителем
Мультимедийные материалы могут помогать учителю достигать поставленных на уроке целей и задач.
3. Организация проектной деятельности обучающихся
Компьютер позволяет организовать проектную деятельность учеников, стимулируя их творческий потенциал.
На уроках можно использовать различные виды мультимедийных материалов, такие как фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания. Фильм-презентация может быть использован на уроках лекций, бесед об искусстве, вернисажах. Во время демонстрации фильма учитель сопровождает его лекциями или комментариями, стимулируя активное обсуждение произведений искусства.
Мультимедийные презентации являются эффективным методом организации обучения на уроках и выходят за рамки традиционной классно-урочной системы.
Слайд-фильмы могут быть использованы на любом этапе урока и моментально вовлекают учеников в творческую работу. Они особенно подходят для уроков поэтапного рисования или тестовых заданий.
Компьютер также может быть использован обучающимися для выполнения домашних заданий, демонстрируя их самостоятельность и творческий подход к учебным задачам.
В заключение, я хотела бы отметить, что если ученик получает удовольствие от уроков изобразительного искусства, то это является гарантией того, что в будущем рисование станет его предпочитаемым занятием. Оно поможет ему почувствовать прелесть творчества, научиться управлять своими эмоциями, а также развить свои навыки в изображении и фантазии. Таким образом, он обретет успех и счастье в своей жизни.
5