Педагогическая система образования детей с нарушением зрения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая система образования детей с нарушением зрения
Автор: Шваб Наталья Александровна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МУРМАНСКИЙ АРТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ФГБОУ ВО «МАГУ»)ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: специальная педагогика Выполнила студентка Шваб Наталья Александровна 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, ЗФО Научный руководитель: Голишникова Елена Ильинична, кандидат педагогических наук, доцент ЛГП(у)-2 Мурманск2018СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДНИЕ……………………………………………………………………31. Классификация нарушений зрения, причины возникновения…………42. Историческая справка…………………………………………………….73. Тифлопедагогика как наука………………………………………………94. Система образования для слепых и слабовидящих детей……………..115. Первые учреждения для детей с нарушениями зрения………………...156. Список используемой литературы ……………………………………...16ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ последнее время вопросы здоровья людей приобретают все большую актуальность. Здоровье населения является ключевым компонентом устойчивого положения страны. Без этого компонента не удастся достичь полноценного развития ни экономической, ни социальной, никакой-либо другой отрасли государства. Как правило, здоровье и основы нормального развития человека имеют начатки еще во внутриутробном периоде. К огромному сожалению, с каждым годом все больше и больше детей приобретают отклонения в развитии Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями зрения. Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.Незрячий ребенок имеет вес возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятияКЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯОбычно отечественные специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения.1. Функциональные нарушения зрения.Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены,в том числе, и тренировками. Амблиопия – это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии: а) обскурационная – возникает в результате существовавшего в течение некоторого времени помутнения оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.). б) рефракционная - следствие аномалии рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия – неодинаковая рефракция глаз) и отсутствия адекватной оптической коррекции в) дисбинокулярная – возникает в результате косоглазия (бывает с центральной и нецентральной фиксацией). г) истерическая – может возникнуть в состоянии аффекта.По тяжести различают три степени амблиопии в зависимости от уровня остроты зрения лучшего глаза с оптической коррекцией. Амблиопия высокой степени соответствует остроте зрения 0,01 - 0,2, амблиопия средней степени – остроте зрения 0,2 – 0,4 и амблиопия слабой степени соответствует остроте зрения 0,4- 0,8.2. Органические нарушения.Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.Низкое зрение (low vision) по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет менее 0,3. Острота зрения менее 0,02 уже соответствует формальной слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть людей, которые считаются формально слепыми еще могут видеть предметы, т. е. имеют низкое предметное зрение.Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм). Для нужд специального образования выделяют группу лиц с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения менее 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02). Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими. Те же слепые, которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной или неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения (тотально слепые). Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах, о чем подробнее будет сказано ниже.Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией. Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных претерпевает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты (10-15% случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сетчатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения. Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если ребенок не отвечает с этого расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию. Например, если ребенок видит первую строку таблицы ( соответствующую остроте зрения 1,0 при измерении с 5 м) только с расстояния 1 м, острота зрения будет равна 0,02. Когда ребенок не узнает картинки, можно попробовать проверить зрение и с помощью пальцев руки. Если больной правильно считает, сколько предъявляется пальцев с расстояния в 1 м, это также требует остроты зрения, приблизительно равной 0,02. Если используется другое расстояние, значение остроты зрения 0,02 следует умножить на данное расстояние, выраженное в метрах.Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения здоровья, т. е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙЗаболевания зрительной системы бывают врожденными, приобретенными и наследственными.Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. При этом сами родители могут быть и здоровы. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, астигматизм и др.Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности, инфекционные заболевания беременной женщины (краснуха, токсоплазмоз и пр.). В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный фон, асфиксия во время родов и др. Приобретенные заболевания зрительной системы у ребенка также вызываются различного рода эндогенными и экзогенными факторами, касающимися уже непосредственно самого ребенка. К эндогенным факторам можно отнести кровоизлияния, осложнения после ряда инфекционных и других заболеваний. Экзогенные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние после рождения ребенка – это травмы, химические вещества (например, неправильная дозировка кислорода при доращивании недоношенных детей), повышенный радиационный фон и др.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАПроблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения являются предметом тифлопедагогики (от греч. typhlos - слепой). Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.В середине XVIII в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых в назидание зрячим», и через 34 года после выхода первого письма «Прибавление к письму о слепых». Д. Дидро писал о глубоком личностном своеобразии людей с нарушениями зрения, возможности компенсации нарушения, воспринимая дефект как стимул для развития отдельных способностей и качеств личности. Автор был уверен, что обучение и воспитание слепых детей должно начинаться в самом раннем возрасте.Выдающейся фигурой тифлопедагогики является Луи Брайль 1(1809-1852),потерявший зрение в трехлетнем возрасте воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, автор изобретения, изменившего систему обучения слепых, основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.Первое учебное заведение для слепых в России (училище слепых) было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.Как отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная парижанином В. Гаюи модель специальной школы для слепых в российскую жизнь не вписалась. По мнению исследователя, подлинное рождение в России школы для слепых случилось уже в последней четверти XIX в. Всего за два десятилетия (1881-1900 гг.) на территории России получила бурное развитие практика специального обучения детей с нарушениями зрения, в результате чего открылось 24 таких учебных заведения.Первым российским городом, где начали создавать школу нового типа для слепых детей, стала Москва. Инициатором создания учреждения явился обер-пастор Евангелическо-лютеранского храма апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф. В 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв двадцать воспитанников. Пока тянулась бюрократическая волокита, Москва уступила пальму первенства своему извечному сопернику Санкт-Петербургу. Там школу для слепых удалось открыть годом раньше (1881) стараниями Константина Карловича Грота. Все эти школы существовали на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).Самым главным достижением Попечительства о слепых и деятельности специальных учебных заведений стало изменение отношения общества и государства к слепым к концу XIX в. После Октябрьской революции школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.В начале 30-х годов XX в. появились первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х годов открылись и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.ТИФЛОПЕДАГОГИКА КАК НАУКАТифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих). Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Тифлопедагогика изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы. Тифлопедагогика изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещённости в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.).Проблемы тифлопедагогики разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведётся на дефектологических факультетах Санкт-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов. Российская тифлопедагогика имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование мировоззрения, подготовку к жизни и труду. Российская Тифлопедагогика разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Тифлопедагогики – рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения, коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙДомашнее воспитание и обучение ребенка при нарушениях зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Среди основных особенностей домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения можно назвать следующие положения:- квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.);- «комментированное» общение взрослого с ребенком («видеть с помощью слуха»): слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т.д.;- оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка;- организация разнообразных видов деятельности - общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;- демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений;- создание условий, соответствующих возможностям слепого или слабовидящего ребенка, атмосферы любви и взаимного уважения;- знание родителями особенностей развития ребенка с нарушениями зрения, влияния первичного нарушения на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий мир при помощи сохранных чувств;- гармоничное развитие всех способностей ребенка.Коррекционно-компенсирующая направленность специального образования детей с нарушениями зрения способствует их полноценному развитию и социальной адаптации.В результате систематического организованного общения с действительностью, как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Чувственный уровень представлений о звучащем мире у детей с дефектами зрения близок к уровню нормально видящих детей.В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитываются незрячие и слабовидящие дети, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель этих учреждений - воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения и подготовка детей к обучению в школе.Образовательная составляющая направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей, развитие всей компенсирующей системы (слух, осязание, мобильность и ориентировка в пространстве), формирование навыков самообслуживания.Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих направленно на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Основными функциями школы для слепых и слабовидящих детей являются: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, санитарно-гигиеническая, лечебно-восстановительная, социально-адаптационная и профориентационная. Реализация этих функций обеспечивает нормализацию развития детей с нарушениями зрения, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).Обучение детей с нарушениями зрения опирается на следующие основные принципы:- широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);- использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;- проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;- развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);- организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушениями зрения, между общественным и семейным воспитанием;- создание оптимальных условий для зрительного восприятия (достаточная освещенность, удобное размещение детей, доступное расположение наглядного материала, регулирование зрительных нагрузок, организация коррекционных упражнений для зрения).Программы обучения детей с нарушениями зрения построены с учетом особенностей их развития: учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов; увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.Среди особенностей организации и содержания учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушениями зрения исследователи выделяют:- учет общих закономерностей и специфики развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;- увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения;- дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;- специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;- развитие зрительного восприятия и формирование предметных представлений;- социальная адаптация;- ориентировка в пространстве;- развитие осязания и слухового восприятия;- лечебная физкультура и ритмика;- коррекция нарушений речи.Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифло-приборов, рельефно-графических пособий (для незрячих), плоскопечатных (для слабовидящих).Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предполагает использование специфических средств обучения и коррекции незрячих и слабовидящих:- учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельефными рисунками, чертежами, схемами;- для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать;- для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями;- тифлотехнические средства компенсации нарушенных функций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами);- оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы);- специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения;- светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;- различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих программистов, специальные приборы для рельефного черчения и рисования;- «говорящие» книги - тиражированные на звуковоспроизводящих носителях записи книг;- специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п.Специфичными являются условия эффективного использования наглядности в учебном процессе. При ее применении необходимо соблюдать определенные условия (Е.Н. Подколзина):1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).2. Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть се, обследовать с помощью осязания.4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее.После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами. 6. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог должен обращать внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формировать у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием. Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушениями зрения должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.Сегодня предметом пристального изучения являются различные модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения (В. Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи исследователи отмечают необходимость решения целого ряда проблем:1) проблема специальной подготовки педагогов массовой школы для работы в условиях образовательной интеграции;2) организация качественной консультативной помощи тифлопедагога детям с нарушениями зрения, педагогам и родителям;3) формирование адекватного отношения к детям с нарушениями зрения со стороны педагогов, родителей нормально развивающихся детей, общества в целом;4) обеспечение общеобразовательных школ необходимыми средствами обучения для детей с нарушениями зрения.Таким образом, в настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Кроме нарушений зрения у таких детей обнаруживаются нарушения двигательной, психологической, эмоционально-волевой и других сфер. Биологический дефект осложняется еще и социальным окружением ребенка. Для воспитания и обучения этих детей созданы специальные школы, разработаны специфичные средства и методы, изобретена тифлотехника и др. Следовательно, степень развития слепых и слабовидящих детей зависит от совокупности степени тяжести и локализации нарушения, своевременно оказанной помощи, отношения родителей к ребенку и других компонентов их жизни. Т.е. незрячий ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. ПЕРВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯВалентин Гаюи (1745 - 1822), французский педагог, основатель первых учреждений для слепых во Франции и в России.  В 1784 году он создает Парижский национальный институт слепых, который размещается в мрачном тесном здании на улице Сен-Виктор. Содержался он за счет государственных средств, частных пожертвований, доходов от мастерских, в которых работали слепые воспитанники, и концертов, устраивавшихся учащимися и преподавателями.  Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам. Первая специализированная школы для слабослышащих детей в Мурманской области была основана в 1976 году в поселке Африканда. В 1983 году согласно приказу областного отдела народного образования г. Мурманска по решению облисполкома № 346 от 10.08.1983 г. школа была закрыта и переведена в г. Мурманск. Школа-интернат начала функционировать в городе Мурманске 28 августа 1983 года. С 01.09.2007 г. на базе школы-интерната открыты классы для обучающихся по программе школ III-IV видов. В 2007 году школа-интернат была переименована в связи с изменением Устава   в государственное областное образовательное учреждение «Мурманская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 I – IV видов» (приказ комитета по образованию Мурманской области от 24.04.2007 года № 724). С 2011 года школа-интернат носит название Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Мурманская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 . В настоящее время в школе обучаются и проживают дети с различной степенью нарушения слуха, с различными патологиями зрения из города Мурманска и Мурманской области. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.2. Дефектологический словарь (глоссарий): Справочное пособие учебно-методического комплекса по курсу «Основы специальной педагогики и психологии» / Авт.-сост. И.А. Архип, Е.И. Голишникова. – Мурманск: МГПУ, 2008. – Часть 2. – 102 с. 3. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : учеб. пособие / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2007. – 81 с. 4. Щеткина Г.Ф. - Основы тифлопедагогики(2008).5. Дружинина, Л. А. Создание условий и перестроение структуры и организации развивающей среды в детском саду для детей с нарушениями зрения / Л. А. Дружинина // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006. – С.55-61. 6. Подколзина, Елена Николаевна. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания [Текст] / Е. Н. Подколзина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2008. — 467. Подколзина, Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2005. – №6. – С.33. 8. Подколзина, Елена Николаевна. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст] : метод. пособие / Е. Н. Подколзина. — М. : Линка-пресс, 2009. — 169 c.9. Саматова, Альбина Вильсуровна. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] : руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы / А. В. 10. Саматова. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 92c.11. Тупоногов, Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр./Б.К. Тупоногов - М.: Город Детства, 2008. – 224 с.