"Способы формирования компетенций "4К" обучающихся средствами ДООП"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Способы формирования компетенций "4К" обучающихся средствами ДООП"
Автор: АКУЛОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества»Семинар«СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ «4К» ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДООП»(методическая разработка)Акулова Елена Евгеньевна,ЗДУМР/ ПДОЩучье 2024Цель: познакомить педагогов с методами и приемами формирования компетенций «4К»Задачи:
  • продемонстрировать приемы и методы технологии формирования компетенций «4К»
  • создать условия для активного взаимодействия участников семинара  между собой
  • организовать рефлексию семинара с целью определения его результативности
  • Форма проведения семинара: теоретический с элементами технологии деловой игрыЦелевая аудитория: педагоги дополнительного образования Дома детства и юношестваДата проведения: 29 января 2024Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Я приглашаю вас на игровую площадку фантазии, творчества и вдохновения.Сегодня хозяином этой площадки будем мы с вами и «4К» компетенции. Наше общение пройдет в форме теоретического семинара с элементами деловой игры «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ «4К» ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДООП»А начать семинар я хотела бы притчей:  Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».     Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».     Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.     Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?       Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.Психологический настрой «Приветствие»Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я раздам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех, не забывая сказать, на каком языке приветствие.
  • На Востоке говорят «Салям алейкум» и складывают руки возле груди, вот так (показ)
  • В Германии девушки говорят «О-ля-ля» и машут правой рукой.
  • В Англии говорят «Хелоу» и поднимают над головой собранные в замок руки.
  • Во Франции мужчины говорят «Бонжур» и наклоняют голову вниз.
  • В Украине «Здоровеньки буллы!»
  • На планете Мумба-Юмба раздвигают руки и говорят «Ку»
  • Таджики пожимают протянутую им руку сразу двумя своими в знак уважения
  • Индейцы говорят «Намастэ», что означает «Я приветствую бога в твоем лице»
  • «Айхал», так приветствуют в Якутии (молитвенный возглас, выражает радость, пожелание блага, счастья
  • Спасибо всем. И если, как говорят учёные, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться.Прием «Выбери дистанцию»Уважаемые педагоги! «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ «4К» ОБУЧАЮЩИХСЯ» - символ обсуждаемой темы семинара (поставить флажок с названием темы семинара в центр аудитории) Я предлагаю вам встать на таком расстоянии от флажка, которое могло лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдалённость по отношению к теме семинараСейчас каждый из педагогов одним предложением объясните выбранное вами расстояниеОжидание от семинара «Вызов»Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» (участники семинара заполняют 1 и 2 графы, 3-я графа заполняется на 3 стадии «рефлексии»)Деление на группы/Прием «Колечки» Я попрошу всех участников семинара встать в центр зала и сыграть в игру, которая называется «Колечки». Условие игры: сколько раз я хлопну в ладоши, по столько человек, вы беретесь за руки и дружно произносите: «Мы готовы!», образуя тем самым «тесное» колечко. (Например, после трёх хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам – кто быстрее! Каждое колечко – рабочая группа).И так, рабочие группы «Критическое мышление», «Креативное мышление» у нас готовы и я предлагаю вам занять свои местаПравила работы в группах
  • Правила 3-х лучей: хочу, могу, буду (в группе нет исполнителей и наблюдателей, все – участники)
  • Правила 3-х «П»: пойми, прими, поддержи
  • пойми свое состояние и состояние других
  • прими право других на свою точку зрения
  • поддержи то хорошее, что есть в других
  • Правило «само-, взаимо-, со (от самосознания через взаимоустремленность к содействию и согласию)
  • Задание в группах «Педагоги, с помощью приема Кластер, вокруг ключевого понятия «4К» Компетенции запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темойВведениеДля успеха в профессии любой специалист должен обладать двумя видами навыков:
  • профессиональными, «жесткими» навыками, Hard skills (профессиональными компетенциями в трактовке ФГОС). Это все навыки, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек
  • дополнительными, «гибкими» навыками, Soft skills (общими или надпрофессиональными компетенциями в трактовке ФГОС)
  • Soft skills рассматриваются как приобретенные навыки, которые человек получил путем формального, информального и неформального образования с опорой на свой личный жизненный опыт, и которые он использует для своего дальнейшего непрерывного профессионального развития.Пандемия, стремительное развитие информационных технологий, значительный объем информации, увеличение количества, роли и вариативности способов коммуникации при выполнении профессиональных задач требуют достаточно высокого уровня развития soft skills у представителей практически всех профессий. Представители работодателей формируют запрос от профессиональных образовательных организаций на высококвалифицированных специалистов, которые будут обладать не только необходимыми для выполнения трудовых функций профессиональными компетенциями, но и soft skills.Также на Всемирном экономическом форуме был сформирован ТОП-10 навыков, актуальных в 2020 году
  • комплексное решение проблем
  • взаимодействие с людьми
  • критическое мышление
  • эмоциональный интеллект
  • навык ведения переговоров
  • креативность
  • умения анализировать и принимать решения
  • гибкость мышления
  • умение управлять людьми
  • клиентоориентированность
  • Таким образом, система среднего профессионального образования должна сформировать будущих профессионалов, которые сочетают в себе одновременно самостоятельность мышления и способность к самостоятельному действию, способность к сопереживанию, уважение к другим людям, креативность мышления, готовность к профессиональному общению и сотрудничеству на работе и в жизни. Специалист будущего должен обладать четким моральным компасом, понимать свою ответственность перед окружающими и осознавать границы своих возможностей. Он должен обладать развитым культурным интеллектом и свободно воспринимать традиции и обычаи других. Он должен быть открыт к разным способам познания мира – и к науке, и к искусству.Уже с 2010 года шел процесс становления концепции «4К» (коммуникация, коллоборация, креативность, критическое (проблемное) мышление) как основы для формирования востребованных компетенций у выпускников образовательных организаций, которыми необходимо обладать для конкурентоспособности и востребованности на рынке труда в XXI веке. Концепция «4К» была принята научным сообществом, всесторонне изучена и апробирована, в результате чего получила широкое применение во многих образовательных стандартах. В России о 4К компетенциях активно заговорили примерно с 2014 года на научных и образовательных конференциях. Активно идеи «4К» в образовании сегодня продвигаются Фондом новых форм развития образования, благотворительным фондом «Вклад в будущее»Концептуальная основа формирования компетенций «4К» у обучающихся: креативности/креативного мышления, критического мышления, коммуникации и кооперацииВ новом сложном мире будет все меньше фиксированных профессий и все больше ситуативных ролей, которые человек станет занимать в процессе реализации коллективных и индивидуальных целей. Рабочая среда будет постоянно меняться. Образование столкнулось с ситуацией, когда в ряде сфер знания, умения и навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения. Именно поэтому требуется совершенно новый подход к составляющим компетентности будущего профессионала, которые должны лечь в основу образовательных программ. Проблема, которую предстоит решить, не ограничивается определением нового набора профессиональных компетентностей или обновлением передаваемых знаний. Трансформация экономики и социума требует пересмотреть всю логику индустриальной образовательной модели. Сегодня наблюдается становление новой образовательной парадигмы, которая будет способствовать переходу общества к иному социальному и экономическому укладу. В последние несколько лет профессиональное образование во всем мире отходит от ориентации на формирование, преимущественно, профессиональных знаний, умений и навыков, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций, навыков. Несмотря на различные конфигурации этих навыков в тех или иных моделях образования, их набор остается достаточно устойчивым. Помимо собственно профессиональных знаний, умений и навыков предлагается рамка умений XXI в., в которой выделяются «инновационные умения» - критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, коммуникация и коллаборация, а также большой набор умений «жизненных» или «карьерных».На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые на всех уровнях образования, разделены на три типа: базовая грамотность, компетенции и качества характера. Сюда мы также добавили и результаты профессиональной направленности. Таблица 1. Навыки XXI в.Центральную часть модели занимают компетенции ««4К»»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Для понимания, как формировать данные компетенции необходимо разобраться, что включает каждая из нихЗадание в группахНа первоначальном этапе я предлагаю вам самостоятельно добыть знания и заполнить таблицу, в которой необходимо разграничить понятияКритическое мышлениепоследовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностямКреативностьспособность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем (в том числе и профессиональных), ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знанияКоммуникация способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстахКооперацияумение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственнымКак можно определить критическое мышлениеОсновой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных. Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине». Подобным образом определяет ситуацию когнитивного развития Д. Хэтти. Для него когнитивное развитие, или когнитивная акселерация, происходящая в процессе обучения, – это социальный процесс, которому способствует качественный диалог между обучающимися при поддержке педагога. При этом важно, чтобы любая учебная ситуация представляла когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления обучающегося. Это способствует развитию критического мышления и должно быть положено в основу новых учебных заданий. Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский и др. Стоит отметить, что в понимании природы критического мышления наиболее известные ученые и педагоги, работавшие в разных странах, в разных культурных и исторических контекстах, очень близки. Приведем несколько определений критического мышления.«Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью» (И.О. Загашев). «Критическое мышление - последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» (В.Н. Брюшинкина и В.И. Маркова). «…Целенаправленное, саморегулируемое суждение, результатом которого является интерпретация, анализ, оценка и выводы, а также объяснение тех фактических, концептуальных, методологических, критериальных оснований или контекстных факторов, на которых основано суждение» (Facione P.). «Активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любых убеждений или знаний в свете тех оснований, на которые они опираются, и дальнейших выводов, к которым они приводят» (Dewey J.). В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько умений. Мы приведем широко распространенный перечень, сформулированный группой экспертов:
  • Анализ
  • Умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
  • Оценка
  • Умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов.
  • Объяснение (аргументация)
  • Умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы.
  • Выведение гипотез (планирование решений)
  • Умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
  • Саморегуляция (контроль)
  • Рефлексия, самопроверка и коррекцияЗадание в группах/ Прием «Пазлы»С помощью приема «Пазлы» восстановите приемы развития критического мышленияПриемы развития критического мышления
  • Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. На первом этапе обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – обучающиеся обмениваются информацией
  • Прием «Верите ли вы?». Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию
  • Парная мозговая атака. Пара обучающихся составляет список того, что они знают или думают по теме. Для данного задания устанавливается жесткий лимит времени. Обычно 2-3 минуты. Данный прием помогает тем ребятам, для которых затруднительно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ребенок легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся
  • Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой
  • Плюс – минус – вопрос. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию по такому принципу: в графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения обучающегося, носит позитивный характер, в графу «М» – негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»)
  • Корзина идей. Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все дети вместе знают об изучаемой теме
  • «Загадка». Тема занятия зашифрована в виде загадки или загадки-описании
  • «Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме занятия. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца занятия. В конце занятия на него дети должны самостоятельно дать ответ        
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».  В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
  • «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой занятия.
  • «Да – нетка». Педагог зачитает утверждения, связанные с темой занятия, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
  • «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ
  • Очень распространений метод «Шесть шляп мышления» включает такое же количество способов мышления:
  • Белая шляпа. В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
  • Желтая шляпа. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
  • Черная шляпа. Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
  • Красная шляпа. Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
  • Зеленая шляпа. Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
  • Синяя шляпа. Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
  • В начале семинара, мы с вами, использовали прием «Кластер»Как можно определить креативность, или креативное мышлениеВ отличие от критического мышления, описания креативности в работах разных авторов более вариативны. Здесь также приведет определения: Творческое мышление - это нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества) (А.Я. Пономарёв). Креативность — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем (в том числе и профессиональных), ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания (Lucas B., Claxton G., Spencer E. P.). Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации. Но есть и то, что менее очевидно, например, такая постановка вопросов, которая открывает новые варианты решений, или установка таких связей между явлениями, которые становятся вызовом для наших ожиданий и открывают возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения (Facione P.). При разработке оценивания креативности/креативного мышления можно опираться на модель Б. Лукаса, в которой выделены отдельные компоненты креативности. В структуру креативности, представленную в этой модели, российскими разработчиками внесены небольшие изменения, чтобы наилучшим образом подходить для оценки действий ученика в ходе работы над заданием. 1. Любознательность (активный интерес к заданию):
  • интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; проговаривание ассоциации)
  • самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках)
  • 2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей. Здесь выделяются два аспекта:
  • оригинальность предложенных идей
  • гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей
  • 3. Развитие предложенных идей:
  • оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования
  • Приемы развития креативности
  • «Это что?». Педагог показывает фигуру, к примеру, синий квадрат. Надо подобрать как можно больше вариантов, что бы это могло быть.
  • Например: кусок льда, коробка с подарком, кубик т.д.
  • «Придумай причину». Этот прием позволяет ребенку рассматривать различные причины происходящего, для принятия правильного решения.
  • Например: «Вы пришли из школы домой, а в комнате на кровати сидит воробей». Детям важно придумать как можно больше причин его появления. Причем педагог дает установку, какую причину им искать: реальную, фантастическую, сказочную (залетел в окно, пришелец с другой планеты, волшебный, умеет превращаться в разные предметы, с вечера он был горшком с цветком)
  • «Фантазеры». Представьте, что вы нашли волшебную палочку, которая может любой предмет увеличить или уменьшить. Что хорошего или плохого будет если увеличить все деревья. (Хорошее: будет больше кислорода. Плохое: невозможно собирать плоды)
  • Как можно определить коммуникациюКоммуникацию и кооперацию, или сотрудничество, при выполнении каких-либо действий в команде описать легче, чем другие составляющие ««4К»», поскольку эти навыки больше проявляются на внешнем плане и за ними проще наблюдать. Эффективная коммуникация связана с развитием у человека коммуникативной компетентности – способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа, дом и отдых). Коммуникация проявляется в умении обучающегося задавать вопросы педагогам, одногруппникам и отвечать на их вопросы понятным для них образом, в случае необходимости обращаться за разъяснением того, что оказывается непонятным в сообщениях или рассуждениях, и, в свою очередь, умении разъяснить свои идеи и предложения. Структура этой компетенции/навыка представлена так. 1. Готовность к коммуникации:
  • отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос
  • 2. Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру:
  • в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнера
  • 3. Убеждающая коммуникация:
  • использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации
  • Развитие коммуникативных УУД
  • «Церемония приветствия». Детям задается вопрос, как люди приветствуют друг друга. Желающие могут показать разнообразные приветствия. Затем детям предлагается придумать новый способ приветствия для своего коллектива. Форма приветствия должна быть простой и легко запоминающейся. Дети разбиваются на пары и изобретают новую форму приветствия. Все пары обязательно должны показать свои изобретения. Путем голосования выясняется, каким способом обучающиеся будут здороваться на следующей неделе. (ПРОИГРАТЬ С ПЕДАГОГАМИ!!!)
  • «Слушаю и слышу». Трое или четверо детей выходят за дверь. Педагог читает детям небольшой рассказ. Потом приглашается первый ребенок из-за двери и кто-то ему пересказывает этот рассказ. Потом первый рассказывает второму. И так по цепочке
  • Пример текста: Где-то далеко, за 520 тысяч километров отсюда, в Фруктовой стране, в Яблочном городе, на зеленой улице, в маленьком домике с красными ставнями жил веселый гном по имени Пух. (ПРОИГРАТЬ С ПЕДАГОГАМИ!!!)
  • «Художники». Дети разбиваются на четверки, у каждой четверки набор карандашей и альбомный лист. Каждый член группы произвольно разрисовывает свой угол альбомного листа. Затем лист переворачивается на 90 градусов и ребенок продолжает дорисовывать рисунок, сделанный предыдущим художником. Через время лист опять поворачивается на 90 градусов. Таким способом заполняется весь лист. После этого группа придумывает название своей картины и показывает ее всем.
  • Как можно определить кооперациюВ рамках различных компетентностных моделей под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивают свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определяют свой вклад и оценивают коллективный результат как свой собственныйСтруктура этой компетенции/навыка представлена так. 1. Принятие общих целей:
  • умение разделять цели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе
  • 2. Социальное взаимодействие:
  • участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды
  • готовность помочь им; готовность взять на себя ответственность за общий результат
  • 3. Выполнение взятых на себя обязательств:
  • готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде
  • ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата
  • 4. Самостоятельность и инициативность:
  • способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи
  • умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать
  • Важно подчеркнуть, что каждый раз, предлагая обучающимся выполнить задание в группе, педагог имеет возможность научить их работать в команде. Этому может помочь повторение с обучающимися основных правил командной работы:
  • высказываться по очереди и выслушивать каждого
  • рассматривать все высказанные предложения
  • не давать обидных комментариев на предложения одногруппников
  • обращаться за разъяснением и помощью сначала к членам команды и только потом к другим или педагогу
  • согласованно распределять работу между всеми членами команды
  • при желании определить ответственных за тот или иной участок работы
  • Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как одна из составляющих общих компетенций ФГОС по каждой профессии. Если мы хотим помочь обучающимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно и в системе. Любое занятие (изучение теории или практика) – это место, где они могут не только осваивать содержание программы и оттачивать навыки, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и умения и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде. Чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса:
  • Как интегрировать новые компетенции/навыки в программы?
  • Как их формировать на занятиях?
  • Как их оценивать?
  • Приемы развития кооперации
  • «Подумайте — объединитесь в пары — поделитесь»
  • «Вокруг стола»
  • «Несколько голов вместе»
  • «Открываем ответы»
  • «Обсуждаем в команде»
  • Игра «Ассоциация с игрушкой»Участникам предлагается черный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем игрушка похожа на негоСпособы формирования компетенций «4К» у обучающихсяЕсли мы хотим, чтобы компетенции «4К» развивались, нам необходимо обратить внимание на состояние образовательной среды, способы организации образовательного процесса, технологии и методы обучения и тренировки профессиональных навыков, формы взаимодействия с обучающимися. К вопросам формирования и оценки компетенций «4К» также стоит подходить творчески, но при этом не забывать о последствиях, оценивать преимущества и риски, и, самое главное, – нести ответственность за результаты своей работы.Традиционное образование учит решать проблемы последовательно, разбивая их на выполнимые задачи. Но в современных обществах этого недостаточноТрадиционное образование опирается на индивидуальные усилия обучающегося и индивидуальную оценку достижений. И снова, в современных условиях этого недостаточно.В традиционном образовании обучающиеся получают «багаж» знаний, умений и мудрости от педагога, в новом образовании необходимо научиться эту мудрость передавать и создавать путем сопровождения обучающихся, организации наставничестваПроектная деятельность, кейсовые задачи, решение профессиональных задач позволят обучающимся приобретать опыт, применять знания из разных областей и научиться принимать профессиональные решенияИтак, чтобы организовать деятельность по формированию компетенций «4К» необходимо учитывать несколько компонентов личностно-развивающей образовательной среды:
  • организационно-технологический
  • предметно-пространственный
  • социальный
  • Организационно-технологический компонент предполагает, что в практику образования должны войти новые формы организации учебной деятельности обучающихся и новые способы оценивания образовательных результатов Предметно-пространственный компонент личностно-развивающей образовательной среды предусматривает соответствующие пространственные решения внутри образовательной организации (зонирование пространства, оформление «открытых» стен, кабинетов, наличие мест для неформального взаимодействия, создание доступных мастерских и т.д.), стимулирующие тренировку компетенций «4К». Данный компонент должен быть представлен развитой инфраструктурой, обеспечивающий индивидуализацию образовательных траекторий и развитие способностей и наклонностей обучающихся.Социальный компонент личностно-развивающей образовательной среды – это пространство отношений, общения и взаимодействия всех участников образовательного процессЗадание в группах/Прием «Стена»
  • С помощью приема «Стена» составьте основные характеристики заданий, применяемых на занятиях по формированию и развитию критического и креативного мышления (креативности), коммуникации и кооперации (1 группа)
  • С помощью приема «Стена» составьте основные элементы занятия по формированию и развитию критического и креативного мышления (креативности), коммуникации и кооперации (2 группа)
  • Цель занятий – создать пространство для формирования и развития критического и креативного мышления (креативности), коммуникации и кооперации. Основные характеристики заданий, применяемых на подобных занятиях:
  • учебная задача предполагает больше одного или множество возможных решений
  • в центре учебной задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств
  • учебное задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках заданной проблемы
  • учебное задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо парной работы
  • учебная задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках
  • учебная задача может включать поиск и использование информации из других дисциплин
  • Чтобы разрабатывать задания и проводить занятия, на которых у обучающихся могут формироваться компетенции «4К», следует учесть уже имеющиеся описания характеристик таких заданий и занятий. Например, характеристики креативного задания и креативного занятия:
  • Создание у обучающихся мотивации
  • Создание вызова (достаточно сложное задание)
  • Вариативность выбора у обучающихся
  • Отсутствие заданного алгоритма решения
  • Наличие нескольких правильных решений
  • Привлекаются знания и умения из разных сфер деятельности
  • Обязательное обсуждение в ходе решения
  • Групповая форма работы
  • Разработка собственного продукта группой
  • Разработанное занятие обязательно включает следующие элементы:
  • информацию для педагога, который проводит занятие
  • легенду для обучающихся, т. е. описание проблемной ситуации и связанного с ней проекта, исследования или эксперимента
  • заполненную технологическую карту занятия
  • лист групповой работы, который организует работу групп на занятии и обеспечивает обучающимся возможность проявлять и развивать учебную самостоятельность
  • раздаточные материалы для обучающихся
  • лист оценки в процессе педагогического наблюдения
  • Учебные ситуации подобного типа могут опираться на современные технологии смешанного обучения, которые подразумевают задействование ИКТ. Различные компьютерные технологии могут быть использованы во время занятия, при выполнении заданий в рамках самостоятельной работы, а также для коммуникации между обучающимися и педагогом.Также хорошо вписывается в креативные учебные ситуации стратегия перевернутого обучения, меняющая работу в группе и самостоятельную работу местами: обучающиеся самостоятельно изучают материал и ищут нужную информацию, а на занятии выполняют практическую работу в группе. Оценивание «4К» компетенцииСоциальный и эмоциональный интеллект, креативность, наши способности к сотрудничеству и совместному творчеству, а также другие важные навыки будущего должны поэтому включаться в метрику оценки, которую мы используем для определения успеха обучающегося на протяжении всей жизни – в процессе непрерывного обучения. Очень важно, чтобы система обучения и оценивания не разрушала, а способствовала развитию любознательности, креативности и сотрудничества, а также позволяла обучающимся учиться, совершая ошибки. Таким образом, чтобы приступить к формированию компетенций «4К» стоит критериально определить (перечислить поведенческие характеристики), как проявляется креативность, критическое мышление, коммуникация и коллаборация в процессе изучения той или иной дисциплины, модуля, проанализировать учебный или тематический план и решить, на примере каких тем и какое количество часов возможно использовать для тренировки компетенций (это должно быть системно), продумать учебные ситуации, сформулировать для обучающихся соответствующие учебные задачи, подобрать технологии, разработать раздаточный материал, организовать сам процесс на занятии и провести формирующее оценивание в форме содержательной обратной связиПринципы оценивания компетенций «4К» у обучающихся следующие :
  • компетенций «4К» являются «тренируемыми»,
  • компетенций «4К» связаны не с конкретной предметной деятельностью, а со способами деятельности
  • принцип «soft через hard» («гибкие» через «жесткие»).
  • Сейчас игра «Автобусная остановка»Сейчас группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным на нём вопросом по теме. Ваша задача – обсуждение вопроса и подбор ответа. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями, и, при необходимости, меняют или дополняют их. Блок проверяемых умений и их проявление в ходе оценкиВ общем виде по каждой из компетенций можно представить следующие блоки проверяемых умений и их проявление в ходе оценки:
  • критическое мышление (анализирует; предлагает гипотезы, варианты решения; пользуется разнообразными источниками информации для проверки гипотез и выработки решения; аргументирует; осуществляет контроль; дает оценку).
  • креативное мышление (предлагает идеи; ценит оригинальные идеи своей и других команд; применяет базовые умения в нестандартной ситуации; находит оригинальное решение, продолжает поиск новых идей и решений после завершения задания).
  • коммуникация (задает вопросы; отвечает одногруппникам; спрашивает непонятное в рассуждениях одноклассников; разъясняет свои идеи; избегает/устраняет конфликтные ситуации; вовлекает одногруппников в общение)
  • кооперация (обращается за помощью; слушает чужие аргументы и соглашается с чужими предложениями; встраивает свою работу в общую работу группы; определяет свой вклад в общую работу; приглашает к выступлению/ответу одногруппников)
  • Кейс-технология – инструмент развития компетенций «4К»Одним из самых продуктивных, сквозных инструментов развития компетенций «4К» является кейс-технология. В основе кейс-технологии – самостоятельная работа по решению проблемы в рамках определенного задания или списка заданий. Кейсы являются логичным инструментом для моделирования деятельности обучающихся. К преимуществам кейc-метода как педагогической технологии можно отнести ее высокую эффективность, практическую направленность, интерактивный формат. Кейсы бывают проектные, организационно-деятельностные, аналитические, экспертные, ролевые (имитационные, тренинговые). Признаки использования кейс-технологии:
  • проблемная, организационная или психологическая задача (проблема) имеет отношение к реальной жизни, ситуациям из профессиональной деятельности или реальным сферам деятельности обучающихся
  • наличие определенным образом структурированного описания
  • наличие задания
  • иная концепция результата и процесса
  • акцент не на усвоении знаний, а на их конструирование, получение разного рода опыта, в том числе во взаимодействии (интерактивный формат)
  • интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;
  • оценка в широком смысле (рефлексивная, экспертная, самооценка) как важный компонент метода (технологии)
  • Подведение итогов семинара
  • Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» (участники семинара заполняют 3-ую графу на стадии «рефлексии»)
  • Задание в группах«Педагоги, с помощью приема Кластер, вокруг ключевого понятия «4К» Компетенции запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой
  • Методика «Солнечный зайчик»
  • В моих руках зеркало, а зеркало - это отражение. Оно отражает нас, наши эмоции и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. Я предлагаю вам выбрать по одному солнечному зайчику в соответствии с вашим настроением: белый - спокойствие, желтый - радостное, синий  - некомфортно или скучно. На «зайчиках» напишите, пожалуйста, «смс сообщения» о вашем впечатлении о нашем семинареВ заключении хочется  вспомнить, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.  Любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредитьУпражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).- Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности).