Образы камерной музыки.Ф.Шопен


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образы камерной музыки.Ф.Шопен
Автор: Лилия Александровна Проскурина

Образы камерной музыки Ф. Шопена Цель: Познакомить учащихся с жанрами камерной музыки Ф. Шопена.Задачи: Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанровФормирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительностиРасширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.Вызвать эмоциональную отзывчивость на прослушанные музыкальные произведения, воспитывать музыкальный вкус, интерес к мировой классической музыкеРазвитие познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, расширение музыкального кругозора;Развитие образного мышления,  творческого воображения;Развитие способности эмоционально воспринимать музыкуМетоды: Словесные, наглядные, анализ музыкальных произведенийФормы работы: Фронтальная, индивидуальная, работа в группахСтруктура урока: 1) Организационный этап.2) Актуализация знаний3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Открытие новых знаний.5) Физминутка6) Применение знаний в практической деятельности7) Проверка изученного материала8) Вокально- хоровая деятельность9) Рефлексия (подведение итогов занятия). Ход урокаЗдравствуйте ребята, рады видеть вас.Сегодня у нас необычный урок, мы с вами погрузимся в глубокий мир музыки. А вот какой вы мне попробуете сказать самиТема нашего урока зашифрована в загадках, чтобы узнать тему, нужно разгадать загадки.Что же получилось, кто сформулирует тему нашего урока.Образы камерной музыки (записать в тетради)Какую музыку можно назвать камерной?(слайд)Что мы видим на 2-х фотографиях? Чем они отличаются друг от друга? (большой зал и маленький)Какую музыку можно исполнять в 1 зале, какую во 2?Так что же такое камерная музыка?(музыка предназначенная для игры в маленьком помещении (камера)(записать в тетради)Вот сегодня мы с вами будем говорить о камерной музыке на примере одного замечательного композитора.У вас на столах лежат конверты с заданиями, возьмите конверт с цифрой №1.Прочитайте задания и обсудите в группе –о каком композиторе пойдет сегодня речь?(Ф Шопен)Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.Задачи: узнать, послушать.Шопен был великим композитором, он написал очень много прекрасной музыки, излюбленным жанром были вальсы, прелюдии, мазурки, полонезы, этюды…А что такое этюд?Кто из вас рисует, те знают, что этюд в живописи эскиз, набросок, а вот в музыке это инструментальная пьеса для усовершенствования игры на музыкальном инструменте.(слайд)Ф.Шопен, ребята, сочинил 27 этюдов. Но Этюд под номером 12 оказался наиболее ярким, самым известным. Что за события предшествовали его появлению?Я Вам предлагаю узнать эту информацию из учебников.( 2 мин)Что произошло с Ф. Шопеном?Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой его родины. В то время, когда он дал блестящие концерты в Вене и в Варшаве и был уже признан лучшим пианистом Польшы, перед тем как отправиться с концертами в Европу, он делает такую запись в своём дневнике…Найдите в учебнике ответ на вопрос – какие чувства переживал 20-летний композитор накануне своего отъездаНайдите в тексте, прочитайте.- Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?В таком душевном состоянии Шопен создает свой бессмертный шедевр – Этюд № 12.Давайте послушаем фрагмент из этого произведения. Во время прослушивания вы будите работать с заданием которое находится в конверте с №21гр.(опешите свои чувства и эмоции которые возникли в ходе прослушивания муз. произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на листе бумаги.2гр. «Созвучие музыки и цвета»Подобрать цвета к музыки, используя технику штрихобразной зарисовки.3гр.выбрать четверостишье, которые подходят к «Революционному» этюду.Эта музыка словно вырвалась из его сердца пламенем, который я хочу, чтобы передался и вам.СлушаниеПредставление работ.Физ. МинуткаРебята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал, во дворец, в Могучего царства Шопена.- Потрите ладошки, до ощущения тепла. Мальчики - кавалеры (поклон) и девочки - барышни (присели).- И вот бал начался, и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты.- Мальчики поблагодарили девочек(поклон), а девочки поблагодарили мальчиков (реверанс). Бал окончен.Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это БАЛЛАДА.В старинные времена балладой называлась танцевальная песня  (от латинского «балло» — «танцую»). Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера.- Сегодня вы познакомитесь с «Балладой №1» (соль минор) для фортепиано Ф. Шопена.Для того, чтобы понять о чем это произведение, хочу рассказать одну историю.Вторая мировая война подходит к концу. Но борьба за жизнь одного польского пианиста Владислава Шпильмана, продолжается каждое мгновение. Истощенный, изможденный физически и морально, потерявший родных, он попадает в заброшенный дом, где пытается найти хоть какую-нибудь еду. И вот, заветная банка с консервированными огурцами стала наградой за страдания этого дня. Но не еда главное в данный момент. Ведь в гостиной стоит заброшенный, дребезжащий рояль, которому тоже тяжело пришлось в военные годы. Владислав, несмотря на необходимость скрываться от фашистов, не может не тронуть замерзшие клавиши рояля… Немецкий офицер, проезжая мимо, услышал звуки инструмента в пустом доме и зашел внутрь. - Кто ты? - Пианист… - Тогда играй. И вот за несколько секунд в голове Владислава проносятся мысли о жизни и смерти. Что же сыграть сейчас, в эти мгновения? А вдруг эта музыка станет последней в его жизни? Выбор не случаен. Баллада Шопена №1. ( просмотр видеосюжета) Что же сказал наш герой немецкому офицеру этой музыкой? Музыку звучала одинаково или по разному? Условно на сколько частей можно разделить это произведение?Разворачивается цепь повествований: от светлых, лирических образов как воспоминания о прекрасном прошлом к трагической катастрофе в настоящем.Почему его выбор пал не на прекрасный вальс, изысканную мазурку или проникновенный ноктюрн? Основное содержание баллады связано с главной темой всего его творчества – темой Родины. Это мысли о Польше, тоска по ней, думы, о её судьбе.Сравните Балладу Шопена с его Этюдом № 12.Что роднит эти произведения?Шопен вдалеке от родимого края,Влюбленный в прекрасную Польшу свою,О ней вспоминая, сказал умирая:«Варшаве я сердце свое отдаю!»Сердце композитора по его завещанию было вынуто из тела и помещено в стеклянный сосуд и отправлено в Польшу.Открываем конверт с цифрой №3«Найди правильное слово»По классу развешены ответы, вам нужно прочитать данное определение и найти правильный ответСегодня на уроке вы познакомились с жизнью и творчеством знаменитого польского композитора Ф. Шопена. Для вас прозвучало много новой музыки, и я думаю, что вы совершенно по-другому посмотрели на творчество Ф Шопена.Давайте подведём итоги, какие цели мы поставили на уроке?Смогли мы ее достичь?Предлагаю окончить наш урок, написав « Письмо Шопену», я вам буду задавать вопросы, а вы будете на мои вопросы буквально двумя словами или словосочетаниями.
  • За что можно поблагодарить Шопена? 
  • Можно ли восхищаться личностью Шопена? 
  • Обладает ли музыка Шопена какими–то особыми качествами? 
  • Актуальна ли на ваш взгляд его музыка? 
  • Оценки за урок….
  • Песня