«Предметно - пространственная развивающая среда как действенный инструментарий развития и коррекции детей со зрительной депривацией»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Предметно - пространственная развивающая среда как действенный инструментарий развития и коррекции детей со зрительной депривацией»
Автор: Денисенкова Александра Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКЙ САД № 31 «ЗАРЯ»Доклад на тему: «Предметно - пространственная развивающая среда как действенный инструментарий развития и коррекции детей со зрительной депривацией» Воспитатель: Денисенкова А.С. г. Пятигорск, 2024 гВ группах для детей со зрительной депривацией создание предметно - пространственной развивающей среды приобретает особое значение. Грамотно оборудованная среда с учетом особых образовательных потребностей, она сможет обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и будет способствовать не только развитию детей, но и коррекции нарушенных зрительных функций. Дизайн нашей групповой комнаты соответствует требованиям СанПиНа и зрительному комфорту детей. Стены покрашены в желтый цвет средней светлости и насыщенности, что положительно влияет на эмоциональное состояние детей и на развитие зрительного восприятия. Предметно – пространственная развивающая среда построена у нас в соответствии с требованиями ФГОС: она содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. В связи с этим мы постарались наполнить эту среду разнообразным игровым, дидактическими материалами, оздоровительным оборудованием в соответствии со спецификой программы. Для устранения вторичных отклонений, таких как нарушение восприятия цвета, формы, величины предметов, обеднённость предметных представлений, нарушение ориентировки в пространстве, фрагментарность в восприятии сюжетного изображения мы подобрали соответствующий материал: тематические предметные картинки, наглядно-демонстрационные пособия, разнообразные развивающие игры, наборы сюжетных картин. Хотелось бы сказать о замечательных детских книгах, которые нам дарит практически каждый год благотворительный фонд «Иллюстрированные книги детям с нарушением зрения». Это сказки, стихи, басни. Они очень красочные, с объемным изображением, всевозможными тактильными вставками, выделенным конгревом по контуру и даже с музыкальным сопровождением. Дети с огромным удовольствием рассматривают их и слушают сказки. Эти книги не только доставляют детям радость, но и способствуют повышению остроты зрения. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например, игровая зона для девочек может легко превратиться в зону для уединения или в театр. А столовая зона легко превращается в учебный класс, когда речь идет о подготовительной к школе группе. Полифункциональность материалов и оборудования в группе предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д. Например, многие пособия и игры мы используем для развития когнитивных способностей детей, развития пространственного восприятия, воображения детей. Но мы применяем игры, пособия для решения коррекционных задач. Нейроигры с ладошками на стене, дорожка «стопы, ладошки, которые, кстати, очень нравятся нашим детям, позволяют развивать не только мелкую и крупную моторику, но и способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Доступность среды – это возможность для детей с нарушением зрения свободного доступа во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Для этого мы используем различные ориентиры и указатели, которые позволяют легко ориентироваться в помещении. Кроме того, наши дети имеют свободный доступ к сюжетно – ролевым, дидактическим играм, материалам и пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности. Безопасность предметно - пространственной развивающей среды - это прежде всего соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности их использования. Кроме того, безопасность достигается за счет грамотной расстановки мебели и наличия ориентиров. Вариативность среды – это наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, театрализованной деятельности, творческой мастерской для занятий рисованием, аппликацией, лепкой, разнообразных игр для сенсорного развития. Поэтому мы периодически сменяем игровые материалы, что стимулирует игровую, двигательную и познавательную активность детей. Нельзя не сказать о коррекционной направленности предметно - развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. В нашей группе имеется сенсорно – коррекционная зона. Здесь имеется всё необходимое для проведения динамических пауз и зрительной гимнастики во время занятий. Ведь у ребенка устают не только глаза, но и весь организм. Именно поэтому для наших детей очень важна смена видов деятельности во время занятий. После дневного сна ребята с удовольствием проходят по тактильным дорожкам и выполняют интересные задания с определенным оборудованием. Материал и оборудование коррекционного уголка имеет многофункциональный характер. Здесь имеется сенсорный бокс, в котором есть много интересного для ребят для обогащения их сенсорного опыта. В этой зоне есть и замечательная дорожка «Стопы, ладошки» и тренажер для набрасывания колец, тактильные коврики, мячики и разнообразные цветные ленточки. В каждой группе для детей со зрительной депривацией имеется коррекционно - методический уголок с разнообразными играми и пособиями, которые воспитатель применяет при проведении индивидуально - коррекционной работы по развитию зрительного гнозиса, глазодвигательных функций и бинокулярного зрения. На стенах размещены зрительные ориентиры, лабиринты для снятия зрительного утомления и развития зрительно - моторной координации. Над доской, на которой выставляется демонстрационный материал, у нас есть офтальмотренажер В.Ф.Базарного. Даже разноцветные ладошки по периметру дверного проёма служат не только для безопасного прохода, но и в качестве зрительного тренажёра. Для снятия напряжения с глаз во время занятий, связанных с нагрузкой на зрение (рисование, аппликация, лепка) необходимо давать отдых глазам и переключать зрение с близкого расстояния на далекое. Поэтому мы расположили зрительные ориентиры на потолке. Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения её специальными средствами, оборудованием, наглядным и дидактическим материалом и напрямую связана с содержанием работы с коррекционно – компенсаторной направленностью. Создавая предметно – пространственную среду в группе, мы, конечно, стремились к тому, чтобы она была комфортной, эстетичной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. Но, самое главное, мы постарались, чтобы она была многофункциональной, где каждый уголок, зона, специальные ориентиры и стенды служили развитию детей и коррекции нарушенных зрительных функций, способствовали, таким образом, повышению качества образования и формированию у детей универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения в школе.