по обучению грамоте "Скоро в школу"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по обучению грамоте "Скоро в школу"
Автор: Елена Алексеевна Гусева

Цель: помочь дошкольникам закрепить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.Задачи:
  • Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
  • Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
  • Развивать фонематический слух.
  • Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
  • Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
  • Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
  • Все эти задачи активно донести до детей которые находятся в статусе ОВЗ, в доступной для них форме.
  • Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):Наглядный материал:
  • конверт с письмом (от Пиши - Читай),
  • чудесный мешочек с буквами синего, красного, зеленого цвета;
  • плакат с гласными буквами;
  • Конверты с заданиями:
  • 1-й конверт "буквы и звуки"
  • 2-й конверт "Подели слова на слоги и определи их количество"
  • 3-й конверт Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу", картинки слогов (МА, ЛИ, CА, БА и картинки к заданным слогам)
  • 4-й конверт «Отгадай зашифрованное слово»
  • 5-конверт игра «Найди звук»
  • Разрезная картинка "школа"
  • Слоги для закрашивания МА, ЛИ, CА, БА
  • буквы - ш, к, о, л, а; картинка школа
  • Предметы: книга, альбом, пенал, краски, карандаш, мел
  • Картинки: шапка, кот, облако, лампа, арбуз
  • Счетные палочки для выкладывания букв
  • Раздаточный материал: конверты с фишками красного, синего, зеленого цвета, колокольчик, шапочка на каждого ребенка; прямоугольник для выкладывания схемы предложения.Игровой материал:
  • Карточки с предметными картинками, в названии которых присутствует звук «К» и "Ш" и "C"
  • Карты с 3-мя ячейками и символами, означающими местонахождение звука в слове.
  • Ход занятияЛогопед: Дорогие ребята! У нас сегодня не очень обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)Логопед: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное веселое.)Логопед: Замечательно! Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу свое хорошее настроение.Дети становятся в круг.Логопед: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читайЛогопед: Вот так сюрприз. Пиши - Читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.Логопед: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да)Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные- синие, мягкие согласные - зеленые. Дети достают букву говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, тот садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками.- Давайте с вами вспомним все гласные звуки, которые обозначаются этими буквами и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е-Ю-Я (выполняется упражнение).Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.1 задание: «Буквы и звуки»- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)- Ребята, как определить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук, если есть вибрация - значит звук звонкий, если нет, то глухой.- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).- Как мы обозначаем звонкий согласный звук? (колокольчиком)- Как мы обозначаем глухой согласный звук? (шапочкой)Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.Открываем второй конверт и читаем следующее задание.2. «Подели слова на слоги и определи их количество»Логопед:: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности)Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши - Читай.Логопед: Открываем следующий конверт.3. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова, за правильный ответ детям дается смайлик, чем больше смайликов тому ребенку аплодисменты.Дети с ОВЗ, тоже выполняют задание, называют слова с заданным слогом.(детям с ОВЗ предлагается картинка со славами, которые начинаются на слоги: МА, СА, БА, ЛИ.)
  • "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак
  • "СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай
  • "БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант
  • "ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия.
  • ФизкультминуткаЧтоб головка не болела,Ей вращаем в право в лево. (вращение головой)А теперь руками крутим-И для них разминка будет. (вращение прямых рук вперёд и назад)Тянем наши ручки к небу,В стороны разводим. (потягивание - руки вверх и в стороны)Повороты вправо- влево,Плавно производим. (повороты туловища в право и влево)Наклоняемся легко,Достаем руками пол. (наклоны вперед)Потянули плечи, спинки.А теперь конец разминке. [4]Пальчиковая гимнаста для ОВЗ: Один из детей проводит в кругу, четко проговаривая текст пальчиковой гимнастики, загибая в нужной последовательности пальцы.В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)Научусь писать, читать,Быстро, правильно считать.Я таким учёным буду!Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.) [6]4. «Отгадай зашифрованное слово»Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски). Воспитатель показывает картинки каждого слова (шапка, кот, облако, лампа, арбуз). Детям ОВЗ предлагается разрезная картинка школа. (пока дети выполняют задание дети ОВЗ складывают разрезанную картинку школы по образцу) Воспитатель: Правильно, это слово ШКОЛА! (воспитатель показывает картинку школы.) Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). Давайте проверим (прохлопаем или посчитаем гласные). А сколько звуков? (5). Дети выполняют звуковой анализ слова. Самостоятельно. Воспитатель помогает детям с ОВЗ в индивидуальном порядке. (так же предлагается разрезная картинка ШКОЛА.) Затем проверяем один ребенок у доски.В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
  • Первый звук - Ш - согласный, твёрдый; глухой обозначаем синим квадратом и шапочкой;
  • Второй звук - К - согласный, твердый глухой; обозначаем синим квадратом и шапочкой;
  • Третий звук - О - гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
  • Четвёртый звук - Л - согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим квадратом и колокольчиком;
  • Пятый звук - А - гласный, безударный, означаем красным квадратом
  • Логопед: Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с заданием справились.Логопед: Хорошо. А нас ждет следующий конверт.5. Игра: «Найди заданный звук в слове» [7]На каждого ребенка раздается карта с ячейками, 5 карточек с предметными картинками, 3 карточки в названии, которых присутствует звук «К» в начале, середине и конце слова и 2 карточки, с картинками, в названии которых отсутствует звук «с» (запутывающие). Если остается время тоже самое со звуком "к" и "ш". Перед тем как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит взять нужный конверт и проговорит, какие картинки видит ребенок, после начать выполнять задание самостоятельно, после выполнения воспитатель вместе с детьми подводит итоги данного задания.Ребенок должен из предложенных карточек выбрать те, в которых звук «К» находится в начале, середине и конце слова и в правильной последовательности расположить их на карте.Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - Читаю.Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Молодцы, ребята, вы справились.