«Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах»
Автор: Боброва Анастасия Николаевна

Выступление на ШМО учителей начальных классов«Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах»Единственный путь, ведущий к знанию деятельность Бернанд ШоуАктуальность данной темы заключается в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, инновационных, педагогических технологий и методов обучения.Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы. Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально. Перед учителем стоят задачи:
  • Как сделать урок интересным, ярким?
  • Как увлечь ребят своим предметом?
  • Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
  • Использование активных методов обучения учителем – создание учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации.Перед школой стоит основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Развитие школы осуществляется посредством инноваций Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое»Основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». (Цицерон)Основными целями инновационного обучения является
  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • развитие различных типов мышления;
  • . формирование качественных знаний, умений и навыковДанными целями определяются и задачи инновационного обучения:
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • включение учащихся в креативную деятельность;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.
  • Педагогическая технология - основная последовательность профессиональных действий, отражающая наиболее эффективный для определенных условий и воспроизводимый путь достижения конкретной педагогической цели.Применяя новые педагогические методы на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные методы и технологии:
  • опорный конспект;
  • мозговая атака;
  • групповая дискуссия;
  • кластеры;(это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.)
  • «Продвинутая лекция» ;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;
  • медиапроекты ;
  • дидактическая игра;
  • лингвистические карты;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания
  • Учителем успешно применяются следующие технологии
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке
  • Технология проблемного обучения.Актуальность проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат наизусть, а то, что открыли сами и выразили по-своему.-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.Мои ученики участвуют в различных конкурсах, наприме , онлайн – олимпиады по русскому языку и математике на учебной платформе Учи.ру и другиеТехнология дифференцированного обучения На уровне начального общего образования дифференциация проявляется в гуманном подходе к обучающимся, в выявлении личных особенностей и способностей каждого ребенка.Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Усвоение учениками знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с особенностями их мыслительной деятельности и личностными качествами. Учет этих особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики.В начальных классах умственная деятельность у детей лишь формируется. Поэтому очень важно учитывать индивидуально-психологические особенности личности. В младшем школьном возрасте более развита наглядно-образная память, чем логическая, то есть дети быстрее запоминают конкретный материал. Индивидуальность школьников проявляется во всех формах их деятельности, в частности в учебнойДифференцированный индивидуальный подход к учащимся начинается с начала их обучения в первом классе, в букварный период, когда дети приступают к овладению чтением. Правильная организация образовательного процесса требует, чтобы каждый ребенок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем всегда стоит задача: видеть в уроке не только общую проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку.Технология критического мышления Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.Технология развития критического мышления
  • креативность (ориентация на творчество) ;
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.
  • Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом:
  • Урок - семинар
  • Урок - лекция
  • Урок – беседа
  • Урок - практикум
  • Урок - экскурсия
  • Урок - исследование
  • Урок – игра
  • Урок - защита проекта
  • Урок – диспут
  • Урок - конференция
  • Урок - театрализованное представление
  • Урок - маскарад
  • Урок – путешествие
  • Урок - зачет
  • Инновационные формы помогают формировать у детей
  • самостоятельность,
  • коммуникативность,
  • толерантность,
  • мобильность,
  • умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
  • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Информационные образовательные технологииУрок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективным усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности, а также экономят время на уроке, позволяя осуществить частую смену видов деятельности.Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.Для уроков окружающего мира презентация - просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться — стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока. Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных). Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа. Чтобы работать в данном направлении, необходимо определить его цель и задачи. Цель работы: развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.Задачи: необходимо обучить младших школьников проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность детей. В работе важно оперировать словами «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаем вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, эксперементируя, и сделав вывод, фиксируем результаты. Таким образом, инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии… - стимулируют у учащихся процесс познания нового,- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,- порождают стремление к самостоятельной деятельности,- формируют устойчивое внимание к предмету.И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.