«Роль информационных технологий при переходе на ФГОС третьего поколения».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль информационных технологий при переходе на ФГОС третьего поколения».
Автор: Ирина Максатовна Канатова

«Роль информационных технологий при переходе на ФГОС третьего поколения». Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №3 г. Ершова Саратовской области» Канатова И.М.Ершов, 2023-24Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы - набор базовых знаний и умений (цифровых, правовых, финансовых), необходимых для использования возможностей современной цивилизации. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала.Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время.Использование современных технологий и цифровых инструментов становится неотъемлемой частью образовательного процесса.Технологическая составляющая ЭОС (электронная образовательная среда) объединяет множество устройств: помимо серверов, компьютеров или периферийных устройств (принтеров, сканеров и пр.), сюда входят планшеты, электронные доски, электронные учебники, программное обеспечение и пр. В едином образовательном поле планшет учащегося синхронизирован с интерактивной доской и может выступать в качестве пульта для голосования, учебника, интерактивного пособия или справочника. Планшет учителя здесь же - это инструмент создания урока, его проведения, заполнения оценок и пр. Интерактивная доска позволяет отображать учебный материал, результаты опросов или содержание планшетов учащихся.Электронный журнал позволяет детям не только получать домашнее задание, но и скачивать необходимые файлы для подготовки к урокам (тесты, справочные таблицы и презентации, аудиофайлы и вопросы для самоподготовки). Родители обучающихся не только могут незамедлительно узнавать об учебных успехах ребёнка, но и прочесть в комментариях учителя о необходимости уделить внимание повторению отдельных тем.Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Так, с целью поддержать одаренных детей, и помочь им самореализоваться, возможно применение онлайн-платформ и онла йн-систем в обучении. Так, учащиеся в интерактивной форме изучают необходимый предмет на базе онлайн-платформы Учи.ру, которая позволяет удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними я применяю индивидуальные занятия с интерактивными тренажерами.Также, сильно мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.В ФГОС третьего поколения явно учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся образовательной программы отмечается, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам.Поэтому тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.Что же такое информационная грамотность? Информационная грамотность - это: - умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, - умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;- умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);- умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;- умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации и для принятия решении;- умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;- умение использовать современные технологии при работе с информацией;- умение работать с информацией индивидуально и в группе. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использовании новейших электронных образовательных ресурсов.Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.1.      Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты, виртуальные экскурсии);2.      Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)3.      Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося). Примеры использования ИКТ на уроках это:1.      Готовые электронные продукты.Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифировать деятельность учителя и деятельность учеников, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 2.Использование интерактивной доски.Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Применение интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски - это еще один шаг к повышению интереса обучающихся к предмету.3.      Мультимедийные презентации.Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Презентация позволяет представить детям учебный материал как систему ярких и опорных образов, наполненных исчерпающей структурированной информацией.современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых  возможностей информационных технологий.Проекты в нашей школе Министерство образования и науки Российской ФедерацииПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФОфициальные сайты1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - ; 2. Федеральный портал "Российское образование" - Цифровые образовательные ресурсы1.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - ; 2. Официальный портал поддержки ЕГЭ 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -; 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -. Список сайтов, рекомендованных для использования обучающимися и преподавателями для доступа к высококачественным ЭОР - Министерство образования и науки Российской Федерации - Детский сайт Президента Российской Федерации - Портал информационной поддержки ЕГЭ - Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады Всероссийская олимпиада школьников - Олимпиадная информатика - Естественнонаучный образовательный портал - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена - Российский общеобразовательный портал - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной формеwww.school-collection.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Федеральный портал «Российское образование» - Виртуальный компьютерный музей – Федеральный центр информационных образовательных ресурсовИстория – история России с древнейших времен до наших дней - музеи России – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – Федеральный центр тестирования – Дедовские войны – Рассказы о военных конфликтах Российской империи – История – Исторический альманах «Лабиринт Времен» – Мир Истории – Российский электронный журнал – Сайт Государственного Исторического Музея – Проект «ХРОНОС» – всемирная история в Интернете – Отечественная история Обществознание- единая коллекция ЦОР – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – Федеральный центр тестирования Право – большая юридическая библиотека – права человека в РоссииМаксимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИТ.Не смотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются учителями истории, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных сторонах их применения. Этот опыт привлёк внимание представителей педагогический науки. Появилось большое количество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И.Г. Захарова в своей работе "информационные технологии в образовании" положительными сторонами применения ИТО считает: 1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на caйтe учебного заведения. 2. ИТО расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений. 3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Использование ЦОР предполагается несколькими способами
  • учитель может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов (используя Интернет-ресурсы);
  • учитель может самостоятельно разработать ЦОР и использовать на своем уроке;
  • ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность.
  • Использование ЦОР уместны на всех этапах урока от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания (тесты-тренажеры, презентации, обучающие компакт-диски, учебные проекты, рефераты). Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых.Типы цифровых образовательных ресурсов1. Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.2. Информационные источники сложной структуры (ИИСС)ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.3. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК)ИУМК - полный набор учебно-методических материалов и средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана. ИУМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы (дистанционное обучение). Uchi.ruРесурс позволяет ученикам изучать школьные предметы в интерактивной игровой форме. Система оценивает умственные способности каждого зарегистрированного школьника и благодаря анализу знаний и навыков мышления подбирает индивидуальную программу обучения. На сервисе составляется статистика о результатах ученика, его успехах, а также о затраченном на задания времени и работе над ошибками. Обучение осуществляется как индивидуально, так и под наблюдением школьного учителя, который, благодаря ресурсу, может узнать о количестве выполненных заданий и о темах, над которыми нужно работать.Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (федеральная государственная информационная система)— центральное звено формирующегося цифрового образовательного пространства. Доступ к ней заработает с 1 сентября 2022 года в ряде пилотных регионов.Во ФГИС будут интегрированы электронный дневник, электронный журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента, система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. Задача новой системы — обеспечить равный доступ к цифровому образованию и предоставить возможность реализации образовательных программ с применением единого портала.  В рамках сотрудничества с онлайн-платформой «Цифровой образовательный контент (educont.ru) «ЯКласс» в числе первых готов стать частью ФГИС «Моя школа».   Новая информационная система «Моя школа» создана в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». С 1 января 2023 года к ней будут подключены все школы страны.Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.