роль игрушек - заменителей в развитии вообрежения у детей раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: роль игрушек - заменителей в развитии вообрежения у детей раннего возраста
Автор: Гатилова Галина Анатольевна

«Использование игрушек – заместителей для обогащения игровой деятельности детей»«Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет»А.С. Макаренко.Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам. Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. Она открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. В игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними. Игра создает благоприятные условия для развития самосознания, она доступная и привлекательная для детей деятельность. Оживить мир игры нам помогают игрушки.Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.Многие навыки приобретенные детьми в играх пригодятся им позднее: в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребенку глубже понять окружающее, людей.Так как наши дети самостоятельно играть не умеют, мы поставили перед собой основную задачу: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.Если не предлагать детям предметы-заместители, то у них может задержаться развитие отвлеченного мышления и воображения. А именно наличие воображаемой ситуации является, по мнению Л.С. Выготского, главным признаком игры.Поэтому задачи умственного развития ребенка, развития его воображения смыкаются с задачей формирования игры, как деятельности, начиная с раннего возраста.Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы можем «обыграть» любое случайно возникшее у ребят на действие с предметом, придав ему сюжетный смысл. Например, у Миши в руках зеленый мяч. Я говорю ему: «Миша, это у тебя арбуз? Куклы хотят сладкого!» и т.д.Такое «приписывание» предмету условного значения первоначально вызывает изумление, удивление ребенка, затем – радость, смех, желание продолжать действовать с предметом в его необычном, условном значении. Такие реакции детей свидетельствуют о том, что условное игровое действие ими действительно «открыто» осознанно и уже войдет в арсенал их действий.Однако все это не происходит само по себе. Мы, воспитатели, помогаем детям играть и участвуем в игре наравне с ними.Для этого вместе с родителями изготовили палочки из дерева, сшили «кукол» из ткани, из меха и пушистых тканей сшили животных. Я показала родителям игрушки-заместители и объяснила для чего и как они используются, т.к. есть родители, которые не представляют, что это такое. Рекомендовала родителям использовать игрушки-заместители дома.Главной целью при формировании самостоятельной игру детей раннего возраста должны быть способы решения игровых задач.Одна из задач в игре с предметами-заместителями – не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли. Смысл игровой ситуации, которую воспитатель демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре.Мы учим детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы, не используем предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действия с реальными предметами.Использование предметов «не по назначению» развивает воображение ребенка, а свободный поиск новых оригинальных игровых способов для достижения каких-либо целей – первая ступень в становлении его творческих способностей.Сначала мы с детьми рассматриваем и используем сюжетные игрушки, сравниваем с предметами, которые они изображают, называем их, выделяя основные признаки, предлагаем ребенку найти, а позднее и назвать эти предметы. Показываем несколько простых действий с игрушкой; например, кормление куклы, мишки, зайчика и т.д., при этом эмоционально подчеркиваем главное – смысл действия, его воображаемый результат. Для кормления куклы необходимо иметь тарелку, ложку, чашку и только после уяснения, что кроме готовых игрушек детям предлагаем для игры материал, который образно оформлен, то есть игрушки-заместители. Но какой-то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым (каша, вода, молоко и т.п.), однако, это не предмет, с которым в игре непосредственно выполняется действие (предметом оперирования является не каша, а ложка, не вода, а мыло и т.д.). К двум годам дети усваивают действие «понарошку», т.е. для него открылась условность действия с предметом, нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие. Например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко, конфету и т.д.Играя с детьми, протягиваю ребенку руку с воображаемой конфетой – «Максим, возьми конфету, угости зайчика». Максим берет «как бы конфету» и угощает зайчика. Если ребенок не принимает этого предложения, я сама угощаю игрушку: «Зайка, попробуй, какая вкусная. У меня еще много таких есть (беру со стола еще воображаемых конфет) – вот, попробуйте все». Или выношу колечки от пирамидки и говорю: «Это баранки» и т.п. Охотно, но чаще по предложению взрослого, дети используют в игре предметы-заместители или воображаемые предметы, умеют играть рядом, вместе, называют действия, предметы, свойства (спать, сидеть, горячий и т.д.), но они могут легко и отвлекаться от начатой игры, и взрослые должны постоянно игру детей направлять.Тем самым мы обогащаем игровую деятельность детей, учим детей общению (обмен информацией, выражение своего отношения, согласование действий ребенка с другими людьми (детьми и взрослыми).Овладение ребенком действий с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию, свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры. Сформировались условные действия с предметами, умения развертывать двухфазные сюжеты. По мере овладения детьми условными игровыми действиями, переходим от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей – всех желающих, откликающихся на предложение воспитателя поиграть с ним. В такой игре можно обойтись без игрушек-персонажей. Развертывая игру таким образом, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя, а не только на кукол.К примеру: ставлю в ряд несколько стульчиков и говорю: «Это машина. Я поеду на машине в лес. Кто хочет со мной поехать? Садитесь в машину. У нас большая машина, все поместятся. Я вас повезу. Где мой руль? (беру большое колесо от пирамидки) Поехали – р-р-р-р, би-би, р-р-р-р. Все дети едут. Далеко-далеко. Остановилась машина. Давайте пойдем в лес все погуляем. Выходите. Будем собирать ягоды (срываю воображаемую ягодку и ем ее). Вы тоже можете собирать ягоды. Теперь надо ехать обратно. Садитесь в машину. Сейчас она поедет. Никто в лесу не остался?» Подобным образом можно отправиться в лес и собирать грибы – тоже воображаемые, а в качестве реалистической опоры дать детям корзиночки; на речку, где малыши будут «купаться» и «загорать»; в парк, где можно собирать красивые опавшие листья, есть мороженое (воображаемое или в виде брусочков из строительного набора (заместитель)). Можно плыть на лодке, лететь на самолете и т.п. Можно придумать множество таких простых сюжетов, главное, чтобы они были понятны детям и стимулировали развертывание условных действий с заместителями или воображаемыми предметами. Постепенно дети научились самостоятельно развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого в совместной с ним игре. Систематическая организация условий для предметного взаимодействия дают свой результат – дети ориентированы друг на друга, на совместные действия. Теперь можно переводить детей к взаимодействию в рамках общего сюжета. Участвуя в игре, я развертываю сюжет таким образом, чтобы действие одного ребенка было адресовано другому, он, как бы замыкает детей друг на друге. Например, развивая игру «Кормление кукол» говорю: «Альбина уже приготовила тарелку для каши. Егор, подай, пожалуйста, кастрюльку с кашей»; играя в «Поездку в лес» предлагаю: «Вика, какую большую ягоду ты нашла! Угости ее Диму (ягода воображаемая) и т.п.».Совместная игра воспитателя с одним или несколькими детьми, привлекает внимание и других детей группы. Наблюдение за такой игрой служит источником игрового опыта детей. Пример, ставлю на маленький стол, расположенный недалеко от игрушечной раковины с краном, пластмассовый тазик, говорю достаточно громко, чтобы слышали дети, но внимания специально не привлекаю: «Сейчас мишка будет купаться. Он грязненький, чумазенький. Мишка, хочешь купаться? – Хочу! – Ну, давай я тебя помою. (Дети подходят поближе) Вот я уже и тазик приготовила. Сейчас воду налью (подхожу к игрушечному крану, имитирую, что наливаю воду) Тс-с-с-с. Вода льется горячая. Иди, мишка, купаться. Не хочешь? Вода горячая? Полина, налей сюда еще холодной водички, а то очень горячая! (Полина берет тазик, подходит с ним к раковине, подставляет тазик под кран) – Т-с-с-с – (подражает взрослому) – Ну, мишка, теперь вода хорошая, теплая. Полина подлила холодной. Садись в таз (усаживаю мишку в таз) А чем мыть тебя? Я мыло забыла взять. Дима, принеси, пожалуйста, мыло. (Дима недоумевающее смотрит на меня и направляется в умывальную комнату, за настоящим мылом) Дима, дай-ка мне из коробки кубик – это у нас будет мыло, понарошку. (Дима приносит кубик, смеется) Давай, мишка, я тебя намылю: головку, лапки, ушки. Все помыла. Лиза, налей, пожалуйста, нам воды в кувшин. Будем чистой водой мишку поливать. (Лиза берет кувшин, но никаких действий не осуществляет. Отдает кувшин Диме. Мальчик оживился, улыбаясь, подходит к раковине, подставляет кувшин под кран) – Тс-с-с. На, вот! (отдает кувшин мне) – Спасибо, Дима! Вот как мишку водичкой полью. Он рад, смеется. Все, кончилась вода. Лиза, налей, пожалуйста, еще водички! (Теперь уже Лиза охотно берет кувшин и идет с ним к раковине) – Тс-с-с-с. (Наливает воду, несет кувшин мне) – Теперь мне нужна простынка, чтоб мишку вытереть. Егор, принесешь? – вот хорошо. Сейчас заверну мишку. Вика, подержи его. Мишка спать хочет. Тише, ребята, не шумите, мишка уснул.Альбина: А-а-а-а, спи, мишка.Егор: Тише, тише.Я говорю: «Зайчик тоже мыться хочет. Кто его помоет?» - Егор приносит большого зайца, пытается посадить его в тазик. Пыхтит, ничего чего не получается, заяц не умещается в тазике.Егор, поворачиваясь ко мне: «Никак!» - А давай ему лапы помоем. Ты, зайца держи, а Аня ему лапы помоет. (Егор несет зайца к раковине, Аня идет за ним. Егор (как бы поворачивает кран): Тс-с-с.Аня (держит зайца за лапу): Мыло! Нам надо мыло!Вика: На! (подает Ане кубик-мыло)Аня и Вика намыливают кубиком зайцу лапы.Егор: Все! Спать!Я: Можно и куклу помыть и машинку. Я еще тазики принесу.Дети продолжают сами мыть кукол.Овладение детьми разнообразными условными игровыми действиями в совместной игре со взрослым приводит к усложнению их самостоятельной деятельности, расширению круга смысловых ситуаций, которые они стремились воссоздать в своей игре.