Ловкость пальчиков и красивая речь – это единое целое!


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ловкость пальчиков и красивая речь – это единое целое!
Автор: Татьяна Михайловна Сыреева

Ловкость пальчиков и красивая речь – это единое целое!“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. СухомлинскийВ последнее время дошкольные учреждения все чаще посещают дети с многочисленными нарушениями речи. Одной из причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Этому причина может быть неправильный прикус или вялые мышцы языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения, которая становится вялой, замедленной, что в свою очередь влияет на смену переключения артикуляционных позиций. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. Незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы звукопроизношения. В результатедети долгое время не умеют различать звуки речи. У детей с нарушениями речи страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Целенаправленная работа по развитию пальцев рук оказывает положительное действие на созревание речевых областей в коре головного мозга и оказывает стимуляцию развития речи ребенка, что позволяет быстрее исправить звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для проведения коррекционной работы по исправлению звуков, формированию и развитию речи у детей. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.) Коррекционное воздействие необходимо начать как можно раньше, но не позднее 5 лет. Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи, что вызывает у некоторых детей боязнь речевого общения.Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно проводить массаж пальчиков, проговаривая потешки и короткие стишки, воздействуя тем самым на активные точки, связанные сречевыми зонамив коре головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, «замки-молнии», завязывать шнурки, надевать варежки и т. д.У старших дошкольниковвести работу по развитию мелкой моторики и координации движений рукчерез пальчиковые гимнастики, штриховки, обводки, работу с ножницами, что позволит подготовить руку к письму.Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.Уровень сформированности мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, у которого достаточно развита мелкая моторика, хорошо развита память, мышление, внимание и связная речь. Ребенок умеет логично и последовательно выражать свои мысли.Задача педагогов дошкольных учреждений – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не сдаваться перед трудностями, не забывая хвалить ребенка. Этому способствуют такие виды деятельности как:
  • массаж, самомассаж кистей и пальцев рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками и звукоподражаниями);
  • работа с предметами и материалами (ножницы и бумага или ткань, пластилин, конструктор, паззлы и др.);
  • обводы контуров предметов, рисование по трафаретам, «математические диктанты», закрашивание контурных предметов, штриховки и др.;
  • работа с нитью (плетение кос из лент, плетение на сетке, шнуровки, нанизывание крупных бусин на ленту или шнур и др.)
  • При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
  • игровые упражнения должны приносить детям радость;
  • личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;
  • постепенное усложнение предлагаемого материала, упражнений, от простого к сложному варианту;
  • при подборе материала, следует учитывать индивидуальные возможности и способности ребенка;
  • для положительного результата по развитию мелкой моторики необходимо проводить работу регулярно. В начале занятия, как организационный момент или в середине – как физкультминутку, а так жев процессе режимных моментов.
  • Приступая к работе по коррекции звуков у ребенка дошкольного возраста, необходимо изучить егомногогранные личностные качеств. Исследуются не только речь, но и особенности нервно-психологической сферы (возбудимость, расторможенность, внимание, уровень сформированности к волевым усилиям). Поэтому в коррекционную работу с детьми целесообразно включать игры и упражнения для развития общей, мелкой и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развита не только речь, но и память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, легко отвлекается. Ему трудно выполнить задания, связанные с концентрацией внимания. В дальнейшем это может привести к неуспеваемости в учебе.Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.Исходя из всего выше перечисленного,мною была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.Основные задачи:
  • Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук;
  • Совершенствовать координацию движений;
  • Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта;
  • Развивать творческие способности ребенка;
  • Стимулировать зрительное и слуховое восприятия;
  • Развивать память, мыслительную деятельность, воображение;
  • Способствовать накоплению словарного запаса;
  • Развивать связную речь.
  • Шнуровка.В настоящее время в магазинах развивающих игрбольшой ассортимент разнообразных игр-шнуровок, игр с различными плетениями, кукол с большим гардеробом, который подразумевает достаточное количество крючков, пуговиц, завязок и др. Все это отлично развивает мелкую моторику, к тому же, благодаря этим игрушкам, дети овладевают повседневными практическими навыками (шнурование ботинок, завязывание бантов, застегивание кнопок). Наряду с магазинными играми-шнуровкамив своей работе по развитию пальчиковой умелости использую самодельные образцы. Например, из куска цветного картона вырезаю и ламинирую какой-нибудь предмет (фрукт, овощ, листик, силуэт животного и др.), затем по контуру пробиваю отверстия с помощью дырокола. Вот и готова новая шнуровка! В эти отверстия дети просовывают разноцветные шнурки. Ещё один вид работы со шнурками и лентами – это плетение. Дело в том, что плетение очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, развивает глазомер,ловкость и координацию движений пальцев. Рекомендуется в игровых комнатах на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки, игры-шнуровки, сетки, чтобы дети могли свободно заниматься плетением косичек, шнурованием или составлением на сетке какого-либо изображения, так же можно на сетке выполнять «математические диктанты» (как по клеткам в тетради).Такое пособие можно изготовить своими руками. Для этого потребуется брус дерева 20x20 мм, шурупы, уголки для скрепления рамки в углах, изолента и сама сетка (она бывает разного размера, цвета и конфигурации). Изготовить рамку 1500x500 мм. Таких рамок сделать три и соединить их между собой дверными петлями, чтобы эта конструкция была похожа на ширму для кукольного театра. Сам брус можно покрасить, покрыть лаком по дереву или замотать изолентой, а затем на готовую рамку с помощью степлера прикрепить сетку. Готовую ширму-сетку поставить на ножки, чтобы она была устойчивой и безопасной для детейатем купить разноцветные ленты по 1,5 – 2 м длиной для плетения на сетке. Это пособие можно использовать как для плетения косичек, различных узоров, так и выполнения «математических диктантов» (движение по клеткам в разном направлении по инструкции). Так как створки три детей, работающих около ширмы-сетки, может быть от 2 до 4 человек одновременно. Всем места хватит. Но если рамки из этого бруса сделать размером 500x500 мм, то можно работать сидя за столом индивидуально.ЗаключениеТаким образом, целенаправленно проводя работу над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у дошколят значительно улучшается координация рук, совершенствуется общая моторика. Выполняя пальчиковую гимнастику, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, а это в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи в целом. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность в движениях, а это в дальнейшем положительно сказывается на письме. Рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям общеобразовательных групп.Список используемой литературы:
  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика,изд. АСТ, 2007г.
  • Пальчиковая гимнастика. Л. Яртова, Ю. Кудинов АРДИС 2008г.
  • Долженко Г. И. 100 оригами.Ярославль, «Академия развития», 2000г.
  • Лыкова И. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, 2019г.