Организация логопедической помощи детям с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация логопедической помощи детям с ОВЗ
Автор: Янгильдина Наталья Павловна

Организация логопедической помощи детям с ОВЗ.Использование современных логопедических технологий при организации учебно-коррекционного процесса С каждым годом растет количество детей с ОВЗ в школах. Перед педагогами встала задача, как их обучать в общей массе, какие применить методы и приемы в работе, чтобы сделать процесс обучения более эффективным. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);Дети с нарушением речи (логопаты);Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;Дети с умственной отсталостью;Дети с задержкой психического развития;Дети с нарушением поведения и общения;Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности: У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.Типичные затруднения у детей с ОВЗ:Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;Темп выполнения заданий очень низкий;Нуждается в постоянной помощи взрослого;Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);Низкий уровень развития речи, мышления;Трудности в понимании инструкций;Инфантилизм;Нарушение координации движений;Низкая самооценка;Повышенная тревожность,Высокий уровень психомышечного напряжения;Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемостьУ других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.Организация коррекционной работы Нарушения речи учащихся с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. В связи с этим логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению), и учитель - логопед ставит перед собой определенную цель и задачи. Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза). 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся. 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы. 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. 10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приемам преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения. Основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское и профилактическое. Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.  В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы:-состояние органов артикуляции,-фонематическое восприятие,-общая и мелкая моторика,-слоговая структура,-состояние словаря,-грамматический строй,-связная речь,-навыки чтения и письма. Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ. Специфика логопедической работы с учащимися ОВЗ:воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий.- Работа над речевой системой в целом.- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).- Длительное закрепление направленных речевых навыков.- Частый повтор упражнений с элементами новизны.- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).- Конкретность и доступность заданий.- Умеренный темп работы.-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность). Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения. Учитель-логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы. Консультативно-просветительское направление работы включает:• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников. Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников. Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. Общие принципы и правила коррекционной работы:1. Индивидуальный подход к каждому ученику.2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя-логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий;2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.3. Узелки на память;4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. 5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия;7. Активные методы рефлексии.Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ.На логопедических занятиях я применяю нетрадиционные методы приемы работы., которые можно применять и на уроках для эффективности обучения детей.Игровые технологииИгровые технологии я применяю для развития мелком моторики.Проведение артикуляционной гимнастики в игровой формеИспользую игры для развития дыхания.Метод наглядного моделированияСреди детей с ОВЗ встречаются плохо говорящие дети, дети с РАС.Работа с пиктограммами позволит удовлетворить потребность детей в общении., активировать речемыслительную деятельность.БиоэнергопластикаБиоэнергопластикаэто содружественное взаимодействие руки и языка.По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.Использование элементов су-Джок терапии и приемов самомассажа.Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев.  Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.Музыкотерапия - Это лекарство, которое слушают.  Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.Цветотерапия - Лечение цветом. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.Вывод: Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.