Активизация речевого развития детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений.й


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация речевого развития детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений.й
Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 Актуальность.Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель , которых дать ребенку новые чувственные ощущения, зрительнные, слуховые, тактильные, двигательные и обонятельные В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Для того, чтобы малыши смогли овладеть речью, их этому надо учить. И здесь на помощь придут дидактические игры! Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания именно в развитии речи детей: пополняется и активищируется словарь,формируется правильное звукопроизношение,развивается связная речь умение правильно выражать свои мысли, они позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт . Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра имеет познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.Так же в своей работе я использую дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика –важнейшая функция организма,от которой зависят здоровье человека,его физическая и умственная деятельность,правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммуной системы. Поэтому я использую в своей работе упражнения с султанчиками, на формирование длительного целенаправленого ротового выдоха.Цель – создание социальной ситуации для речевого развития детей раннего возраста посредством дидактических игр. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.Игра» покорми птичек»Цель игры: учить фиксировать внимание на цветовых свойствах предмета; формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов; понимать слова : « цвет», « такой же», «разные»; группировать по цвету; развивать мелкую мускулатуру рук.Игра сделана из бросового материала - пластиковые бутылки и крышкиСодержание: Играть можно с одним ребёнком или с подгруппой детей. Играя, ребёнок учится выделять цвета предметов, сравнивать их и обозначать соответствующим словом.Игра «Разноцветные бочонки»Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные крупы, спрятанные в бочонки; группировать по цвету; развивать мелкую мускулатуру рук.Игра сделана из бросового материала.Содержание: воспитатель показывает детям «шумовой оркестр» и предлагает поиграть с бочонками. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока чётко не научатся дифференцировать их на слух.Затем воспитатель прячет один из бочонков за ширму и гремит им. Предлагает детям послушать звуки и угадать наполнитель в нем. Дети могут показать бочонок или назвать наполнитель. В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.Игра «Подбери нужную по цвету крышку»Цель: развитие умения соотносить цвет предмета.Содержание: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть готовую картинку и подобрать крышку по образцу. Ребёнок выполняет задание и называет используемый цвет крышки.Игра «Волшебный кубик»Цель: учить произносить звукоподражательные слова; обогащение словаря.Содержание: Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.Картинки на кубики мобильны и меняются в зависимости от лексических тем.«Игры с прищепками»Цель: развивать творческое воображение дошкольников; учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную; способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.«Игра с матрёшками»Цель: замечать и называть различие в цвете; воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.«Игра скажи кто это?»Цель: Закрепить прилагательные- мягкий, пушистый, гладкий.показать многообразие животного мира; развить тактильное восприятие(мягкий; гладкий; пушистый); способствовать расширению и активизации словаря дошкольника.Игра «Весёлый султанчик»Цель: развитие  диалогической речи; развитие монологической речи в процессе театрализованной игры; улучшение кровообращения в пальцах, кистях  (сохранение и укрепление здоровья).ВыводТакие игры дают положительные результаты, дети понимают речь , отвечают на вопросы взрослого, договаривают слова и простые фразы по тексту игры