Правописание приставок и предлогов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правописание приставок и предлогов
Автор: Иванова Наталья Анатольевна

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Цель:— развивать умение распознавать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи. Воспроизводятся знания о приставке и предлоге. Приставка — это часть слова, служит для образования слов, пишется слитно со словом. Предлог — это слово, служит для связи слов в словосочетании и в предложении, относится чаще всего к имени существительному (или местоимению), но никогда не употребляется с глаголом. Между предлогом и именем существительным (или местоимением) можно поставить вопрос или другое слово: написал на бумаге — написал н а ч ё м ? на бумаге — написал на цветной бумаге. В работах учащихся встречаются ошибки: • слитное написание предлогов со словом; • графически неправильное написание предлога (шёл бес пальто); • пропуск предлога (доплыл берега); • неправильный выбор предлога (пришёл со школы (правильно: пришёл из школы), приставки и предлога (сошёл с автобуса (правильно: вышел из автобуса). Важно познакомить учащихся с некоторыми предлогами русского языка, учить узнавать эти предлоги, запоминать их написание (у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, на, про, до, без, по, для, о), употреблять правильно в речи при составлении словосочетаний и предложений. Учитель обращает внимание на то, что некоторые предлоги и приставки по написанию одинаковы (погулял по аллее, доплыл до берега, написал на обложке, забросил за калитку, вбил в стену, отъехал от деревни, прочитал про динозавров, слез с дерева, подкатился под ворота). Полезно выполнение таких упражнений, как выписывание из текста слов с приставками, слов с предлогами с последующим обоснованием их правильной записи; составление словосочетаний с предлогами и объяснение правильности выбора предлога для связи слов в словосочетании.Урок:Правописание приставок и предлогов Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; уточнять представления учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов); различать приставки и предлоги, правильно писать слова с приставками и предлогами; оценивать результаты своей деятельности. Ход урока:1.Проверка домашнего задания. 2. Чтение темы урока «Правописание приставок и предлогов». Постановка познавательных задач урока: «Как отличить предлоги от приставок? Как пишутся предлоги со словом и приставки в словах?» Обсуждение целей урока. 3. Воспроизведение знаний о приставке и её роли в слове и о предлоге и его роли в словосочетании и в предложении. Наблюдение за тем, что предлоги и приставки могут одинаково звучать и состоять из одних и тех же букв, однако приставки пишутся со словами слитно, а предлоги — раздельно.Выполнение заданий (учебник, упр. 257, с. 131). Варианты выполнения письменного задания упр. 257: самостоятельная запись составленных словосочетаний; запись под диктовку учителя некоторых составленных словосочетаний. Обсуждение: «В чём сходство и различия в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании? Что надо знать о правописании букв гласных и согласных в приставках и предлогах?» 4. Расшифровка записи поговорки (учебник, упр. 258, с. 131). Объяснение смысла поговорки и раздельного написания предлогов и союза. 5. Работа с определениями приставки и предлога и правилами их правописания (учебник, с. 132). Обобщение: «Как отличить приставку от предлога? Какие одинаковые предлоги и приставки вы знаете?» (На, за, над, по, до, под, от, из, к, в, с, про.) 6. Упражнение в распознавании в записях из скобок предлогов и приставок (учебник, упр. 259, с. 132; можно из «Рабочая тетрадь», упр. 179, с. 73). Объяснение: «Что дано в скобках: предлог или приставка?» Обоснование написания предлога и приставки. Запись любых двух предложений из упражнения учебника или запись предложения из тетради. Взаимопроверка написанного. Дополнительное задание: разобрать по членам предложения первое предложение и выделить в словах изученные орфограммы. 7. Выполнение заданий (учебник, упр. 260, с. 132, устно). Наблюдение за словами, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся. Определение: «Какими частями речи являются слова? Что дано в скобках: предлог (забор, у дачи, от мыла), приставка (спряталось, пожелали, увиделись, отмыла), часть корня (забор, удача)?» Запись первого предложения. 8. Работа в парах («Рабочая тетрадь», упр. 181, с. 73): запись известных учащимся предлогов (на, за, над, по, до, под, от, из, к, в, с, через, около и др.). 9. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: «Что надо знать о правописании приставок и предлогов? Как отличить приставку от предлога? Проверьте себя! Назовите в словосочетании добежал до стадиона предлог и слово с приставкой и объясните свой ответ». Домашнее задание Выполнить задания в учебнике (упр. 260, с. 132, продолжение письменной работы) и «Рабочей тетради» (упр. 180, с. 73).