Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Автор: Максимова Ирина Владимировна

«Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики в 7 классе» Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать!Валентин БерестовХорошо уметь читать, уметь читать выразительно, вдумчиво, понимая смысл текста…В век стремительного развития компьютерных технологий современные дети и родители очень мало уделяют внимания чтению книг. С возрастом дети читают меньше.Тексты, с которыми встречаются обучающиеся в школе, можно разделить на художественные и нехудожественные тексты. Нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия, а художественные – на неоднозначность. Понятно, что на уроках математики приходится работать с нехудожественными текстами.Кроме этого тексты можно классифицировать по структуре: сплошные и не сплошные. К сплошным относятся: рассказ, стихотворение, описание человека, места, предмета, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов, сочинение-размышление, комментарий и т.д.). К не сплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности, план помещения, местности, сооружения и т.д. На уроках математики чаще встречаются не сплошные тексты.Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.Зародить умение и навыки самостоятельного чтения и понимания текста необходимо еще с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.Чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по развитию умений смыслового чтения. В частности, данная работа должна проводиться и на уроках математики, казалось бы, на таком предмете, который меньше всего связан с чтением.Особенно важным, на мой взгляд, становится обучение школьников смысловому чтению на уроках математики при решении разнообразных задач, в том числе практического направления. Учащиеся должны научиться извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Анализируя приёмы смыслового чтения, систематизировала свою работу, выделила основные методы и приёмы, которые помогают ученикам справиться с решением математических задач.
  • Приём «Математический диктант».
  • Формируется умение воспринимать задание на слух, понять смысл вопроса. Проводится с целью текущего контроля, диагностики затруднений, актуализации или систематизации знаний учащихся, отработки навыков построения изображений, обеспечения готовности к изучению новой темы. Диктант содержит 5-10 вопросов записывается только ответ.
  • Приём «Веселые задачки».
  • Развивается внимание, быстрота реакции, осмысление и анализ текста, ориентация в логическом изложении текста.
  • В комнате было: 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашел хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (2, у животных лапы)
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5, щука и угорь - рыбы)
  • На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробье, а потом еще 11. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке? (1, остальные улетели)
  • Приём «Ключевые слова».
  • Формируется умение анализировать информацию. Ключевые слова – значимые слова для понимания темы или основной мысли урока. Они создают единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова. Ключевые слова образуют каркас, на который «нанизывается» текст. Ключевое слово обычно присутствует в заголовке текста.
  • Приём «Составление краткой записи задачи».
  • Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.
  • Приём «Составление вопросов к задаче».
  • Формируется умение: анализировать информацию, представленную в объёмном тексте математической задачи, формулировать вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.
  • Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.  
  • Формируется умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа.«Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
  • Приём «Вопросы разных типов».
  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Например, «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Объясняющие вопросы. Такие вопросы «срабатывают» тогда, когда в ответе на них присутствует элемент самостоятельности. Обычно это вопрос «Почему?». Направлен на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …, если бы …?», «Как вы думаете, как будет …?».Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например, «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?».Кроме того, использую различные типы заданий, которые, на мой взгляд, позволяют развивать и проверять навыки чтения. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.Задания «на соотнесение»:1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста. Задания «на перенос информации»:1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.После решения простейших примеров из рассматриваемой темы, обычно предлагаю поменяться работами и проверить работу соседа, что позволяет детям синтезировать сложную математическую информацию, более глубоко ее осмыслить. Чтобы погрузиться в проблему смыслового чтения, предлагаю вам тексты заданий, которые были предложены ученикам. Очень часто, они даже не приступают к некоторым задачам, т.к. их пугает объемный текст, многие не дочитывают задачу до конца. Результаты выполнения заданий обучающимися «ДО» применения приемов и «ПОСЛЕ»:Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы. Считаю, что эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. При переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.  Задание №1.Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Ответь на вопросы.Александрийский маякАлександрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.Вопросы:Задание №2.Реши задачу. На нижней полке было в 4 раза книг меньше, чем на верхней. После того как на нижнюю полку переставили с верхней 27 книг, на полках книг оказалось поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально?Задание №3.Заполните таблицу:Задание №4.Задание №5.