"Кто такие рыбы?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Кто такие рыбы?"
Автор: Грахольская Наталья Романовна

Конспект урока. Окружающий мирУМК Школа РоссииТема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ?Цель урока: сформировать представление о рыбах, как об отдельной группе животныхЗадачи:- познакомить учащихся с особенностями строения рыб и их признаками;- научить отличать рыб от других животных, описывать по плану;- развивать познавательную активность учащихся;- совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, наблюдательность;- воспитывать активность, усидчивость, любознательность, уверенность в своих возможностях.Тип урока. Объяснение нового материалаПланируемые результаты:учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; научатся приводить примеры речных и морских рыб.ХОД УРОКА:
  • Организационный момент. 
  • Актуализация знаний. Кроссворд «Насекомые»
  • 1. На лугу живет скрипач,Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) 2. Шевелились у цветкаВсе четыре лепесткаЯ сорвать его хотел —Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)3. Я поменьше, чем пчела,А зовут меня... (оса).4. Летит — гудит,Сядет — молчит. (Шмель.)5. Летит, пищит,Ножки длинные тащит,Случай не упустит:Сядет и укусит. (Комар.)6. Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза.) 7. Целый день летает,Всем надоедает;Ночь настанет,Тогда перестанет. (Муха.) 8. Без работы, хоть убей,Жить не может... (муравей).— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Насекомые.)
  • Самоопределение к деятельности
  • Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоему. Там тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. Отгадайте ее и вы.По земле не ходят,На небо не смотрят,Звезд не считают,Людей не знают. (Рыбы.)(Учитель вывешивает картинки с изображением рыб.)- Кто такие рыбы? (Ответы детей.)- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)- Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке. (О рыбах.)- Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Кто такие рыбы?)4. Работа по теме урока1. Игра «Кто больше»- Вспомните, каких рыб вы знаете. (Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия рыб. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.) Молодцы! Столько рыб назвали!2. Работа по учебнику- А как можно отличить рыб от других животных? (Ответы детей.)А еще о рыбах есть такие загадки.В воде они живут,Нет клюва, а клюют.У родителей и детокВся одежда из монеток.- О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя.)Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы. (Работу можно провести в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.)- Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)5. ФизкультминуткаРыбки плавали, нырялиВ теплой, голубой воде.То сойдутся-разойдутся,То зароются в песке.6. Продолжение работы по теме урока1. Работа по учебнику- Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (Рыбы бывают речные и морские.)- Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)- Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.)- Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом рисунке? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом по парте. Откройте с. 90. Проверьте свои предположения. Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (Работа в парах.)Пример рассказаЩука — речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлиненное, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, темные полосы располагаются поперек тела.(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных рыбах.)7. Рефлексия(На доске крупное изображение рыбы. Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, ученик их показывает. Затем учитель показывает части рыбы, а учащиеся называют их.)— Отгадайте загадки.На дне одинЛежит плоский блин. (Камбала.)Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.Драчун и забиякаЖивет в воде,Кости на спине,И щука не проглотит. (Ерш.)Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука.)Щука — одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает 1,5 м, а вес — 35 кг.Живу глубоко,Плыву легко,Зубастая, большая,Я рыба морская. (Акула.)Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3,5—4 тыс. кг. Еще больше китовая акула, ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями мелких рыб и совершенно безопасны для человека. Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) 8. Подведение итогов урока— Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами? (Рыбы — это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей.)- Приведите примеры речных рыб.- Приведите примеры морских рыб.- По какому плану мы описывали рыбу?- Узнали ли мы сегодня что-то новое? (Да.)Рекомендации для занятий дома1. Узнать у взрослых или из других источников, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей.2. Если дома есть аквариум, узнать с помощью атласа-определителя рыбок, которые живут в нем, и описать по плану на с. 35 учебника. Попросить родителей почитать об этих рыбках.РыбыУ многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы обладают хорошим обонянием. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры выделяют кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются. Некоторые рыбы строят себе жилище, другие откладывают икру прямо в воду. Китовая и гигантская акулы — самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16— 18 м в длину. Некоторые считают, что китовая и гигантская акулы — людоеды, и, судя по размерам, им не составило бы особого труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих рыб крошечные зубы, длиной примерно 0,3 см, а диаметр пищевода всего лишь 10—16 см! Так что самые большие рыбы на земле питаются самой маленькой рыбешкой, например сардинами. Самая маленькая рыба обитает на Филиппинских островах. Это бычок-пандака длиной 0,6 см.