«Развитие коммуникативных навыков школьников посредством использования коллективных технологий»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие коммуникативных навыков школьников посредством использования коллективных технологий»
Автор: Дроздова Людмила Анатольевна

Целостное описаниеПозитивного педагогического опыта работыпо теме:«Развитие коммуникативных навыков школьников посредством использования коллективных технологий»Автор:Дроздова Л. А.,Педагог- психологМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Образовательного центра № 3 Майкопского района» ст. АбадзехскойРуководитель – Слонецкая Н.Н., зам. директора по УВР. ст. Абадзехская 2024 годСодержание:Список литературы и Интернет-ресурсов:
  • Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто.-Изд.5-е-Ростов н/Д: Феникс,2008.-442,1с,:ил.- (Справочник)
  • Справочник психолога средней школы/ О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто.-Изд.5-е-Ростов н/Д: Феникс,2008.-510,1с,:ил.- (Справочник)
  • Обухова Л.Ф. детская психология: теории, факты, проблемы.- М,:Тривола.1995-360с
  • Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  • Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
  • Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33.
  • Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999.
  • Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. – Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. – М. – 2001.
  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
  • Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.-3-е изд.-М.: Глобус, 2008.-189с.
  • Крыжановский Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособиею-М. педагогическое общество России, 2004.-160с.
  • Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А.Палова.- волгоград: Учитель,2009-207с
  • Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
  • Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  • Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  • Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.,Педагогика.-1988.-92 с.
  • 3
  • Актуальность опыта.
  • Проблема адаптации индивида к школьной среде, является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его школьные годы в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.      Совершенно очевидно, что для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов не только в период адаптации к школе, но и в течение всего периода обучения и воспитания обучающихся в школе, выходит на первый план.      Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.       Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:
  • реализация тех возможностей, которые ребенку открывает каждый этап возрастного развития;
  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
  •        Конечно, эти две составляющие не должны находиться в противоречии, они должны согласовываться, взаимодополнять друг друга. Привести их в соответствие – задача всего педагогического коллектива. Но особая роль здесь принадлежит педагогу-психологу. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это еще и метод работы педагога-психолога, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.     Эта работа является одной из наиболее сложных, поскольку протекает внутри социальных систем и предметом ее является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой. Психолог должен определять не только программу своей собственной деятельности, но и деятельности всех взаимодействующих социокультурных систем. Это требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций и проектированию деятельностей, направленных на их разрешение.  Ориентируясь на возникшие новые социально-экономических условия в нашей стране, в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. Современный школьник нуждается не только в получении информации, но и в методах и способах ее получения. На эффективность обучения школьника влияет профессиональная компетентность педагога. Необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой.4Цель: формирование навыков адекватного общения всех участников образовательного процесса, навыков адекватного, уважительного и доброжелательного взаимодействия с окружающими.Задачи:1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков общения у всех участников образовательного процесса.2.Создание условий для развития коммуникативных навыков обучающихся и педагогов.3.Формирование партнерских отношений между семьями и педагогами в вопросах формирования коммуникативных отношений. 3. Адресность опыта:В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:- учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;- в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность. Поэтому развитие коммуникативных навыков школьников посредством использования коллективных технологий занимают важное место в современном образовательном процессе. 4. Ведущая педагогическая идея:Основу содержания воспитания, по мнению автора концепции В.А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности:Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.Формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Здесь воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. А цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей. В процесс воспитания при таком подходе входит формирование общечеловеческих ценностей и интересов, а механизмами воспитания становятся формы и способы социального наследования путем оказания педагогической помощи учащимся в выполнении и освоении социальных ролей. При этом педагог- психолог должен использовать следующие методы воспитательной деятельности:- диагностический; - дифференцированный;- метод планирования; - организаторский;-метод актуализации значимых целей; - коммуникативный;- формирующий и стимулирующий; - контрольно-аналитический и оценочный;- координационно-коррекционный. 5. Новизна опытаПрименяя коммуникативные навыки школьников посредством использования коллективных технологий, в основном я использую такие модели обучения, как – пассивная, активная, интерактивная. При пассивной модели обучения – ученики являются объектом обучения, так как слушают и смотрят готовые презентации учителя. При активной модели обучения – ученики являются субъектами, так как самостоятельно выполняют творческие задания или индивидуальные по темам презентации. При интерактивной модели обучения – учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения, так как совместно реализуют поставленные задачи на уроке, повышая тем самым результат образования. На мой взгляд, интерактивная модель наиболее удачна, так как позволяет проявить индивидуальность ученика, раскрыть его творческий потенциал, но также и проявить коммуникативные навыки в совместной работе с учителем или другими учащимися. В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков с элементами тренинга, арттерапии: урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся. 6. Предполагаемые результатыВ своей психолого-педагогической деятельности я достаточно широко использую атртерапию, занятия с элементами тренинга, ИКТ в виде презентаций на классных часах, при работе с сетевыми электронными ресурсами при подготовке к занятиям, как групповым так и индивидуальным, а также электронные пособия при подготовке к ОГЭ. Все это позволит воспитывать гармонично развитую личность, социально адаптированную, умеющую противостоять жизненным трудностям.Первый блок был направлен на диагностическо-исследовательскую деятельность: ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития детей для своевременного корректирования и планирования профилактической и коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.Диагностическое направление осуществлялось на основе изучения развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития каждого ребенка. Программный комплекс для скрининга соматического, психического и социального здоровья обучающихся как средство изучения и формирования коммуникативных навыков, индивидуальных качеств личности позволяет осуществлять мониторинг диагностики школьной адаптации обучающихся. Ежегодная диагностика признаков дезадаптации детей 1,5 классов показывает благоприятный прогноз развития адаптационных возможностей школьников, динамику развития познавательной деятельности в результате психологической деятельности по формированию коммуникативных навыков: преобладает средний уровень адаптации обучающихся.Сравнительный анализ изучения адаптационных возможностей школьников с помощью программного обеспечения позволяет выявлять степень тревожности, агрессивности, школьной мотивации, сформированность навыков общения. Результаты диагностики показывают, что повышенная тревожность обучающихся по школе небольшая (10% -11%), преобладает низкий уровень тревожности:На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» проводилось анонимное социально-психологическое тестирование обучающихся в возрасте старше 13 лет на предмет выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение. Результаты тестирований за три года показывают, что обучающихся, вовлеченных в зависимое поведение не выявлено.Цель участия психолога в ПМПк была направлена на организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся, путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для развития, социализации и обучении детей.Количество обучающихся прошедших обследование на школьном ПМПк за три годаВторой блок, эмоционально-волевой, связан с формированием коммуникативных навыков у школьников на эмоциональном уровне в процессе 6взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий: на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.Одно из важных направлений работы по формированию коммуникативных навыков являлось повышение эффективности психопросветительской и психопрофилактической работы по выработке социально-нормативного поведения обучающихся (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации досуга, оказание просветительской и консультативной помощи подросткам, родителям, социально-бытовая адаптация школьников). 7Формы работы:
  • Групповые и индивидуальные занятия.
  • Анкетирования и тестирование.
  • Семинары-тренинги для педагогов.
  • Круглые столы.
  • Родительские собрания.
  • Значительное место занимали психокоррекционные занятия(1-5классы) на которых в ходе коррекционно-развивающей работы происходило выравнивание отклонений и нарушений эмоционального развития младших школьников, корректировались недостатки личности каждого ребенка: коммуникативные умения и навыки, творческие способности. Динамика мониторинга показателей эмоционального здоровья учащихся 1-4 классов за период с сентября 2021 года по март 2022 года7Мониторинг выявляет:- эмоционально-психическую организацию личности;- понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;- адекватность ответной реакции;- самоконтроль и саморегуляция поведения. 8Ежегодный мониторинг эмоционального здоровья школьников 1-4 классов показывает, что в результате применения на коррекционных занятиях методов толерантного направления, наблюдается динамика в формировании положительных качеств личности детей. Наблюдаются изменения психоэмоциональной сферы детей, поведения до и после занятий с использованием АРТ-терапевтических методовПрофилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения осуществлялась на профилактических и психопросветительских занятиях по программам: «Карусель эмоций» (5 класс), «Перекресток» (7-9 классы), «Песочная фантазия» (1-2 классы), «Дорога в жизнь» (8-9 классы).Результаты исследований обучающихся 8-9 классов в результате проведения занятий по программе «Дорога в жизнь» за три года (2019-2022 гг.)Наблюдаются стабильные положительные результаты профориентационной деятельности: выпускники поступают в образовательные учреждения, выбранные ими в ходе изучения профориентационного курса; принимают участие в школьном конкурсе профориентационных проектов «Будущая профессия» в течение 3-х лет. 8Результаты исследования мотивации выпускников к выпускным экзаменам(анкета Н.Г. Лускановой) за три года (2019-2022 гг.)На графике видно, что у обучающихся преобладает мотивация успеха.Психологическая готовность выпускников к выпускным экзаменам: Психопросветительская и профилактическая работа с детьми позволяла отслеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в развитии навыков адекватного общения и поведения, умения ориентироваться в трудностях школьной адаптации, определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого обучающегося школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.Диаграмма показывает динамику в формировании дружеских отношений между детьми, в соблюдении дистанции учеников и педагогов, снижение уровня агрессивных проявлений.Работа с родителями осуществлялась в форме организации родительских собраний, индивидуальных и групповых консультирований на темы «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»,  «Ваш ребенок - пятиклассник», «Трудности адаптационного периода школьников», «Возрастные особенности подростков», «Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить», «Воспитание личности»,  «Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы», «Профессиональное самоопределение подростков». 9Проведенные исследования показывают, что наблюдается рост психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Уровень посещаемости родителями родительских собраний в сравнении с прошлым годом вырос на 8%, на 8% выше уровень индивидуальных обращений в психологическую службу по вопросам воспитания и общения с детьми.Работа с педагогическим коллективом носила просветительский и консультативный характер: создание памяток и рекомендаций различной тематики; ведение уголка психолога; проведение семинаров и практикумов для педагогов; участие в педагогических советах, заседаниях МО. Изучениединамикипрофессиональнойкомпетенции, профессиональных качеств педагогов в течение трех лет показывает, что способность к саморазвитию у педагогов выросла на 20 %, стремление к профессиональному росту увеличилась на 51%, стремление к высокому качеству образования выше на 20%, способность к творчеству выросла на 32 %:Третий блок – социально-значимый. Это деятельный блок, который предполагает участие детей в социальных проектах вне школы, в акциях социально - нравственной направленности.Формы работы:1.Привлечение детей к участию в творческих конкурсах.2.Внеклассные занятия.3.Проекты и конференции.4.Танцевальная студия «Мелодия».Конкурсное движение – инновационный фактор, позволяющий через формирование творческих способностей воспитывать толерантность школьников. В течение трех лет наблюдается активное участие старших школьников в круглых столах, проектах проводимых в школе.10В течение трех лет реализуется психологический проект «Психологическая акция - как способ внутришкольного взаимодействия», который направлен на улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов и обучающихся. Основная цель акций направлена на расширение жизненного пространства обучающихся за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете». В ходе реализации проекта решались следующие задачи: решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе; формирование способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества. Проводились акции на темы: «Жизнь прекрасна!», «Цветное настроение», «Письмо», «Выпускник», «Подари улыбку миру!».Сложно представить себе успешное развитие и воспитание детей без наличия особых интересов и тяги к различным видам деятельности. Количество детей посещающих театральную студию составляет от 30% до 40% от общего количества. Основная цель вовлечения детей к театральной деятельности направлена на совершенствование личностного развития: - формирование активной-действующей и легко адаптирующейся личности;- воспитание коммуникативности и навыков общения; 12- формирование у детей гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни, труду, творчеству.В результате работы по теме «Толерантное развитие личности, как средство адаптации и социализации детей в современных условиях» позволило провести следующие исследования:- диагностика уровня удовлетворенности обучающимися качеством образовательной среды;- исследование уровня сформированности толерантности обучающихся.11Изучение уровня удовлетворенности обучающимися качеством образовательной средыЗа три года комфортность образовательной среды в результате применения выбранных форм психологической работы повысилась (по результатам опроса учащихся 5-9 классов).Сравнительная диаграмма изучения сформированности толерантностиобучающихся за три года (2019-2022 г.г.) показывает стабильную динамику развития:Полученные данные показывают прямую зависимость формирования культуры толерантности на разностороннее развитие детей. В результате четко спланированной и регулярно проводимой коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы, у обучающихся нормализуется самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогают в дальнейшей успешной адаптации детей в обществе.В заключении хочется сделать вывод, что психолого-педагогическая работа по толерантному воспитанию способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка, создает условия для успешной социализации школьников и обогащаетопыт толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.12Приложение № 1Правовая игра «Знаешь ли ты закон?» В современных условиях именно правовое воспитание подрастающего поколения является важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Цель: повышение правовой культуры несовершеннолетних, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди подростков, развитие навыков работы в команде. Задачи игры:
  • формировать правовую культуру;
  • оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
  • формировать навыки безопасного поведения в обществе;
  • закреплять правовые знания у подростков;
  • развивать умение работать с документами
  • оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
  •  Ход занятия Организационный момент, сообщение темы занятия - Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и  ответственность за их выполнение, неисполнение  которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом игра «Подросток и закон». Участвовать в игре будете вы, но для этого вам необходимо разделиться на 2 команды и в каждой команде выбрать капитана.В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем, но и забывать о своих обязанностях не стоит. Также необходимо уметь контролировать свои поступки и слова в различных ситуациях. Хочу представить вашему вниманию притчу. Послушайте, затем мы с вами её обсудим.13ПритчаЖил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать своё поведение, чем вбивать гвозди.Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору.- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько дыр в заборе? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остаётся такой же шрам, как эти дыры. И неважно – сколько раз ты извинишься – шрам останется. Представьте себе, что доска – это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Всё в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда многое вам доступно. В мире много соблазнов, и вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за лёгкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям. (Обсуждение). - Сейчас я предлагаю перейти непосредственно к правовой игре. Вам необходимо разделиться на две команды и придумать им название, соответствующее теме нашей встречи.  Команды готовы? Но для начала разрешите представить вам жюри в лице одного человека, который будет судить нашу игру. (Представление жюри) Основная частьИтак, начнем игру и первый конкурс «Разминка».  Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Конкурс 1 «Разминка» Наши команды размялись, и мы переходим к следующему конкурсу «Права человека». У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.14 Конкурс 2 «Права человека» А сейчас настало время провести конкурс капитанов «Знаете ли вы закон». Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».  За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Но, прежде чем мы начнем конкурс капитанов, давайте вспомним, в чём различие уголовной и административной ответственностью. Конкурс  3  Конкурс капитанов «Знаете ли вы закон?». Переходим к следующему конкурсу нашей игры. Вам необходимо будет квалифицировать преступление (правонарушение). Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых  перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление (правонарушение) команда получает 1 балл. Приступайте. Конкурс 4 «Квалифицируйте преступление»Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).п/пПреступления, правонарушенияЮридическое название1Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»Вандализм2Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркетеКража3Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»Угон4Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомбаЗаведомо ложное сообщение об акте терроризма5Коля заставил малыша дать 10 рублейВымогательство6Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выраженияХулиганство7Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечанияОскорбление8Витя отобрал у Кости CD-плейерГрабеж 15На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. В обычной жизни также встречаются люди, которые склонны сочинять, придумывать и фантазировать. Таких людей мы иногда называем сказочниками. А вы любите сказки?  Давайте вспомним некоторые из них в конкурсе «Сказочный юрист». Вам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начинаем. Конкурс 5 «Сказочный юрист» «И смех, и грех, но как-то страшновато». В этом конкурсе «Правоведы» мы предлагаем вам шуточные четверостишия, в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания. Каждой «страшилке» соответствует комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ваша задача соотнести четверостишие с комментариями. Приведу пример:Дорогу на «красный» юнец пересек,Дядя в погонах мальчишку засек.За это юнцу отвечать уж пора –Шестнадцать исполнилось парню вчера.Комментарий: нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ст. 12.29 КоАП).Конкурс 6 «Правоведы»Каждой команде предлагается по 3 четверостишия, за правильный ответ команда получает 1 балл. Задания для 1 команды:Мальчик любил позабавить прохожих,Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,Вот только забыл про одно сорванец-Штраф выплатят точно мать иль отец.Комментарий: это мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток ст. 20.1 КоАП).В спасателя маленький Вася играл,Он людям карманы от денег спасал.Но за руку быстро мальчишку схватили,В милицию сдали и дело «пришили».Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ). 16Подарили Женечке фотоаппарат,Стать папарацци он будет очень рад.Но творческих порывов не оценил сосед,За шантаж мальчишке дали пару лет.Комментарий: вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (ст. 163 УК РФ) Задание для 2 команды:Маленький мальчик в большом магазинеМатом ругался, катался в корзине,Бабуси и деды вздыхали не зря!Милиция вмиг усмирит дикаря.Комментарий: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток (ст. 20.1 КоАП) Стать режиссером мальчишка решил.Он видеокамеру ловко стащил.И пусть на суде мальчик станет реветь,Судья ведь не мама – не будет жалеть.Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ). Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,Про бомбу в школе поведал сперва.Милиция быстро нашла пацана!Штраф двести тысяч – вот шутки цена.Комментарий: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий - наказывается штрафом в размере до 200-т тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480-ти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст.207 УК РФ). 17Наша игра подходит к завершению, и последний конкурс называется «Отгадай кроссворд». Вам предстоит отгадать кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается еще 2 балла. Конкурс 7  «Отгадай  кроссворд»По горизонтали:Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подсчитать количество баллов каждой команды. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами проведем игру «Угадай, о чем говорят дети».Ведущий. По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?МилиционерЭто может быть мужчина, а может и женщина. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.ЗаконыИх много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.СвободаЭто бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут. Подведение итогов. Награждение игроков.Главный судья уже подвела итоги игры и готова объявить победителя. Вам слово. (жюри объявляет победителя, награждает грамотами, подарками).Подводя итоги нашего занятия хочу процитировать слова французского философа ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру.Приложение № 1. Разминка1.    Что такое право? (Норма, правило).2.    Что является основным законом нашего государства? (Конституция).3.    Защитник на суде? (Адвокат)4.    С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).5.    Обвинитель на суде? (Прокурор)6.    Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).7.    Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).8.    Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).9.    Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).10.  Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).11.  Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).12.  Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).13.  Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).1814.  Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство). Шуточные вопросы:
  • Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).
  • Информация, распространяемая старушками? (Слухи)
  • Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
  • Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).
  • Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
  • Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
  • Где нашла  политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
  • Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
  • Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
  • Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
  •  Приложение № 2. Права человека.( Тест по 4 вопроса каждой команде) 1 команда1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:а) с момента рождения до 18 лет *б) с момента рождения до 14 летв) с момента рождения до 16 лет2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:а) если они родились в одной странеб) если они родились в законном бракев) равного социального положенияг) независимо от различных обстоятельств *д) равного имущественного положения3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:а) родителиб) родственникив) никто*г) сверстники4 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?а) употребление алкоголя*б) наркотических средств*в) употребление других одурманивающих веществ* 2 команда1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:а) с 18 летб) с 16 лет *в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:а) безоговорочно*б) не имеетв) если это не наносит вреда другим людям193 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?а) организатораб) соучастникав) подстрекателя*4 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:а) сами дети;б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;в) только родители; Приложение № 3. Конкурс капитанов.Ученик разбил стекло (административная).Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).Учащиеся  угнали автомашину и разбили ее (уголовная).Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).Подведение итогов.20Приложение № 2Классный час – круглый стол на тему: « Я – выбираю жизнь»Цель занятия:1 пропагандировать здоровый образ жизни;2 воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;3 формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения; Задачи: 1.     Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью.2.     Расширить знания о вредных привычках       3. Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;       4. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.Оборудование: компьютер, бумага, Бланки для тестирования, раздаточный материал: карточки с проблемными ситуациямиПродолжительность мероприятия: 45 мин Планируемые результаты: Личностные УУД: • Осознают необходимость развития навыков заботы о себе и защиты своего Я, умения говорить «Нет». Познавательные УУД: • Овладевают логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Регулятивные УУД: • Овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи внеучебной деятельности, поиска средств её осуществления. • Находят и формулируют проблему классного часа вместе с учителем. • Слушают собеседника и ведут диалог, признавая возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Коммуникативные УУД: • Сотрудничают при работе в группах. • Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. План классного часа: 1. Беседа классного руководителя2       Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек».3.     Тест «Сможешь ли ты устоять?»4.Ролевая игра «Умей сказать «нет».5.Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек.6.Подведение итогов (рефлексия).                               Ход классного часа 1.     Беседа.Тема сегодняшнего классного часа – человеческие привычки.- Как вы считаете, что такое привычка?- Какие бывают привычки?Ребята, выпишите в два столбика вредные и полезные привычки.- Какие полезные привычки вы знаете?- Какие привычки вредны для человека?- Как вы понимаете пословицу « Бедность – от лени, а болезнь – от невоздержанности».Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками.2.           Мини-лекция «В рабстве вредных привычек».- Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжелую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака.         Прошли века, и человечество избавилось от рабства.Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек.         Посмотрите на классную доску. Это Царство вредных привычек. В этом Царстве самые крупные города – это Никотин, Алкоголь, Наркотик, Азарт. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: куренья, пьянства, наркомании, игромании. Их удел нищета, болезни, смерть. Но почему же так тянет людей в это темное царство?         Чем же заманивают людей эти вредные привычки?Они одурманивают нас своими вкрадчивыми заклинаниями (говорит вкрадчивым голосом)«Все в жизни нужно попробовать».«Вокруг такая скука, нужно развлечься, расслабиться».«Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как призывно светятся огоньки в игровых автоматах»«Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появиться столько друзей!»«А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни!»(Говорит с обычной интонацией.) Можем ли мы устоять перед этими зазываниями.3.      Тест «Сможешь ли ты устоять?»    Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.         Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:Вопросы, дети пишут напротив каждого пункта ««нет».да» или1.     Любишь ли ты смотреть телевизор?2.     Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?3.     Хотелось ли тебе попробовать закурить?4.     Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?5.     Пробовал ли ты алкогольные напитки?6.     Любишь ли ты уроки физкультуры?7.     Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?8.     Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?9.     Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?710. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?Кл. руков: Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили «да», и запишите полученное число.Вы сказали «да» не больше 3 раз – вот ваш результат:Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вам вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже. Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.Вы сказали «да» от 9 до 10 раз – тут уже пора задуматься.Вам очень трудно справиться со своими желаниям. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать. Кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности.Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.4.      Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек.Кл. рук-ль. Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство– Царство хороших привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей. В этом Царстве города носят такие прекрасные названия труда, спорта, музыки, чтения, гигиены.Хорошие привычки – это пропуск в эти города.Сейчас мы объединимся в группы по 4 – 6 человек.Мы будем играть в игру «Путешествие в Царство хороших привычек». Представьте себе, что вы работаете в туристском агенстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Царства Хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута.Вы объединились в группы. Каждая группа в течение 5 минут работает над текстом рекламного ролика. Желательно, чтобы каждый член группы сказал несколько слов о «своем» городе. Итак, у вас 5 минут на подготовку.Включается спокойная музыка, дети обсуждают текст выступления.Кл. рук-ль. Время на подготовку истекло. Начинаем рекламную кампанию.. Каждая группа выходит к доске и рекламирует одну из хороших привычек. Начинает Город труда.Группа 1. Город труда.(Примерное выступление)Всех, кто привык трудиться, приглашаем в Город труда. В этом Городе очень хорошие дороги, мосты, прекрасные, удобные дома, красивая, модная одежда, потому что все жители здесь обожают трудиться. Они ни минуты не сидят без дела. Всегда находят своим рукам занятие: это Город настоящих мастеров. Они шьют и строят, пекут хлеб и лечат людей, вяжут, вышивают, делают машины. Обязательно побывайте в этом Городе!Группа 2. Город спорта.Группа 3. Город книг.Группа 4. Город музыки.Группа 5. Город природы.Группа 6. Город гигиены.Кл. рук-ль :Вот мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если мы сумеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, с окружающим миром. VI.           Подведение итогов (рефлексия).Кл. рук-ль. Как вы считаете, нужно ли нам было говорить о наших привычках? В какие моменты классного часа вы чувствовали себя уверенно, комфортно? Когда вам было скучно или, наоборот, весело  Группа 1. Город труда. Группа 2. Город спорта. Группа 3. Город книг. Группа 4. Город музыки. Группа 5. Город природы. Группа 6. Город искусства