Применение логоритмики в артикуляционных упражнениях.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение логоритмики в артикуляционных упражнениях.
Автор: Ковалева Любовь Вячеславовна

Применение логоритмикив артикуляционных упражнениях.Автор: учитель-логопедКовалева Любовь ВячеславовнаЛогоритмикойназывают комплексспециальныхупражненийиигрнаправленныхна решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки.В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованиемчастыхдвиженийтела,активной артикуляционной и дыхательной гимнастики,музыки и слов. Цели и задачи логоритмики–помочь детямустранить речевые нарушения, развить музыкальный слух,координацию и речь ребенка.Артикуляционная гимнастика для детей –этокомплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи(укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированностидвижений органов, участвующих в речевом процессе ).Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.В каких случаях стоит прибегнуть к методу?Логоритмикаположительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;нарушения координации движений, моторики;речевой негативизм.Так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, укрепляют дыхательные органы, насыщают клетки организма кислородом, логоритмикаблаготворно сказывается на развитии ослабленных и часто болеющих детей.Какие технологии и задания используются в логоритмике.Пальчиковая гимнастика –стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.Музыкально-ритмические и музыкальные игры. Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.Занятия по развитию певческих данных –фонопедическиеупражнения, чистоговорки. Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания.Занятия по развитию словотворчества. Расширяют активный словарный запас ребенка.Коммуникативные танцы и игры. Этот вид занятий в логоритмикеразвивает ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формирует у малыша позитивное самоощущение, учит невербальному общению.Занятия, направленные на развитие общей моторики. Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.Упражнения, направленные на развитие мимики.Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти. Такие упражнения учат переключать внимание, развивать зрительную, двигательную и слуховую памяти.Использование логоритмикив артикуляционных упражнениях.Для любого комплекса артикуляционных упражнений мы подключаем музыкальное сопровождение. Можно подпирать музыку по тематики недели в ДОУ.Каждое артикуляционное упражнение сопровождается дополнительно показом рук (пальчиковый праксиз).Упражнения делаются под музыкальный ритм и счет (на первых этапах), тем самым развивается не только артикуляционный аппарат, но и ритмическая сторона речи.Во время упражнений добавляем двигательные движений, тем самым разрабатывая координацию движений. Каждое движение надо запомнить и повторить четко, внимательно смотреть на преподавателя и слушать его (разработка высших психических функций).Для артикуляционных упражнений с использованием логоритмикиможно использовать следующие музыкальные произведения:1. Гномы2. Фиксики3. Бабка-Ёжка4. Барабанщик Даша 5. Мы веселые цыплята Фрагмент артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики.Используемая литература:Власова Т.М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. Практикуем по работе со слабослышащими детьми . М., 1997.Воронова А.Е. Логоритмикав речевых группа ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М., 2006.Мухина, А.Я. Речедвигательнаяритмика / А.Я. Мухина. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002