Применение логоритмикив артикуляционных упражнениях.Автор: учитель-логопедКовалева Любовь ВячеславовнаЛогоритмикойназывают комплексспециальныхупражненийиигрнаправленныхна решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки.В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованиемчастыхдвиженийтела,активной артикуляционной и дыхательной гимнастики,музыки и слов. Цели и задачи логоритмики–помочь детямустранить речевые нарушения, развить музыкальный слух,координацию и речь ребенка.Артикуляционная гимнастика для детей –этокомплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи(укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированностидвижений органов, участвующих в речевом процессе ).Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.В каких случаях стоит прибегнуть к методу?Логоритмикаположительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;нарушения координации движений, моторики;речевой негативизм.Так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, укрепляют дыхательные органы, насыщают клетки организма кислородом, логоритмикаблаготворно сказывается на развитии ослабленных и часто болеющих детей.Какие технологии и задания используются в логоритмике.Пальчиковая гимнастика –стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.Музыкально-ритмические и музыкальные игры. Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.Занятия по развитию певческих данных –фонопедическиеупражнения, чистоговорки. Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания.Занятия по развитию словотворчества. Расширяют активный словарный запас ребенка.Коммуникативные танцы и игры. Этот вид занятий в логоритмикеразвивает ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формирует у малыша позитивное самоощущение, учит невербальному общению.Занятия, направленные на развитие общей моторики. Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.Упражнения, направленные на развитие мимики.Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти. Такие упражнения учат переключать внимание, развивать зрительную, двигательную и слуховую памяти.Использование логоритмикив артикуляционных упражнениях.Для любого комплекса артикуляционных упражнений мы подключаем музыкальное сопровождение. Можно подпирать музыку по тематики недели в ДОУ.Каждое артикуляционное упражнение сопровождается дополнительно показом рук (пальчиковый праксиз).Упражнения делаются под музыкальный ритм и счет (на первых этапах), тем самым развивается не только артикуляционный аппарат, но и ритмическая сторона речи.Во время упражнений добавляем двигательные движений, тем самым разрабатывая координацию движений. Каждое движение надо запомнить и повторить четко, внимательно смотреть на преподавателя и слушать его (разработка высших психических функций).Для артикуляционных упражнений с использованием логоритмикиможно использовать следующие музыкальные произведения:1. Гномы2. Фиксики3. Бабка-Ёжка4. Барабанщик Даша 5. Мы веселые цыплята Фрагмент артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики.Используемая литература:Власова Т.М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. Практикуем по работе со слабослышащими детьми . М., 1997.Воронова А.Е. Логоритмикав речевых группа ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М., 2006.Мухина, А.Я. Речедвигательнаяритмика / А.Я. Мухина. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002