"Калейдоскоп традиций"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Калейдоскоп традиций"
Автор: Марина Викторовна Стародубцева

Проект «Калейдоскоп событий»1. Описание проекта1.1. Актуальность.Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно – образовательного процесса и к уровню качества образовательных услуг. Высокое качество дошкольного образования непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности как педагогов так и педагогической культуры родителей. В федеральном законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1 говорится, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Следовательно, признание государством приоритета семейного воспитания, требует от образовательного учреждения иных взаимоотношений, т.е. сотрудничества, взаимодействия и доверительности.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое значение отводится работе с родителями: «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (п.1.6.9.); «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми» (п. 2.4.); а одним из принципов ФГОС ДО является принцип сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Следовательно, вопрос взаимодействия всех участников образовательного процесса на современном этапе деятельности дошкольного учреждения остается актуальной. Внедрение инноваций в деятельность ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.Новизна проекта Формирование у родителей воспитанников позитивного отношения к дошкольному учреждению, преодоление родительского сопротивления и активизация взаимоотношений родитель-ребенок-педагог, посредством внедрения инновационных подходов к организации сотрудничества с семьями.Педагогическая целесообразность и значимость проекта обусловлена рядом факторов:
  • наблюдается тенденция ухудшения состояния психического и физического здоровья детей;
  • увеличение процента социально-незащищенных семей, проявление социально-психологической тревожности, усталости членов семей, трудности организации семейной жизни, на фоне кризисов обусловленные социально-экономическими проблемами общества;
  • проблемами личностного характера родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревоги в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания;
  • экономическими кризисами, экологическими проблемами, определяющими развитие взрослых и детей;
  • нехваткой времени из-за занятости на работе, не компетентностью родителей в вопросах дошкольной педагогики и психологии (не знание возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка ведет к воспитанию ребенка вслепую, интуитивно).
  • Данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достичь высокого качества дошкольного образования, удовлетворить потребностей родителей и детей, создать единое образовательное пространство возможно только при условии внедрения инновационных подходов к организации сотрудничества с семьями воспитанников, основанном на партнёрстве.Участники реализации проекта
  • администрация учреждения (организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно - методическое оснащение);
  • педагоги (взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры (Музейно-выставочный центр города, казачье общество в честь «Архангела Михаила», ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Патриот») в рамках социального партнерства);
  • родители (участвуют в совместных мероприятиях, повышают педагогическую компетентность, обмениваются опытом семейного воспитания);
  • дети (участвуют в совместных мероприятиях).
  • Форма реализации проектаПроект реализуется посредством цикла мероприятий, которые стали традиционными в ДОУ. Каждый месяц проекта раскрывает определенную тему. Месяц заканчивается итоговым мероприятием с привлечением родителей и социальных партнеров (Музейно-выставочный центр города, казачье общество в честь «Архангела Михаила», ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Патриот»). Активные формы взаимодействия с родителями: совместные проекты, родительские уроки, мастер-классы, семинар-практикумы, дни открытых дверей, совместная досуговая деятельность, КВН, викторина, деловая игра, круглый стол. 1.2. Инновационность проектаИнновационный подход к организации сотрудничества с семьями затрагивает различные направления деятельности педагогов и основывается на принципах сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. В процесс сотрудничества привлекаются социальные партнеры, тем самым создается единое образовательное пространство для личностного развития ребенка. Внедрение инновационных форм работы с семьями воспитанников обеспечивает эффективное сотрудничество и формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.Активное привлечение родителей к инновационным формам совместной деятельности позволяет:
  • росту профессиональной компетентности педагогов и повышения качества дошкольного образования;
  • переходу учреждения на более качественную ступень развития.
  • 1.3. Постановка проблемыВ последнее время часто приходится сталкиваться следующими проблемами:
  • низкий уровень педагогических знаний родителей по вопросам развития ребенка, вследствие чего воспитание осуществляется вслепую, интуитивно. Педагогическая запущенность ребенка в семье становится частым явлением. О низком уровне психолого-педагогической культуры родителей свидетельствуют и низкие адаптивные возможности детей, поступающих в младшие группы. Долгий и тяжелый процесс адаптации негативно сказывается на состоянии здоровья ребенка, как физического, так и психологического;
  • трудности во взаимодействии с родителями воспитанников. Родители игнорируют тот факт, что они выступают социальными заказчиками в определении содержания, форм работы детского сада с семьей, а не дошкольное учреждение. Отсутствуют единые требования к ребенку в детском саду и семье, объясняется педагогической пассивностью родителей, непониманием ими своей воспитательной функции.
  • Кроме того, с появлением множества организаций дополнительного образования понизился авторитет дошкольных учреждений. По мнению родителей в дополнительных образовательных учреждениях детей обучают лучше, чем в детском саду и готовят к школе. Экономическое неблагополучие взрослых и занятость работой также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей. Наблюдается тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги считают, что родители не уделяют должного внимания развитию ребенка (в основном родителей интересует «Ел ребенок в детском саду и не обидел ли кто-нибудь?»), а родители в свою очередь думают, что детское учреждение не оправдывает их ожидания, осуществляет только уход и присмотр, а развитием ребенка не занимается. Требования, предъявляемые родителями к образовательной организации, педагогам возрастают, но в тоже время, как показывает исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.Следовательно, назревает вопрос необходимости о введении новшеств в сотрудничество с родителями, которое требует разработки и внедрение инновационных подходов к работе для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения, как равноправных партнеров. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.1.4. Цели и задачи проектаОсновная цель проекта - повышение педагогической культуры родителей, психолого-педагогическое просвещение и вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс посредством внедрения инновационных подходов к работе, с целью устранения существующих проблем и всестороннего развития личности дошкольника в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи:- создать условия для эффективного равноправного партнерства всех участников образовательного процесса;- установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;- приобщить родителей к активному участию в жизни дошкольного учреждения, посредством внедрения наиболее эффективных инновационных форм взаимодействий;- повысить правовую и педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию и развитию детей.1.5. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования ХМАО - Югры Разработка проекта учитывает «Концепцию развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»: «Массовость дошкольного этапа образования - основа успешного обучения в школе и позитивной социализации. Гибкие образовательные программы, многообразие форм предоставления услуг дошкольного образования обеспечат поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей». 1.6. Ожидаемые результаты В результате внедрения инновационных подходов к работе с родителями в образовательном учреждении:
  • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сотрудничество по вопросам воспитания и развития детей. Повышение уровня удовлетворенности родителей с результатами образовательной деятельности ДОУ.
  • педагоги организуют педагогическую деятельность с учетом индивидуальности ребенка и запросов родителей, вследствие чего повышается эффективность педагогического процесса;
  • повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей;
  • укрепление внутрисемейных связей;
  • установленные партнерские взаимоотношения откроют возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, развитие их творческой инициативы.
  • повышение авторитета семьи, вера в необходимость совместных действий;
  • повышение статуса ДОУ.
  • 1.7.Оценка результативности проектаПоказатели компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
  • Умение планировать деятельность на основе анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и запросов.
  • Умение организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, выбирать формы организации, методы и приемы в соответствии целям.
  • Умение вовлечь родителей в образовательный процесс учреждения.
  • Знание передового педагогического опыта и умение обобщить и применить в своей педагогической деятельности.
  • Показатели сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство дошкольного учреждения.
  • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих права, обязанности и функции семьи и дошкольного образовательного учреждения.
  • Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия образовательного учреждения с семьями разных категорий.
  • Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.
  • Показатели удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации.
  • Информированность о видах образовательных услуг, целях и задачах учреждения в области воспитания, обучения и оздоровления ребенка.
  • Удовлетворенность характером воспитания, развития и оздоровления ребенка в образовательном учреждении.
  • Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
  • Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
  • Удовлетворенность уровнем развития ребенка и подготовкой его к школе.
  • Показатели степени эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  • Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей, рост воспитательного потенциала семьи.
  • Изменение характера семейных отношений в положительную сторону.
  • Заинтересованность родителей в вопросах воспитания и развития детей.
  • Расширение диапазона совместных дел родителей и педагогического коллектива.
  • Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
  • Высокий уровень посещаемости родителями совместных мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
  • 2. Реализация проектаПроект «Калейдоскоп традиций» реализуется в течение 1 года, далее ежегодно. Внедрение проекта проводится в 3 этапа. 2.1 Сроки и этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап (июль-август 2017г.)Цель: сбор, анализ и систематизация информации о разработке системы социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников. Задачи данного этапа:
  • изучение теории и практики, анализ передового опыта по внедрению инновационных форм работы в рамках социального партнерства в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • анализ воспитательно- образовательного процесса с точки зрения современных требований;
  • изучение интересов, запросов и возможностей родителей с целью установления партнерских взаимоотношений; выявление проблем, актуальных вопросов, интересующих родителей, по воспитанию и развитию детей;
  • подбор методической литературы по взаимодействию с родителям;
  • разработка плана взаимодействия родителей и ДОУ.
  • II. Этап - практический (сентябрь 2017г. – июнь 2018г.)Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, развитие партнерства между родителями, ДОУ и социальными партнерами, накопление у родителей воспитательного опыта.Реализация проекта - организация совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения, т.е. участие родителей в:
  • организации образовательного процесса;
  • творческих группах, где активно делятся своим опытом;
  • организации и проведении совместных досуговых мероприятий;
  • разработке планирования.
  • Реализация этой задачи предполагает:
  • повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
  • воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
  • активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
  • создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса, с целью перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с образовательной организацией.
  • III этап - заключительный (июль-август 2018г. Подведение итогов)Цель: определение результативности внедрения инновационных форм работы ДОУ с родителями воспитанников. Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта.В результате активного внедрения в практическую деятельность инновационных форм работы с детьми при непосредственном участии родителей и социальных партнеров будет:
  • разработан перспективный план работы по социальному партнерству с семьями воспитанников в рамках проекта;
  • создана картотека видеоматериалов для постоянного пользования;
  • обобщен опыт работы с родителями и представлен в профессиональных изданиях, и интернет- сайтах;
  • новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи.
  • 2.2. План реализации проектаПлан – график мероприятий по реализации проекта «Калейдоскоп традиций»3. Обеспечение проекта3.1.Обеспечение кадровых условийПрохождение курсов, повышение квалификации, участие в городских педагогических сообществах, получение консультативной помощи, методической поддержки. 83% педагогов имеют высшее образование, 39% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию - высокий профессиональный уровень. 3.2. Обеспечение финансовых условийИсточником финансирования проекта являются внебюджетные средства. 3.3. Обеспечение материально-технических условийУчреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Материально-техническое оснащение детского сада обеспечивает условия для налаживания сотрудничества всех участников образовательного процесса. Использование ИКТ: интерактивного и мультимедийного оборудования, компьютеров, аудио системы, сайта учреждения, сети Интернет способствует расширению взаимодействия.3.4. Обеспечение психолого-педагогических условий Реализация проекта направлено на:
  • создание условий в ДОУ, направленных на развитие позиционной направленности родителей детей;
  • учет особенностей и типологии семьи в социальном партнерстве с родителями (знание основ семейного воспитания и отличие его от общественного воспитания);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • установление доброжелательных и доверительных отношений между всеми субъектами образовательного процесса.
  • 3.5. Обеспечение информационно-методических условий
  • создание банка данных по реализации проекта;
  • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
  • разработка диагностического инструментария для оценки результативности реализации проекта;
  • оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по организации инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями).
  • 4. Практическая значимость проектаПроект «Калейдоскоп традиций» может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении. Инновационные формы взаимодействия с родителями в сотрудничестве с другими социальными учреждениями делает более эффективным партнерство семьи и ДОУ, повышает качество дошкольного образования.5. Предложения по распространению результатов проекта в массовую практику и обеспечение устойчивости проекта после окончания его реализации Список используемой литературы:
  • Семья и семейное воспитание / Т.М. Баринов. - Педагогические вести под ред. Е.М. Кокорева. – Магадан: 1993.
  • Аксиологическая концепция семьи: Мир образования – образование в мире / О.И. Волжина . - 2001. № 4
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Просвещение, 2004.
  • Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В.П. Дуброва – Минск: 1997.
  • Работа с родителями в ДОУ / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер – М.: Айрис-пресс, 2005.
  • Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  • Положение семьи и детства в современной России / Л.Н. Конягина /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С. Невская. - М.: 1999.
  • Тоталитаризм в семье / Е.И. Николаева - Самара, 2002.
  • Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / Солодянкина О.В. – М.: .
  • Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина , В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова. – Ставрополь: 1997.
  • .