Дифференциация звуков [Р] – [Л]


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциация звуков [Р] – [Л]
Автор: Баух Наталия Владимировна

Конспект фронтального логопедического занятия.ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р][Л]»(подготовительная группа)Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].Задачи:- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустическихособенностях;- формировать отличительные особенности звуков;- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р][л];- развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове);- развивать фонематический слух.Оборудование: Индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [р], [л], запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для картинок, разрезные картинки со звуками [р], [л], кубики с картинками, мешочек.Ход занятия:
  • Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.
  • Гимнастика на дыхание:          
  • - вдох через рот, выдох через нос,                                                     - вдох через рот, выдох через рот,                                                                  - вдох через рот, выдох через нос,- вдох через нос, выдох через рот.Организационный момент.  Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем учиться различать звуки [р] и [л].1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя игровые моменты:Игра: «Самолёт».  Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках [р] – [л].Логопед: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетел самолет и зовет нас с собой в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, мы должны завести моторчик. Давайте все вместе заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…» Дети: произносят р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. Логопед: «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?» Дети: л-л-л…Логопед: правильно, молодцы!2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [л]?Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка напоминает седло.Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [р]?Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку.Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?Дети: Эти звуки согласные, звонкие.Логопед: Почему вы так считаете?Дети: Их можно пропеть. Логопед обобщает ответы детей.       3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.Цель: различение звуков [р] – [л] в слогах и в словах.Ра – рара – высокая гора,             Ар – ар – ар – кипит наш самовар,Ророро – новое ведро,             Ор – ор – ор – подмету я двор,Руруру – скачет кенгуру,         Ур – урур – повесим абажурРырыры – Рома видит рыб.   Ир – ирир – выпили кефир.       4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.Цель: различение в слогах, словах и в чистоговорках звуков [р] – [л].Ла – ла – ла – наша мила Мала                 Ал – ал – ал – наш малыш упал,Ло – лоло – мы приехали в село,           Ололол – это я пришёл,Лу – лулу – мы гуляли по селу               Улулул – наш малыш уснул,Лылылы – мы расставили столы ылылыл – суп уже остыл.5. Игра «Замени звук». Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].Упражнение образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова – паронимы).Логопед: ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. Спрашивать детей по очереди.Рак – лак                          бар – бал                      борт – болтРов – лов                         жир – жил                    стар – сталРот – лот                     пир – пил                       рожь – ложьРама – лама                 мир – мил                      город – голод6. Игра «Волшебный мешочек». Цель: различение звуков [р] – [л] с помощью называния картинок, восприятие слов на слух. Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного мешочка» кубик. Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый звук и определить его место в слове. Физкультминутка.Мы играем на гармошке.                                    Наши ножки: топ – топ.Громко хлопаем в ладошки.                               Наши ручки: хлоп – хлоп!Головой слегка качаем.                                        Вниз ладошки опускаем,Руки к верху поднимаем.                                    Отдыхаем, отдыхаем.7. Игра «Найди свой домик». Цель: восприятие звуков [р] – [л] на слух и зрительно с помощью картинок.Дети делятся на две команды. Логопед: ребята, вам нужно подобрать картинки в соответствии со звуком на домике и «заселить  жильцов», располагая картинку в домике. Дети перечислите жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.Итог занятия.Логопед: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».