Проект по туризму для старших дошкольников "Походу есть начало, а конца походу нет!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по туризму для старших дошкольников "Походу есть начало, а конца походу нет!"
Автор: Ольга Владимировна Жирнова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка «Умка»Проект по туризму«Походу есть начало, а конца походу нет…» Подготовили: Инструкторы: Жирнова О.В. Белова Н.А. Воспитатели: Бикшитова Ю.В. Мусаева А.С.Новый Уренгой, 2023г.Паспорт проектаАктуальность Необходимость разработки проекта продиктована значимостью дошкольного детства как начального этапа формирования личности человека, воспитания у него ответственного отношения к окружающей природной и социальной среде. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и общекультурной готовности ребёнка при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность. В ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся, чем «книжные», те, что предстают на страницах книг, учебных пособий. Кроме того, туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен. Потенциал природной и социальной окружающей среды должен быть использован для обогащения жизненного опыта ребёнка, для воспитания гражданина своей Родины, большой и малой.Работа по проекту осуществляется под руководством инструкторов по физкультуре при тесном взаимодействии субъектов образовательного процесса: родителей, воспитателей, музыкального руководителя, социальных партнёров ДОУ. Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников и их физического развития; формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.Задачи:Образовательные:- Сформировать знания о Родном Крае, растениях и животных, представителях, попавших в красную книгу; - Сформировать знания и умения, необходимые в туристическом походе (что   взять   с   собой   в   поход, туристические   снаряжения, умение собрать рюкзак, умения пользоваться компасом, картой, какую взять с собой аптечку);- Систематизировать знания о правилах безопасного поведения на природе, туристическом походе.Развивающие:ормировать умение оказывать первую помощь себе и другим;- Освоение детьми простейших туристических умений и навыков (совершать пеший поход, двигаться в колонне по два по установленной дистанции с рюкзаками, преодолевать несложные препятствия; - Формирование желания вести здоровый образ жизни;- Совершенствовать двигательные и физические способности, создать условия для закаливания организма и активного отдыха.Воспитательные:-  Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде;- Воспитывать нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, физкультурно-оздоровительный.Продолжительность: долгосрочный (1 учебный года)Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024.Участники: инструкторы по физкультуре, воспитатели, старшие дошкольники, их родители.Предполагаемые результаты:- Сформированы знания о детском туризме;- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;- Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести;-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе;-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями, умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале;-Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками;-Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;-Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта совместно с детьми.Формы работы для решения поставленных задач: - Тематические занятия;-Сюжетно - ролевые игры, - Инсценировки, -Подвижные игры; - Квест-игры;-Дидактические игры; -Настольно-печатные игры,-Экскурсии;- Консультации для родителей.Продукты реализации проекта:- Туристический слет на территории ДОУ, квест-игра «Все на турслет»;- Папка-копилка рисунков «О туризме»;- Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Туризм и туристический поход»; - Итоговое мероприятие: туристический поход детей совместно с родителями «Все в поход».Работа с родителями: -Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми;-Анкетирование;-Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о туризме;-Чтение родителей с детьми произведений на тему «Туризм»; -Помощь в изготовлении атрибутов для игр. Этапы реализации проектаРезультаты реализации проекта: Система работы по туристко-краеведческой деятельности в ДОО не только актуальна, но и носит характер новизны, поскольку позволяет создать и использовать новые формы и методы работы с детьми в данном направлении. Туристко-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности, так как решает задачи познавательного, экологического, нравственного, физического и эстетического характера.В результате проведенной в рамках проекта у 92% детей сформировалось устойчивое стремление вести здоровый образ жизни, заниматься физической культуры и спортом.Родители стали больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что несомненно способствует оздоровлению семьи, укреплению дружеских отношений в ней.Развивающая среда пополнилась познавательной литературой о туризме, различных видах спорта, оздоровлении, картотекой подвижных игр с элементами туризмаПриложения к проектуКонспекты НОДКонспект «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»Цель: «Знакомство с туризмом и кто такие туристы», которое направлено на ознакомление детей с туризмом и какие виды туризма бывают. Привить интерес к туризму. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возрастдетей5-6летЗадачи: - Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т.д.,- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т.д.;-Воспитывать интерес к туризму.Материал: Картинки с изображением разных видов туризма.Ход занятияДети сидят за столиками перед каждым ребенком ложу картинки разных видов туризма.Дорогие ребята мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом и кто такие туристы.Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.Какие виды бывают туризма?Дети отвечают ( горный, велосипедный, пешеходный, велосипедный, водный)Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.А как вы думаете, кого можно назвать туристами?Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.Что у туристов весит за плечами?Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, , куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка.Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка?Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинкиПравильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.Как вы думаете, что делают туристы в походе?И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный вопрос:-Скажи, зачем спешишь турист,Лесною раннею тропинкой?-Послушать соловьиный свист,Взглянуть на бриллиант-росинку.-Скажи, зачем идёшь, турист,Из дома ты в края иные?-Весны увидеть первый лист,Вдохнуть все запахи лесныеИ продолжал поэт-туристСвоё возвышенное слово!-Как мир хорош! Как воздух чист!Как не влюбиться в жизнь тут снова!Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.-А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.Турист должен знать Дети отвечаютПрироду надо -Уважать!Лесных зверей -Не обижать!Всякую букашку -Надо любить!А деревья нельзя -Рубить!Все живое надо -Охранять!Цветов и ягод много -Не рвать!В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды бывают туризма? Что необходимо туристу взять с собой в поход?        Тема: «Знакомство с Красной книгой». Цель: познакомить детей с Красной книгой. Расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники). Рассказать детям о существовании Всемирного дня защиты животных. Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе. Воспитывать желание заботиться о животных.Ход занятия.Воспитатель: собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «лес». На экране картинка - лесНо прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в лесу.Дети: Не ломать ветки деревьев и кустарников.Не рвать цветы!Не разрушать муравейники!Не ловить бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!Не трогать ядовитые растения руками, научиться различать их!Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!Не оставлять после себя мусор. Никогда не выбрасывать его в водоем!Не кричать!Воспитатель. Кого можно встретить в лесу?Дети: Можно встретить разных животных, птиц.Воспитатель: Каких животных, обитающих в лесу, вы знаете?Дети: медведи, волки, зайцы, лисы. (картинка).Воспитатель: А вы боитесь этих животных?Дети: да, мы боимся волка, медведя.Воспитатель: Как вы думаете, а они нас боятся?(Дети высказывают свое мнение: кто-то говорит, что боятся, кто-то нет).Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?Дети: Люди могут обидеть животных.Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет красивого оперения.Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. (картинка).Леса вырубаются из-за добычи древесины. (картинка).А давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? (ответы детей). В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. На нашей планете обитают множество животных, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких животных создана Красная книга. (Показ презентации)Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Красной книгой природы.Воспитатель: Красный цвет – это как сигнал светофора, он предупреждает об опасности, предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать, цвет осторожности, тревоги, запрета. Книга эта необычная, в ней страницы не белые, а цветные.Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых нужно спасать немедленно, без малейшего промедления. (Картинка).Воспитатель: Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу (снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр). В красной книге записаны птицы - чёрный аист, дрозд, беркут, орёл – могильник, рябчик; бабочки – павлиний глаз, махаон, аполлон и другие. К редким растениям относятся: ковыль, кувшинка белая, подснежник и другие. (Беседа сопровождается рассматриванием редких животных и растений на страницах Красной книги).Воспитатель: Следующие страницы в книге жёлтые. Если на светофоре горит жёлтый свет, что он обозначает?Дети: Нельзя спешить.Воспитатель: Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных мало, их надо спасать. (Дети рассматривают жёлтые страницы книги). Дальше идут зелёные страницы книги. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за эти растения и животных, их, пока ещё, много. Люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали?Дети: Люди прекратили охотиться на них, создали заказники и заповедники. (Показ слайда).В них категорически запрещается рвать растения охотиться на животных.Воспитатель: Верно, заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений.  Кроме заказников есть ещё и заповедники. Заповедник – это участок земли или воды, на которых находятся природные объекты особой научной ценности, они находятся под особой охраной государства. В заповедниках хозяева – растения и животные, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотится. Все условия созданы для жизни животных. Самый крупный заповедник нашего края – Кавказский государственный заповедник.Воспитатель: Вот мы и рассмотрели все страницы нашей Красной книги. Когда мы встретим названные растения или животных, то должны вспомнить о том, что их нужно охранять.Воспитатель:Охраняется Красною книгойСтолько разных животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пусты,Охраняются звери на нашей планете,Охраняются даже цветы.Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть.   «Плавает, бегает, летает». Если воспитатель называет рыбу, то дети показывают движения рыб, животное – бег на месте, птица – имитируют полёт птицы.Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?Дети: Защищать животных.Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. В этот день много говорят о защите животных и о том, как им можно помочь. А что мы можем сделать для животных и птиц?Дети: Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.Воспитатель: Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе, потребительски не бережет ее лес, животных, растений, птиц.Ведь дерево, трава и птицаНе всегда сумеют сами защититься.Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.Друзья мои, товарищиХочу я вам сказать:«Давайте станем дружненькоПрироду защищать!»Не будем больше мусорить,Следить будем всегда.И будет благодарна Нам матушка - земля!Тема: «Ямал - мой край родной».Программное содержание:1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного.2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.Методы и приемы:Активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры «Найди и опиши», «Что, где растёт», использование медиацентра, слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия, лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята», использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.Материалы:Карта Ямала, глобус, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод севера, слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ненцев, солёное тесто разного цвета. Занятие проводится в группе. Столы для выполнения заданий, 2 мольберта.   Вдоль стены столики с подносами, на которых находятся: разноцветное солёное тесто.Ход занятия.Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.- Какой-то шар разноцветный стоит на столе? Что это за шар?(На столе стоит географический глобус)Дети: - Глобус.Воспитатель: - А что такое глобус?Дети: - Глобус -  это макет нашей Земли.Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?Дети: - Это разные государства на планете Земля.Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?(Даю время для размышления)Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.Воспитатель: - А как же называется наша страна?Дети: -Наша страна Россия, Российская Федерация.Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?Дети: - Город Москва.Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.(Дети определяют место нашего проживания)Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?Дети:- Родной крайВоспитатель: - Это большая или малая Родина?Дети: - Это малая Родина.Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?Дети: - Наша малая Родина называется - ЯМАЛ.Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ.Воспитатель: - А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал?Дети: - Потому что он расположен на полуострове Ямал.Воспитатель: - А где на карте расположен полуостров Ямал? На севере, юге или на средней полосе России?Дети: - Полуостров Ямал находится на севере нашей страны.Воспитатель: - Как называется столица Ямала?Дети: - Город Салехард.Воспитатель: - Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе.(Подвожу к карте Ямало-Ненецкого автономного округа)Как же называется наш город?Дети: - Новый УренгойВоспитатель: - Покажите, пожалуйста, новый Уренгой на карте Ямала.(Дети показывают)  - Ребята, чем еще богат Ямало-Ненецкий округ и наш город в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть? Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошка. (Слайды) Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством.  Чем еще занимается коренное население?Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.Воспитатель: - Что такое дикоросы?Дети: - Это грибы и ягоды.Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?Дети: - Дико растут.Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.Воспитатель: - А какие деревья и кусты растут на севере?Дети: - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.(Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.1- ая команда -отбирает ягоды растущие на севере2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севераПосле выполнения задания, дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь предлагаю посмотреть на экран(слайд) Что это за сооружение стоит?Дети: - Чум.Воспитатель: - А что такое чум?Дети: - Это жилище ненцев.Воспитатель: - Я не видела в Новом Уренгое чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тундре.Воспитатель: - А кто в них проживает?Дети: - Коренные жители: ненцы, селькупы.Воспитатель: - А почему они живут в чумах?Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.Воспитатель: - А из чего сделан чум?Дети: - Из оленьих шкур.Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?Воспитатель: - Во что одеты?(Обращаю внимание слайды с изображением тундры и людей)Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.Воспитатель: - А ноги во что обуты?Дети: - Кисы и бурки.Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?Дети: - Одежда вышита орнаментом.Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?Дети: - Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.(Слайды) Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».Воспитатель: -  Ребята, сейчас мы с вами слепим из теста животных Ямала. (Дети лепят животных.)- Наше путешествие окончено.- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу.Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!- Что Вам больше всего понравилось?(Слушаю мнения детей)- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?(Дети высказывают свои предложения)Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.Конспект тема: «Компас, четыре части света».Задачи:Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.Оборудование:Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус. Ход занятия:1.Беседа о компасеСегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие четыре стороны света существуют.Сначала послушаем рассказ одного мальчика.Воспитатель читает детям рассказ.Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились. -Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.-Перед обратной дорогой я предлагаю немного подкрепиться и передохнуть - сказала мама.Мама достала из походной сумки салфетку, расстелила ее на зеленой траве, разложила бутерброды, достала термос с чаем и мы стали подкрепляться.-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу. -Нужное направление подсказал мне компас. Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал- Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.Давным- давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами.-Да, я понял, - говорю я папе,- если например в двенадцать часов дня солнце находилось над нашим домом, то и сегодня в это же время оно будет над нашим домом. -Совершенно верно,- соглашается папа, и поднимает вверх указательный палец. - Но при одном условии, что и вчера и сегодня ты наблюдаешь солнце с одного и того же места. И вот древние ученые решили, что им надо как- то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света. Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом на самую большую высоту. Точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я. -Очень просто,- ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне – Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.Все ясно,- сказал я -, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в мореФизкультминутка:Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)Мы теперь плывём по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Воспитатель задает вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:Что такое компас, как он выглядит, опишите его. Для чего используется компас, куда показывает стрелка, какие четыре стороны света вы знаете, где по отношению к северу находится запад и восток.Теперь давайте рассмотрим наш компас. Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети вместе с воспитателем рассматривают компас, определяют части света. Картотека игрИгра «Мы идем в поход»  Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам. Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу.Игра «Назови и расскажи» Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое.Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.Игра: Игра - тренировка «Мы собираемся в поход». Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.Эстафета «Что возьмем с собой в поход». В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры   воспитатели проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:- Кто шагает с рюкзаком?- Мы туристы!- Кто со скукой не знаком?- Мы туристы!- Эй, ребята, тверже шаг!- Что турист берет в дорогу?- Песню, ложку и рюкзак!Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:- не ходить в лес без взрослых,- не кричать,- не срывать незнакомые грибы, ягоды,- не ломать ветви деревьев и кустарников,- не выдирать цветы с корнем,- не разорять муравейники,- не трогать птиц и гнезда и др.Игра – эстафета «Походный суп».Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».Игра в слова. Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.Игра «Дружба». Дети встают в два круга напротив друг друга.- Я в походе, ты в походе,- Я веселый, ты веселый,- Я твой друг, ты мой друг,- Давай обнимемся.Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.Игра «Паутинка».Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.Игра «Кто быстрее».Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.Консультация для родителей«Путешествуйте вместе, или как туризм может сплотить семью»Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и выносливым!В этом может помочь и туризм.Ни один вид спорта не закалит вашего ребенка так, как туризм.Турист в походе не боится промочить ноги, простудиться в дождь и слякоть, замерзнуть на ветру. Все невзгоды только сильнее закаляют его.Но туризм это не только – здоровье.Воспитательную роль туризма нельзя недооценивать. Путешествуя, вы можете посетить места, связанные с жизнью известных и знаменитых людей. Побывать там, где проходили бои во время Великой Отечественной войны.Туризм это одно из средств экологического и эстетического воспитания детей, познания красоты и любви к родной природе.Собираясь в поход, заранее – за несколько дней, вы всей семьей начинаете обсуждать маршрут. Быть может именно с этого коллективного обсуждения у вас начнут формироваться совсем иные отношения с ребенком.Путешествие, маршрут которого вы вместе намечали, трудности, которые вам всем пришлось преодолеть – станут важным средством сплочения семьи! А в характере ребенка вы увидите проявление сознательной дисциплины, настойчивости, упорства и самостоятельности.Вы, родители, поможете своим детям приобрести необходимые в жизни навыки, которые будут обогащать их знания в дальнейшей жизни.Сколько нового неизведанного узнает ваш ребенок не из книг или телепередач, а увидев все собственными глазами, прикоснувшись к неизведанному собственными руками. И как долго еще будут звучать в вашем доме воспоминания об однодневном походе или долгом путешествии, об увиденном рассвете над тихой речушкой или о том, как вы переходили её вброд, как ловили рыбу и готовили уху. И у ребенка вновь появится желание отправиться с рюкзаком за плечами в новое путешествие, навстречу неизведанному!Пословицы о спорте и здоровье- Молодость не в годах, а в силе.- В здоровом теле – здоровый дух.- Кто крепок плечом, тому ноша нипочем.- Крепок телом – богат и делом.- Со спортом не дружишь – не раз потужишь.Игры –эстафеты соревнования для все семьи«Семейная игра –эстафета»Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек(мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат)На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки (10 м.)ребенок пролезает между ног у мамы;мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом, ноги врозь, (по типу игры в чехарду) 2 раза подряд;держась за руки, бегут по бревну до папы;бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на расстоянии одного метра рюкзаков (3 м.) туда и обратно;бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока, ребенок бежит первым.«полоса препятствия» «общая протяженность -10 м.«Кочки», прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото;«Не мочите ноги», ходьба по бревну;«Прыжок через ров», ширина около метра;«Волчатник», (подлезание по-пластунски под натянутую между колышками веревку);«Кто быстрее» (бег в обратном направлении по прямой, с передачей эстафеты следующему игроку).«Чей прыжок дальше»Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.Игра для детей «Точный глазомер»Игра для детей 7 – 9 лет Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. п. Ответы проверяются. Победители получают звание, Острый глаз.«Не заблудись» Игра для детей 5 – 8 летДети делятся на две и более разновозрастных команды, в каждой не менее 2 человек. Каждая команда получает определенное название, например, Волчата, и, Зайцы, можно обозначить цветом, порядковым номером. По маршруту длиной около 200 метров в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. П.) развешиваются 8 – 10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.«Самый внимательный» Игра для детей 4 – 7 лет Взрослый маскирует на поляне 10 – 15 предметов (обувь, бейсболки, мяч, ракетки и т. п.) Затем сообщает об этом участникам. Когда будет найден последний предмет, игра закончится. Затем роль ведущего можно поручить кому – то из детей.В добрый путь!Список литературы
  • Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.
  • Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  • Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
  • Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008
  • 5. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок» А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова;6. Интернет ресурсы.7. Инструктор по физической культуре №8/2020.