Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ: «В гармонии с собой»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ: «В гармонии с собой»
Автор: Ольховик Оксана Васильевна

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия; формирование благоприятного психологического климата в коллективе.Задачи:
  • Повысить групповую сплоченность;
  • Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  • Форма проведения: тренинг.Категория: педагоги ДО.Оборудование: ноутбук, аудиозапись релаксационной музыке, клей, цветные квадратики, плюшевое сердце; цветные карандаши, пластилин, фломастеры, краски, кисточки, баночка для воды, бланки теста, бланки к упражнению «Птица счастья» и «Солнышко» - по количеству участников.Ход мероприятия:1.Упражнение: «Имя»Цель: создание положительного эмоционального фона группы.Ход упражнения: участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное, на первую букву имени, которое его характеризует.2.Упражнение: «Приветствие»Цель: настрой группы на работу.Ход упражнения: Участники сидят по кругу и передают своему соседу справа плюшевой сердце с фразой: «(имя соседа справа) я очень рада тебя видеть!»3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения» Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета. Значение цвета: Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».4.Коллективный коллаж «Радуга настроения»Цель: установление контакта между членами группы.Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих цветные квадратики наклеить на «Облако», что бы оно стало ярким.Педагоги крепят свои квадратики к ватману, создавая коллаж «Радуга настроения»Посмотрите на это облако, какое красочное и яркое оно получилось, каждый квадратик индивидуален, но все вместе они составляют единое целое, так и мы с вами – один большой, дружный коллектив. 5.Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.6.Упражнение: «Птица счастья» Цель: внутренняя рефлексия.Ход мероприятия: педагогам предлагается раскрасить свою птицу счастья любым вариантом: красками, фломастерами, карандашами, пластилином, по звуки релаксационной музыки.Педагог-психолог: Уважаемы коллеги! Мы все хотим и чтобы в наших семья все было хорошо, чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. Я предлагаю Вам, раскрасить свою птицу счастья. Символ – мира, добра и любви! Ведь с давних времен люди считали счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить. По приданию, птица приносит в дом счастье, ее вешали в центре комнаты и она оберегала домашний очаг. - Птица счастья готова. - Представьте, что Вы видите перед собой настоящую птицу счастья. Загадайте желание и верьте, что оно обязательно сбудется!8.Упражнение «Волшебный мешочек»Цель: сплочение педагогического коллектива, Ход упражнения: в руках у психолога мешочек с предметами, он предлагает участникам взять один предмет и ассоциировать его с собой.Педагог-психолог: У меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что –то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и этот предмет (название предмет)…»Например: «Никто не знает, что я, как это перышко легкая и беззаботная» и т.д.8.Упражнение «Солнышко» Цель: сплочение группы, формирование положительного отношения друг к другу.Ход упражнения: педагогам раздаются листы, в центре которых изображено солнце.Педагог-психолог: Уважаемые коллеги! Нарисуйте солнышко и напишите в центре солнышко свое имя. Передайте лист своему соседу слева. На полученном листе напишите свои пожелания ее владельцу. Вновь передайте открытку – и так до тех пор, пока к вам не вернется ваша открытка с пожеланиями от всех членов группы.9.Упражнение: «Волшебная шкатулка»Цель: развитие позитивного самовосприятия.Ход мероприятия: педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулке с позитивными высказываниями, мудрыми советами.Варианты пожеланий: — Тебе сегодня особенно повезет! — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! — Сегодня твой день, успехов тебе! — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.10.Рефлексия.Цель: обратная связь.Психолог: Наш тренинг подошел к концу. - Ваши ощущения после тренинга?-Что понравилось? Что не понравилось?- Удалось ли вам расслабиться? Приложение 1Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. МосквинаЦель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.Инструкция: Уважаемые коллеги! Выберете один из вариантов ответа, близкий Вам.Вопросы: Меня раздражает:
  • Смятая страница газеты, журнала или книги
  • очень;
  • не особенно;
  • ни в коем случае
  • Одетая с претензией на молодость женщина в годах
  • очень;не особенно;ни в коем случае
  • Курящая на улице женщина
  • очень;не особенно;ни в коем случае
  • Чрезмерное приближение собеседника, даже если оно произошло поневоле – в толпе, в автобусной давке и т.д.
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Слишком сильный запах духов
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Громкий разговор в общественном транспорте
  • очень;не особенно;ни в коем случае
  • Активно жестикулирующий при разговоре собеседник
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Частое употребление коллегами иностранных слов
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда кто-нибудь грызет ногти
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда кто-нибудь пытается поучать меня
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда кто-то кашляет в мою сторону
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда слышу чей-то смех невпопад
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда близкие друзья все время опаздывают
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты и т.д.
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда дарят ненужные вещи
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случае
  • Когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть
  • очень;
  • не особенно;ни в коем случаеОбработка ответов:За каждый ответ «очень» - 3 балла; за ответ «не особенно» - 1 балл; «ни в коем случае» - 0 баллов.Интерпретация результатов:более 33 баллов - вас не отнесешь к числу сдержанных и нетерпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие.от 13 до 32 баллов – у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать.12 и менее баллов – ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. О вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.