Педсовет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание на современном этапе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педсовет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание на современном этапе»
Автор: Ковалёва Ольга Николаевна
Педсовет по теме:«Нравственно-патриотическое воспитание на современном этапе»Составила: старший воспитательМБДОУ № 36 г. КанскКовалева Ольга НиколаевнаЦель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:- систематизировать и закрепить знания педагогов по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста;- формировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.Форма проведения: устный журнал.Подготовка к педсовету:1. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитания в семье и ДОУ»2. Подготовка к презентации дидактического пособия, игры по патриотическому воспитанию.Домашнее задание:поделиться одной из своих "находок" - презентация дидактической игры по патриотическому воспитанию;повторить задачи, содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию в своей возрастной группе.Ход педсоветаСтарший воспитатель- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем обсуждать проблему патриотического воспитания подрастающего поколения как одну из наиболее актуальных проблем сегодня. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре.Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности на современном этапе.Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОО. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Педсовет наш я предлагаю провести в форме деловой игры.Страничка первая: «Атмосфера спокойствия»Психологический тренинг "Поиск сокровищ"Цель: Создание обстановки эмоционального комфорта.Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается психологический тренинг "Поиск сокровищ".Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ".Задание: Нужно найти среди своих коллег соответствующего каждому пункту списка человека.Для этого вы должны подходить к своим коллегам и опрашивать их.На эту работу отводится 5-7 минут.Список "сокровищ": найдите человекачей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;с необычным хобби или увлечением;кто живет ближе всех к детскому саду;который любит ту же еду, что и вы;который родился дальше всех от этих мест;у которого, столько же колец на руках, сколько и у вас;у кого такой же цвет глаз как у васу кого есть дома домашние животныекто любит кофеу кого один ребеноккоторый любит сладкоеу кого есть часы на рукеу кого самый маленький размер обувитого, кто любит что-то коллекционироватьтого, кто любит заниматься рукоделием (шить, вышивать, вязать…)того, у кого послание от старшего воспитателяПосле того как все участники нашли свои «сокровища» ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех к детскому саду?" и т. п. по списку (выборочно, самые сложные).- В конце зачитывается послание старшего воспитателя."Мы далеко не всегда ценим то, что имеем, а когда теряем, горько жалеем об этом. Многие люди готовы пройти до края земли в поисках сокровищ, в поисках чего-то великого, но часто, как и эти великие завоеватели, они разбивают то сокровище, что имеют у себя в руках, понятия не имея о ценности тех вещей, которыми обладают. Вам повезло, вы уже обладаете величайшими сокровищами, так давайте будем ценить самое дорогое, что есть в нашем коллективе, дружбу, уважение и взаимопонимание"!Старший воспитатель Каждому из вас, для того чтобы узнать какую-то особенность, необходимо было подойти друг к другу, посмотреть на него, пообщаться с ним. Таким образом, чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы узнаем друг о друге. А иногда общение нам облегчает жизнь, разрешает различные жизненные ситуации.Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.Вторая страница «Полезная информация»Старший воспитательНынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине.Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм…»Блиц – опрос (отвечает любой воспитатель по желанию, остальные могут добавлять, за полный развернутый ответ воспитателю дается фишка)Вопрос 1: « Что включает в себя понятие «патриотизм»? Например:«…Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее.Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.Старший воспитательВоспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края.Вопрос 2: «Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?»Например:«Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.Формирование начал патриотизма невозможно без формирования уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку независимо от национальности и цвета кожи. Безусловно, все эти нравственные качества должны закладываться в семье и под влиянием педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не сможет стать достойным членом общества».Вопрос 3:«Почему воспитанием патриотических чувств необходимо начинать заниматься с самого раннего детства?»Например:«Дошкольный возраст - основа для формирования чувства любви к Родине, Отечеству, своей малой Родине, семье, благодатное время для того, чтобы заложить основы для чувства долга, ответственности перед Родиной, гордости за свою малую родину, осознания принадлежности к большой стране и чувству гордости за нее».Вопрос 4:«Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», какие можно выделить направления?»1) отношение к природе родного края, родной страны;2) отношение к людям, которые живут в родной стране;3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;4) отношение к государственному устройству.Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.Старший воспитательМожно подвести итог: говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем, что он - патриот своей Родины.И поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.Третья страница «Аналитическая»Старший воспитательНакануне педсовета мы с вами проводили анкетирование среди родителей. Давайте посмотрим на результаты анкет: анализ анкет.Общее количество принявших участие родителей – 56, что составило 80%. Активность родителей средней, логопедической и подготовительной групп составила 70%. Из чего можно сделать вывод, что активность родителей была на достаточно хорошем уровне.Качественный анализ анкет.Ответы родителей показывают, что они достаточно серьезно относятся к вопросу патриотического воспитания детей, считают это направление воспитательной работы важным.1 вопрос «Какова, по вашему мнению, цель патриотического воспитания дошкольников?» Наиболее популярные ответы: воспитывать нравственные качества и любовь к родной стране (68%), прививать уважение к людям своей стране (63%), расширять представление о стране, ее столице, городах (60%). Также родители считают, что важно знакомить с традициями народа, с ключевыми событиями истории страны, прививать любовь к природе, интерес к родному языку (от 40% до 48%).2 вопрос «Как воспитывать у дошкольников патриотические чувства?»Наибольшее количество родителей отметили «Кратко и простым языком рассказывать об исторических событиях и личностях России, родного края» (74%), далее идут ответы «Знакомить детей с песнями военных лет» - 51%, «Знакомить с потешками, пословицами, легендами и иным народным творчеством» - 43%, «Проводить народные праздники» - 40%.Многие родители отметили такие ответы, как чтение рассказов о войне, организация дней воинской славы, знакомство с символикой России, использовать ее в образовательном пространстве. Также родители считают важным воспитывать любовь к природе родного края и страны.Вывод: родители понимают, какие источники и средства патриотического воспитания наиболее приемлемые для дошкольного возраста. Однако считают, что в нравственно-патриотическом воспитании важно использовать как можно больше средств, оно (воспитание) многогранно.3 вопрос: «Интересуется ли ваш ребенок мероприятиями и праздниками патриотической направленности?»Ответы распределились так: «ДА» - 37%, «Нет» - 14%, «Затрудняюсь ответить» - 49%. Это говорит о том, что дети дошкольного возраста не могут сами начать проявлять интерес к таким событиям, его нужно развивать, подпитывать взрослым. 37% - это, вероятно, дети более старшего возрастаСледующие вопросы 4, 5, 6, 7 были посвящены работе в семье в данном направлении.Из ответов можно сделать следующие выводы: 77% родителей знакомят своих детей с родословной семьи; у 40% семей сложились семейные традиции (семейные праздники, проведение выходных дней вместе всей семьей, встреча Нового года, подготовка к Дню Победы, к шествию бессмертного полка, чтение сказок перед сном, делятся впечатлением о прошедшем дне). К сожалению, большинство родителей (77%) не посещают со своими детьми выставки, музей и т.д.; 66% не смотрят фильмы, мультфильмы о людях, которые сыграли большую роль в истории страны (31% отметили Екатерину Великую, князя Владимира, викингов из числа исторических героев).Вопросы 8, 9,10,11, 12, 13 были посвящены государственным символам. Абсолютное большинство родителей 91% считают, что знакомить с ними детей необходимо, 86% также считают необходимым знакомить детей с символами края, 46% детей знают на слух гимн России, могут узнать и нарисовать флаг России. Что касается использования в детском саду на мероприятиях государственной символики (слушание гимна, поднятие флага), родители высказывают положительное мнение (на мероприятиях, занятиях патриотической направленности, соревнованиях – 71%, 51% соответственно).Вопросы 14, 15 касались работы детского сада. Мнения родителей о количестве мероприятий и событий по нравственно-патриотическому воспитания разделились (46% - достаточно, 43% - затруднялись ответить). Тоже можно сказать и о готовности принимать личное участие в таких мероприятиях (46% - готовы, 43% - затрудняюсь ответить). Остальные ответы отрицательные.На вопрос 16 о консультационной помощи ДОУ 63% родителей ответили «не нуждаюсь».Выводы:Родители воспитанников понимают важность нравственно-патриотического воспитания в развитии, личностном становлении детей; знают, как, каким средствами можно развивать интерес детей к своей Родине, к вопросам истории, воспитывать основы патриотизма, относятся серьезно к семейным ценностям. Однако, практически многие не уделяют внимания таким вопросам. Поэтому нам необходимо и среди родителей активно пропагандировать ту работу по нравственно-патриотическому воспитанию, которая проводится в ДОУ, освещать события, выходить с рекомендациями (фильмы, художественные произведения), привлекать их к участию в подобных мероприятиях, организовывать праздники с участием семей детей, использовать потенциал семейного воспитания. Четвертая страница «Методическая»Для выполнения заданий разделить воспитателей на подгруппы.1.ЗаданиеРасположите задачи патриотического воспитания по возрастам, по мере взросления детей (подгруппам воспитателей раздаются карточки с задачами. Они должны определить к какому возрасту они относятся).Младший дошкольный возраст 2-3 года:Младший дошкольный возраст 3-4 года:Средняя группа 4-5 лет:Старший дошкольный возраст 5-6 лет:Старший дошкольный возраст 6-7 лет:Задание 2Распределите по двум колонкам источники и средства патриотического воспитания (предлагается карточка с перечнем источников и средств).Пятая страница «Развлекательно-отдыхательная» Старший воспитательПоясок – это не просто элемент народного костюма. В старину говорили: «Без пояса – ходить грех». Редко можно было встретить человека, который бы ходил без пояса. Даже в женских русских костюмах присутствовал пояс. Значимость пояса очень хорошо прослеживается в русских пословицах и поговорках: «Подпоясанного человека бес боится», « И наго и босо и без пояса», «Все мы по пояс люди». Пояс включал человека в общество, означал его социальный статус, создавал границы, в которых человек был защищен. Как вы думаете, какой смысл у слова «распоясался»? (вести себя неприлично). Про этот атрибут можно говорить очень долго. Рекомендую старшим группам взять эту тему для дня исследователя, будет очень интересно и познавательно.А мы просто поиграем. Разделитесь по четыре человека, всего 4 команды: команде раздают по три ленточки. Задание: пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок. Шестая страница «Рекламно-креативная»Старший воспитательПредлагаю коллегам представить свои дидактические пособия, игры по патриотическому воспитанию: пособия изготовлены педагогами самостоятельно, уже используются в работе.Заявилось для представления своих дидактических пособий или игр три воспитателя:- воспитатель логопедической группы представляет дидактическую игру-лото «Я знаю и люблю свою Россию!»;-воспитатель средней группы представляет наборы кубиков «Символы России» (флаг, матрешка, березка);-воспитатель младшей группы представляет лэп бук, посвященный России.Педагоги награждаются сертификатами за представления пособий, игр на педагогическом совете.Седьмая страница «Итоговая»Старший воспитательИтак, нам нужно подвести итоги сегодняшней работы. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Смерть неумолима, старость неотвратима. Перед несчастьем никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь…». Как, спросите вы, ВОСПИТАНИЕМ!Предлагаю закончить фразу: «Успехов в нравственно-патриотическом воспитании могут добиться…»,- я начинаю: «Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые сами увлечены этой темой, убеждены в правильности своих позиций. Они могут увлечь за собой детей». Продолжаем…-….высказываются педагоги.Проект решения педсовета.На основании изложенного выше, предлагаю:- при планировании воспитательно-образовательной работы продолжать проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;- повышать профессиональную компетентность через ознакомление с культурой, историей родного края, России. Активно использовать в работе с детьми разнообразные педагогические, информационные технологии; пополнять средовое пространство наглядно-дидактическими пособиями, играми в соответствие с программными и возрастными требованиями;- повышать педагогическую культуру родителей воспитанников, используя активные формы взаимодействия (проектная деятельность, досуговые мероприятия, экскурсии и т.п.). Составить перечень рекомендуемых фильмов, мультфильмов, художественных произведений, разместить в родительском уголке.Ответственные: все педагоги и специалисты ДОУ.Срок: постоянно.- оформить к памятной дате «День снятия блокады Ленинграда» фотовыставку в помещении ДОУ «Непокоренный Ленинград».Ответственные: ________________________________________Срок: 29 января 2024 года.- предоставить план мероприятий с детьми и родителями группы во время тематического периода, посвященного 9 МАЯ.Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.Срок: 1 марта 2024 года.