Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования экоцентрического мышления


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования экоцентрического мышления
Автор: Малащенко Людмила Николаевна

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯПроектная и исследовательская деятельность обучающихся занимает доминирующее место в моей системе обучения и воспитания, потому что полностью реализует поставленные мною цели и задачи. В процессе исследования и проектирования формируются экоцентрическое мышление, развивается активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, решать проблемы. Обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества, повышается их социальный статус, они становятся более уверенными, способными реализовать свой потенциал.Новым в структуре уроков, в основе которых лежат проектная и исследовательская технологии является изучение материала от практики к теории. Ученики сначала проводят исследование или проектирование, пропуская материал через себя, а затем делают собственные выводы, соизмеряя их с выводами учебников. Изменилась роль учителя и ученика, преобладает их тесное сотрудничество. Интерес к такому обучению у детей повысился. Это подтверждается положительной динамикой участия школьников в проектах, исследованиях. Дети уже по природе своей – исследователи, особенно это характерно для одаренных детей. Проектная деятельность на современном этапе интегрируется с информационно-коммуникативными технологиями, которые становятся универсальным инструментом, способным помочь учителю в достижении образовательных задач. Использование презентаций в ученических проектах выполняет различные функции. В исследовательских проектах презентация – это иллюстрация к публичному выступлению. В творческих проектах презентация уже выполняет несколько иную роль: здесь важна не столько информация, сколько возможность воздействия на зрителя с помощью различных ресурсов: музыки, изображения, озвучивания, видеофрагмента, дополнительных эффектов анимации. Создание цифровых образовательных ресурсов, прикладного проекта предъявляет к обучающимся серьёзные требования:
  • умение находить, анализировать, обрабатывать электронную информации;
  • умение находить, отбирать, форматировать иллюстративный материал;
  • умение работать с гиперссылками и управляющими кнопками;
  • умение структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта в нужном формате (словарь, учебное пособие, справочник);
  • умение эстетично оформить конечный продукт – проект.
  • Внеурочной деятельности обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, отводится особое внимание. Именно внеурочная деятельность школьников создает возможности для реализации идеи непрерывного экологического образования. Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность позволяет не только сформировать исследовательские компетенции. Но и повысить их общую экологическую культуру. Сейчас актуально в качестве образовательной площадки использовать особо охраняемую природную территорию, например, припоселковый кедровник. Это дает возможность знакомиться как с самыми обычными для Сибири, так и с редко встречающимися видами растений и животных и изучать их. Практика «погружения в природу» позволяет обогатить свое восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты, закрепить основные экологические понятия и закономерности, понять экологическую сущность природных явлений и процессов, способствует формированию ответственного отношения к природе и экологически осознанного стиля жизни. С группой ребят разработали и реализовали социальный проект «Экологическая тропа «Берендеево царство». Цель проекта – создание учебной экологической тропы для школьников Томской области на территории Богашевского припоселкового кедровника, как комплекса условий для формирования экологической культуры и проведения природоохранных мероприятий, а также его сохранение в качестве объекта природно-культурного наследия сибиряков. Задачи проекта обширные. Прежде всего, это воспитание экологической культуры. А также – практическое использование тропы в учебной деятельности, что позволит увеличить объем знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, сформировать умение комплексно оценивать проявления воздействия антропогенного фактора в ее окрестностях. Кроме того, школьники используют тропу в экскурсионной деятельности, когда сочетается активный отдых посетителей с расширением их кругозора. В рамках проекта организуются мероприятия по охране Богашевского припоселкового кедровника и привлечение молодежи и местного населения. В школе создано экологическое общество «Берендеево царство». Работа ведется по авторской программе «Юный исследователь».Цель: организация исследовательской деятельности обучающихся как средство формирования экоцентрического типа сознания школьников.Задачи:
  • Выработать алгоритмы исследовательской деятельности.
  • Создать системную модель исследовательской деятельности обучающихся.
  • Определить условия взаимодействия « школа-вуз-социум»
  • Все участники общества поделены на 3 группы: практики - занимаются организацией и оформлением станций, изготавливают и развешивают кормушки и птичьи гнездовья; исследователи - ведут исследовательскую работу, выступают на конференциях разного уровня; просветители - проводят экскурсии, походы, туристические слеты, фестивали районного и областного уровня. Исследовательские экологические работы были признаны лучшими на различных уровнях: областном, всероссийском и международном форуме «Зеленая планета». В рамках экологического общества «Берендеево царство» мы сотрудничаем с ОГУ Облкомприрода как «Центр экологичекого образования», со студентами и преподавателями ТГУ кафедры зоологии и являемся экспериментальной площадкой ТОИПКРО по программе «Организация модели внеурочной исследовательской деятельности школьников Томской области в рамках сотрудничества «школа-вуз-объединения дополнительного образования» с целью формирования экоцентрического мышления». Являемся членами городского эколого-географического клуба старшеклассников, работаем в городской программе «Экополюс», представляем программу «Экологический туризм». Провели мероприятия: «Чистая Обь и ее притоки», «По лесным тропинкам», туристический слет, экскурсии. Основным результатом внеурочной деятельности обучающихся считаю не универсальный набор знаний о географической среде, а сформированный у каждого из них новый тип геоэкологического мышления, обеспечивающий понимание единства природного, социального, гуманитарного начала человечества. И формирование такого мышления начинается со знакомства с маленьким цветком на полянке леса, с пролетающей птицы, с бегущей рекой, с изучения местных географических названий. Элементарное любопытство и интерес, первая исследовательская работа и собственное открытие формируют у школьников такие нравственные качества, которые заставляют почувствовать себя частицей единой природы, предвидеть результаты своей деятельности и нести ответственность перед предками, современниками и потомками. Поэтому во внеурочной деятельности преобладают конкурсы, исследования, социально значимые проекты экологической направленности. Вовлеченность моих учеников в социальные и исследовательские проекты формирует человека-гражданина, воспитывает нравственную, ответственную, духовно развитую личность, способную на самоотдачу.