"Использование инновационных технологий в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование инновационных технологий в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Автор: Воронцова Наталия Владимировна

ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»КРУГЛЫЙ СТОЛ«Особенности детей с дизартрией. Работа Логопеда, педагогов и воспитателей с дизартриками»Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.Заболевание проявляется в виде различных дефектов и отклонений: нарушение речевого дыхания (тихий и слабый голос или напротив очень резкий), звукопроизношения (нечеткость, смазанность), моторики, отсутствие плавности речи, а также нарушений глотания, пространственной ориентации и др.КАК РАСПОЗНАТЬ ДИЗАРТРИЮ:
  • Стойкое нарушение звукопроизношения.
  • 2. Искажение, пропуск звуков.2. Речь невнятна, невыразительна, монотонна, размыта, смазана, «каша во рту»3. Разный темп и ритм, сбои в речевом дыхании.4. Долго формируются навыки самообслуживания.5. Нарушена крупная моторика.6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсти вялые.7. Трудности жевания, глотания 8. Кажущийся гайморит. Ребенок постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет. ПОСЛЕДСТВИЯ:  Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация, депрессии и социальной изоляции.Нарушение звукопроизношения приводит к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.). Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией:Логопедическая работа заключается вКОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ:
  • Логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • Упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • Пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • Обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • Просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • Дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.
  • Массажамомассаж:
  • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  • 2. Рот закрыт. Бить кулачкомадошками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 3. «Наказать непослушный язычок»- немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.Самомассаж ложками (демонстрирую)
  • Артикуляционно – пальцевая гимнастика с элементами биоэнэргопластики (демонстрирую)
  • Биоэнергопластика- содружественное взаимодействие движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук
  • Правильное речевое дыхание (демонстрирую)
  • В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика — детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе)4. Работа над голосом (демонстрирую)Формирование голоса предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений:
  • ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОНИРОВАНИЕ. Упражнение «Звуковая лесенка»
  • 5.ПРОСОДИКА: ТЕМПИТМ, ДИАПАЗОН (демонстрирую)1. Игра «Чудо-лесенка»2. Музыкальные чистоговорки Железновых6. Развитие Фонематического восприятияИгра «Барабанщик» .Взрослый отбивает ритм, ребенок должен вместе со взрослым отбивать ритм. Затем ребенок должен попытаться по памяти повторить ритм самостоятельно. Ритм постепенно усложняется.Игра «Снежный ком» со слогами, словами (без опоры на картинку).Игра «Топ-хлоп». Взрослый произносит твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок слышит мягкий звук он хлопает если твердый - топает.Игра «Поймай звук». Я буду называть слова, если услышишь в слове звук «С» (или любой другой), хлопни в ладоши! И Пр.ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:1.Применять формы и методы работы по нормализации тонуса мышц: организовывать процесс приема пищи (жевание с закрытым ртом во время еды, жевание на коренных зубах твердой пищи - кусочков яблока, мяса и пр., слизывание с тарелки);- использовать контрастное умывание: горячей - холодной водой лица и рук ребенка;2. Развивать точную моторику рук; 3. Выполнять артикуляционные упражнения ежедневно;4. Выполнять дыхательно-голосовые упражнения в форме игр, гимнастики 5. Выполнять требования к речи педагога:*употреблять короткие предложения – 2-4 слова, особенно в общении с детьми первого года обучения;*говорить не быстро, тихо, внятно;*выделять голосом окончания слов, предлоги;*исключать из среды общения (речевой) шумовой фон в виде посторонних звуков; 6.Следить за признаками утомления ЦНС ребенка.