Использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальных классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальных классах
Автор: Мария Михайловна Скворцова

Использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальных классахСкворцова М.М.,студентка 5 курса заочного отделенияпедагогического факультета,ФГБОУ ВО «ШГПУ»,г. ШадринскНаучный руководитель:кандидат филологических наук,доцент кафедры ТиМНОМилованова Любовь АнатольевнаСогласно новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учащиеся начальной школы должны научить выделять смысловые особенности текстов, разных по типу и виду; понимать их содержание; находить необходимый материал в тексте; анализировать и давать оценку содержанию, языковым особенностям и структуре текстов. Кроме того, предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» должны обеспечивать у учащихся формирование представлений о разнообразии жанров произведений фольклора и литературы, представлений о важности художественной литературы и фольклора для развития нравственной и эстетической сторон личности человека [10].В начальной школе учащиеся знакомятся с малыми жанрами устного народного творчества, т.к. воспитание молодого поколения предполагает разностороннее и глубокое изучение устного народного творчества, традиций и культуры своего народа. В арсенал средств обучения и воспитания детей включается лучшие образцы устного народного творчества, выдержавшие испытание веками.Традиционные жанровые группы устного народного творчества возвращаются в детскую аудиторию в том виде, в котором они бытовали на протяжении многих веков. Тем самым, можно разрешить такую современную проблему, как знакомство младших школьников с традициями русской культуры и устного народного творчества.Единого и общепризнанного определения устного народного творчества в настоящее время не существует. Так, Ю.М. Соколов определяет его как устное поэтическое творчество широких народных масс [11, с. 554].По мнению Н.И. Кравцова, устное народное творчество является особым синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово, музыку, исполнение и проявляющимся по-разному в разных жанрах [7, с. 229].В жанровом отношении устное народное творчество очень богато и разнообразно.Это и песенные жанры (былины, баллады, исторические и лирические песни), и прозаические (предания, сказки, былинки, легенды, поговорки, пословицы, скороговорки), и драматические (народные пьесы, кукольные представления, игры, хороводы) [13, с. 864].Малые жанры устного народного творчества, благодаря целому ряду художественных и этических достоинств (яркости, лаконичности, емкости и. выразительности формы, глубине человеческой мысли, мудрости, высокому нравственному содержанию) представляют собой бесценный материал для литературного развития учащихся.А.Л. Фокеев к малым фольклорным жанрам относит небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры исследователь называет паремиями [15, с. 224].Е.А. Флерина подразделяет фольклор на две большие группы. Произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и стишками, прибаутками. Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки. Самыми древними являются, по мнению Е.А. Флериной, приговорки и заклички, по своему происхождению связанные с древними заклинаниями, заговорами и календарными обрядами [14, с. 127].Т.В. Коренькова к малым жанрам устного народного творчества относит загадки, заговоры, пословицы и поговорки [6].Объединим рассмотренные классификации в таблицу 1.Табл. 1. Классификация малых жанров фольклораКак мы видим, количество малых жанров фольклора у исследователей разнится, но общими жанрами являются: пословицы, поговорки, загадки.Что касается жанров детского фольклора, то исследователи выделяют следующие группы детского фольклора: детский календарный фольклор; детский магический фольклор (заклички, приговорки, загадывания); детский игровой фольклор:а) фольклор игры: считалки, ролевые тексты (всех играющих, группы или водящего, диалоги), тексты игрового права, игровой магии и наказаний; б) фольклор словесных игр: словесные игры (сечки, молчанки и пр.), «игры ума», речи (небылицы-перевертыши, шутливые приговоры, дразнилки, заманки, поддевки и пр.); детский бытовой фольклор [4].Согласно классификации О.И. Капицы, детский фольклор подразделяется на детское подлинное творчество и творчество взрослых для детей [5, с. 114].К творчеству взрослых для детей исследователь относит «поэзию пестования» (потешки, пестушки, песенки-прибаутки, колыбельные песни), предназначенную для детей до 5-6 лет. Детское подлинное творчество – это собственно детский фольклор, например, детский юмор, календарный фольклор и др. Г.С. Виноградов, напротив, к детскому фольклору относит только произведения, не входящие в репертуар взрослых, но хранимые и исполняемые детьми [3, с. 195]. «Материнская поэзия», или «поэзия пестования» (потешки, пестушки, колыбельные песни, «посказульки»), выделяется исследователем в особую область.М.Ю. Новицкая классифицирует детский фольклор на игровой и внеигровой [9, с. 246].Н.Г. Архипова и А. Павлова, проанализировав современный детский фольклор учащихся 1-10 классов, установили, что его наиболее распространенными жанрами являются: считалки (наиболее многочисленный жанр), стихи (в том числе переделанные литературные произведения и сокровенные стихи), частушки, заклички, мирилки, игры, песни, дразнилки, «приколы», подковырки, присказки, «вызывания» [2].Объединим рассмотренные классификации в таблице 2.Табл. 2.Классификация жанров детского фольклораТаким образом, основные расхождения в классификации жанров детского фольклора касаются того, что считать детским фольклором: произведения, созданные детьми, произведения для детей или же и то, и другое.В начальной школе малые жанры устного фольклора изучаются в рамках курса «Литературное чтение». Благодаря ему, у младших школьников происходит формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, усиливается интерес к чтению художественных произведений, происходит общее развитие детей, их эстетическое и духовно-нравственное воспитание. В курсе литературного чтения изучаются произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров: стихи, басни, драматические произведения, а также малые жанры фольклора. Фольклор является неисчерпаемым источником педагогического материала, основой эстетического, речевого, патриотического и нравственного воспитания младших школьников. Использование на уроках литературного чтения в начальной школе малых жанров фольклора позволяет формировать у детей интерес к ним, оживляет педагогический процесс, влияет на нравственную и эмоциональную стороны личности младшего школьника [16, с. 15].Одним из первых методистов, включившим фольклор в учебный процесс, был Ф.И. Буслаев. Л.Н. Толстой при составлении учебников создавал тексты для чтения младшим школьникам «по мотивам» произведения устного народного творчества. Когда Толстой преподавал в школе в Ясной Поляне, он сделал вывод о том, что народу и его вкусу понятны только книги из народа, а не написанные для него, а именно: пословицы, поговорки, сказки, песни, загадки, легенды, стихи.Дети более охотно читают такие книги, перечитывают их, учат наизусть, уносят домой, а разговаривая и играя, дают друг другу прозвища из песен и былин [12, с. 432].Рассмотрим более подробно, какие методы и средства используются на уроках литературного чтения в начальной школе при работе с малыми жанрами фольклора.Потешки и песенки на уроках литературного чтения способствуют как речевому, так и экологическому воспитанию младших школьников. В них оживают явления природы (радуга-дуга, ночь пришла, темноту привела), действуют животные (курочка-рябушечка, сорока-белобока) [8].Описание их не только поэтично, но и образно, например: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении [13, с. 864].Использование в работе с пословицами картинок, иллюстраций к ним подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. На урок педагог подбирает одну картинку с изображением работы человека или его деятельности (рыбной ловли, изготовления скворечника, сбора урожая и т.д.). К ней подбираются пословицы, синонимичные по смыслу, например:Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Любишь кататься, люби и саночки возить.Хочешь есть калачи, не лежи на печиМожно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например:Семь раз примерь, один раз отрежь.В большом деле и маленькая помощь дорога.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.Таким образом, учащиеся не только понимают смысл пословицы, но и осознают ее многозначность и обобщенность. Благодаря иллюстрациям к пословицам, происходит расширение зрительных представлений детей, развитие образного мышления, творческого воображения. После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися и самостоятельно.Отгадывание и придумывание загадок способствует развитию речи и творческого воображения у младших школьников. Образность речи младших школьников формируется за счет того, что метафорические образы загадки создаются с помощью различных выразительных средств (олицетворение, многозначные слова, определения). Многозначные слова обогащают детский словарь, помогают им увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов. Дети усваивают грамматический и звуковой строй языка, анализируя языковую форму.Загадка является таким малым жанром устного народного творчества, который предельно сжато и образно передает яркие признаки явлений и предметов [1, с. 16].Таким образом, малые жанры устного народного творчества можно широко использовать в работе с младшими школьниками, т.к. они побуждают их приобретать знания, знакомясь с новым материалом; они могут использоваться как занимательный, игровой материал, который соответствует возрастным потребностям младших школьников. Список использованных источников
  • Аман, Т.С., Ведерникова Т. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Аман, Т. Ведерникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 16-18.
  • Архипова, Н.Г., Павлова А. Современный детский фольклор: особенности бытования [Электронный ресурс] / – Режим доступа: дата обращения 04.10.2018.
  • Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]: / Г.С. Виноградов. – Иркутск, 1990. 195с.
  • Детский фольклор: итоги и перспективы изучения / А.Ф. Белоусов [и др.]. URL .
  • Капица, О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры [Текст]: / О.И. Капица. – Л.: Прибой, 1928. – 114с.
  • Коренькова, Т.В. Описание курса «Русское устное народное творчество» [Электронный ресурс] / – Режим доступа: дата обращения 08.09.2018.
  • Кравцов, Н.И. Проблемы теории фольклора [Текст]: / Н.И. Кравцов. – М.: Наука, 1975. 229с.
  • МосягинаЛ. Консультация «Фольклор для маленьких» [Электронный ресурс] /: Режим доступа:  дата обращения 10.09.2018.
  • Новицкая, М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры) [Текст]: автореф. дис. канд. филол. Наук / М.Ю. Новицкая. – М., 1984. – 246с.
  • Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / режим доступа:. дата обращения 04.10.2018.
  • Соколов, Ю.М. Русский фольклор: Учебное пособие.3-е изд. [Текст]: / Ю.М. Соколов – М.: Изд-во Московского Университета,2007. – 554с.
  • Толстой, А.Н. Полн. собр. соч. Т. 14.[Текст]: / А.Н. Толстой М.: Гослитиздат, 1950. 432с.
  • Телитченко, Л.В., Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка [Текст] / Л.В. Телитченко, Т.И. Красникова // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 864-866.
  • Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст]: / Е.А.Флерина. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
  • Фокеев, А.Л. Неиссякаемый источник. Устное народное творчество [Текст]: / А.Л. Фокеев. – М.: Лицей, 2005. – 224с.
  • Хлысталова, А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров [Текст]: автореф. дис. канд. пед. Наук / А.Н. Хлысталова. – Москва, 1991. 15с.