"Театрализованные игры в средней группе детского сада"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Театрализованные игры в средней группе детского сада"
Автор: Паластрова Елена Павловна

Театрализованные игр в средней группе детского садаОдним из наиболее продуктивных приёмов работы с дошкольниками среднего возраста (4–5 лет) являются театрализованные игры. Ведь с одной стороны, малыши проявляют свои творческие способности, а с другой — с помощью игры дети усваивают учебный материал, развиваются физически и духовно, а также постигают морально-этические нормы поведения в обществе. Поэтому педагоги, работающие с малышами средней группы, с особой тщательностью подходят к организации такого рода лицедейства.Дети средней группы стремятся всё делать самостоятельно. При этом у них возрастает потребность в общении с товарищами, активно проявляется интерес к окружающему миру — любимый вопрос всех четырёхлеток: «А почему?». Театрализованная деятельность помогает малышам социализироваться, познать мир вокруг и даёт возможность проявить инициативу за счёт импровизации и оживления персонажей речевыми и неречевыми средствами выразительности (мимикой, жестами).Театрализованные игры также помогают:
  • развивать речь малышей (детям средней группы очень важно быть понятыми, отчего они с особой тщательностью подбирают слова, стараются правильно выстраивать предложения, а заучивание текстов роли в драматизации помогает обогатить набор речевых средств — слов, грамматических конструкций);
  • осваивать новые теоретические и практические знания из разных областей жизни (малыши не только получают ещё неизвестную им информацию, в частности, о театре, но и осваивают её в непосредственной деятельности);
  • учиться адекватно реагировать на разные игровые ситуации и принимать самостоятельные решения;
  • развивать память, мышление, воображение через восприятие образов и запоминание порядка выполнения игровых действий с ними;
  • укреплять здоровье (многие театрализованные игры подразумевают умеренные физические нагрузки, что способствует тренировке координации, гибкости и ловкости у детей);
  • воспитывать чувство коллектива через творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Пять принципов организации театрализованной игрыСформулировано пять требований к практической реализации любого вида игровой активности. В контексте театрализации в средней группе эти принципы имеют ряд нюансов.
  • Многообразие тематики. Обычно для театрализованной деятельности используются программные сказочные сюжеты. Однако нельзя забывать и о популярных мультипликационных фильмах, детской прозе и поэзии в качестве основы игровых действий.
  • Универсальность. Элементы театрализации можно использовать на разных этапах урока не только для закрепления, но и для знакомства с новой информацией. Игры также проводятся на прогулке, утренниках.
  • Отсутствие факторов стресса. Речь идёт о резкой смене одно вида деятельности на другой. Например, от пересказа сказки к физкультуре. Театрализованной игры позволяют такой переход сделать лёгким и гармоничным, перетекающим один в другой.
  • Творческая самостоятельность малышей. В театрализованных играх дети раскрепощаются. Особенно если практиковать совместные с родителями постановки, где малыши, с одной стороны, предстают артистами, а с другой — находятся рядом с близкими людьми и ощущают поддержку мамы, папы.
  • Обязательная ситуация удачи для каждого малыша. Каждого участника театрализации после игры необходимо похвалить. Это закон.
  • Формы организации игрКроме уже упомянутых игр, в которых родители и педагог — непосредственные участники действия, можно выделить ещё две формы организации театрализованной деятельности в работе с детьми:
  • мини-игры познавательного свойства (например, при изучении темы «Как поздравить друга с днём рождения» на занятии по знакомству с окружающей средой малыши делают из пластилина конфетки, фрукты и в парах разыгрывают поздравительный диалог);
  • самостоятельная деятельность (в частности, сюжетно-ролевые сценки, которые инициируются и разыгрываются самими детьми).
  • Классификация театрализованных игрВсе театрализованные игры делятся на две группы:
  • те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
  • те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.
  • И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.Словесные приёмыДети 4–5 лет совершенствуют речевые навыки, при этом образовательной программой предусмотрена определённая коррекционная работа, направленная на исправление возможных дефектов речи. Можно сказать, что театрализованные игры, построенные на общении детей друг с другом и с педагогом, носят логопедический характер, так как позволяют малышам «выговариваться» и при этом копировать речевые образцы взрослых. Такая ответственная роль педагога требует не только грамотной, хорошо поставленной речи, но и следование правилу повторения инструкций 2–3 раза по возможности одним и тем же набором языковых средств.Беседа и объяснениеОбщение с маленькими почемучками — основа образовательного процесса. Если объяснение начинает игру, актуализируя опорные знания воспитанников, то беседа сопровождает весь игровой процесс. При этом вопросы, которые задаёт педагог, уже не только репродуктивного, но и проблемного характера. Например, «Правильно ли сделали животные, что пустили Медведя в теремок?», «Чем можно объяснить то, что героям удалось вытащить репку?».Кроме того, беседа важна и при рассмотрении вопросов, связанных с околотеатральной тематикой. К примеру, после знакомства с театральными профессиями, педагог в диалоговой форме проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал: «Кто наносит грим актёру?», «Кто говорит актёрам, как нужно действовать на сцене?».Загадки и стихотворенияКак правило, эти приёмы используются для мотивации малышей на работу, так как они позволяют переключить внимание ребят с одного вида активности на другой и при этом увлекают настолько, что в театрализованную деятельность включаются сразу почти все дети.На своём опыте я часто прибегаю к загадкам. Особенно перед играми на фланелеграфе. Так, например, перед разыгрыванием сюжета сказки «Колобок», я предлагаю малышам отгадать загадки:
  • Румяный озорник От бабушки ушёл, И по тропинке вмиг Он в лес густой забрёл. Он встретил зайца, волка, Медведя повстречал, А для лисы-плутовки, Увы, обедом стал. (Колобок);
  • С длинными ушами он. Первый повстречался на пути у колобка. Пытался, но не съел его. (Заяц);
  • Рыжешёрстая хитрица Колобочка проглотила … (Лисица).
  • В средней группе загадки уже могут быть без договорок и необязательно рифмованные.Для ряда игр уместным мотивационным приёмом оказываются стихотворения. При этом принципиальным моментов выбора текстов является их объём: рифмовки должны быть короткими, иначе ребята отвлекутся и сосредоточиться на игре не смогут.Так, в своей практике перед сюжетно-ролевой сценкой «В магазине» вместе с малышами мы повторяем выученные на ознакомлении с окружающим миром стихотворения:
  • «Продавец». Скидки в нашем магазине! Все товары — на витрине. Вам хороший дам совет, Подберу модель и цвет.
  • «Магазин». В магазин везут продукты, Но не овощи, не фрукты. Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень, Магазин же наш молочный.
  • Короткие историиЛитературные сюжеты — традиционная иллюстрация игры: дети слушают сказку, обсуждают её, а затем на основе текста включаются в игровую деятельность. Но для мотивации малышей можно использовать и рассказы, придуманные, что называется, на ходу. Преимущество таких историй в том, что их можно подобрать под любую тему, особенно если игра основывается на давно известном сюжете.К примеру, работая над инсценировкой «Заюшкина избушка», я рассказываю своим воспитанникам историю о мышонке, который оказался в такой же ситуации, что и заяц из сказки: «Жил-был Мышонок. Он был трудолюбивый, добрый. А его дальний родственник Хомяк, наоборот, завистливый и ленивый. Однажды пришёл Хомяк в гости к Мышонку, увидел его просторную норку и начал жаловаться, что у него дом совсем прохудился, дождь мочит, ветер дует. Пожалел Мышонок бедного Хомяка и предложил остаться. А неблагодарный Хомяк через неделю выгнал хозяина на улицу. Но встретился Мышонку Ёж, узнал, почему он расстроен, пошёл и прогнал Хомяка. Через несколько дней пришёл Хомяк снова в гости, извинился, подарил Мышонку красивое одеяло, чтобы зимой ему было тепло. Хомяк рассказал, что понял, как плохо поступил, похвалился, что построил себе дом и пригласил Мышонка в гости». Сказка завершается 2–3 вопросами: «Мышонок — положительный или отрицательный персонаж?», «Почему поступок Хомяка плохой?», «Правильно ли поступил Ёж, что вступился за Мышонка?»Наглядные приёмыБез воздействия на зрительный канал восприятия в работе с дошкольниками, у которых ведущей является наглядно-образная оценка окружающего мира, добиться необходимых результатов нельзя.ИллюстрацииКартинки, фотографии с театральной тематикой (элементами костюмов, накладными волосами, носами, щеками и пр.) или с сюжетами игр — обязательный элемент наглядности.Эти материалы могут быть собраны в буклеты или лэпбуки — папки с материалами (информационными статьями, кроссвордами, играми и пр.), раскрывающими суть какого-либо аспекта театрального искусства, к примеру, «История кукольного театра».ДемонстрацияК этому виду наглядных приёмов относятся:
  • показ видео с играми (например, как дети-сверстники выполняют действия по условиям игры);
  • проигрывание воспитателем действий от лица всех действующих лиц (например, в игре «В магазине» воспитатель проигрывает действия и продавца, и покупателя);
  • посещение местного театра.
  • Принадлежности для игрКак и в классическом понимании театра, театрализованная деятельность в детском саду требует наличия реквизита. Как правило, он представлен в необходимом объёме в театральной зоне предметно-развивающей среды группы. О том, как правильно организовать эту среду читайте здесь: .Останавливаясь на стандартном, минимальном, наборе атрибутов для игр, нужно отметить, что он включает:
  • ширма (настольная и напольная, выполняющая роль универсальной декорации, например, замка и теремка);
  • маски с нарисованными мордочками животных (изготовить такие маски можно из картона или в технике папье-маше);
  • бумажные или картонные шапочки с картинками сказочных персонажей (бабки, деда, кошки и др.);
  • куклы (перчаточные, пальчиковые);
  • декорации из бросового материала (желудей, спичек и пр.);
  • картинки на твёрдой основе для разыгрывания сценок на стенде (фланелеграфе или магнитной доске);
  • куклы на ложках, пластиковых стаканчиках;
  • костюмы или отдельные элементы для разыгрывание сценок самими ребятами (сарафан, платок — для бабки, шаровары для деда, жёлтый платочек для репки и пр.).
  • Группа практических приёмовЭто все те виды работы, которые несут в себе материализацию творческих замыслов:
  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки из пластилина;
  • проекты (работы по освещению темы, касающейся театрализованной деятельности, выполненные совместно с родителями).
  • Однако, кроме вышеперечисленных, в группу практических приёмов включены ещё два, используемые именно в театрализованных играх: задания на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.Упражнения на социально-эмоциональное развитиеСуть этих заданий в том, что ребята учатся сосуществовать с миром вокруг в очерченных условиями игры ситуациях.Самым простым упражнением, используемым мной с дошколятами всех возрастов, является упражнение «Дарю эмоции». Суть задания в том, чтобы показать те или иные переживания и повторить то, что было показано товарищами. После демонстрации дети обсуждают, какие эмоции было приятно показывать, а какие неприятно и почему.Задания для психогимнастикиЗадача этих упражнений — рефлексия после игры. Как правило, проводится психогимнастика под спокойную, умиротворяющую музыку.В своей работе я применяю упражнение «Настроение и природа»: мы закрываем глаза, представляем себя на берегу моря, тепло — нам спокойно, заходим в воду, прохладно — немного тревожно, усиливается ветер — становится тревожно, выходит солнце, снова тепло — радостно.Вопросы индивидуализации в театральных играхДаже в таком групповом виде работы, как игра, педагог должен индивидуализировать поставленную задачу. Этого можно достичь благодаря:
  • выбору роли (чтобы найти своё амплуа, малыш должен примериться ко всем ролям, что обеспечивает создание ситуации успеха);
  • атрибутам (те дети, которые не хотят перевоплощаться в образ ни при каких условиях, могут отвечать за подбор реквизита);
  • чтению наизусть (в 4–5 лет ребята способны разучивать и запоминать тексты довольно больших объёмов, поэтому театрализованную деятельность может сопровождать декламация стихотворений).
  • Вопросы индивидуализации в театральных играхДаже в таком групповом виде работы, как игра, педагог должен индивидуализировать поставленную задачу. Этого можно достичь благодаря:
  • выбору роли (чтобы найти своё амплуа, малыш должен примериться ко всем ролям, что обеспечивает создание ситуации успеха);
  • атрибутам (те дети, которые не хотят перевоплощаться в образ ни при каких условиях, могут отвечать за подбор реквизита);
  • чтению наизусть (в 4–5 лет ребята способны разучивать и запоминать тексты довольно больших объёмов, поэтому театрализованную деятельность может сопровождать декламация стихотворений).