"Знатоки природы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знатоки природы"
Автор: Аксана Сафарбиевна Семенова

Конспект районного интеллектуального экологического турнира «Знатоки природы» для старших дошкольниковОборудование: слайд-шоу; костюм и два снежка для Снеговика; комплекты загадок и картинок; разрезные картинки “Правила поведения в природе” ;наборы картинок-цепочек “Что за чем; для коллажа: лист ватмана, где в центре приклеено двойное изображение цветущей и умирающей природы, картинки с изображениями того, что вредно, а что полезно для окружающей среды, клеевые карандаши на всех детей.Организационный моментПридумано кем - тоПросто и мудроПри встрече здороваться!-Доброе утро! -Доброе утро!Солнцу и птицам!-Доброе утро!Приветливым птицам!И каждый становитсяДобрым, доверчивым!Доброе утро длится до вечера!Вед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пригласили вас принять участие в необыкновенном приключении, в котором вам нужно будет показать свои знания о родной природе, проявить смекалку и умение работать вместе.Теперь давайте начинать! Ребята, закройте глаза и давайте представим, что перед нами волшебные ворота(Дети встают у своих столов, на экране - слайд с волшебными превращениями)В волшебные ворота давайте все войдемИ в мир такой чудесный мы сразу попадем.Могучие деревья там листьями шумятИ ветками качают, приветствуя ребят.Там бабочки порхают невиданной красы,Бутоны распускают навстречу нам цветы.Бежит между камнями веселый ручеек,И нам лицо ласкает прохладный ветерок.Мы в маленьких волшебников здесь превратимся вдруг,И мир еще прекрасней мы сделаем вокруг!(на слайде – мир с загрязненной атмосферой).Вед: Ой, ребятишки, куда это мы попали? Посмотрите, в этом мире грязная вода, дымный воздух, солнца не видно… Совсем нет деревьев, сломанные ветки, везде мусор… Кажется, мы не сюда собирались…Входит чумазый Снеговик.Сн: Я, ребята, Снеговик. K снегу, холоду привык.Вы слепили меня ловко: Вместо носа - тут морковка.Уголечки вместо глаз, Шляпой служит старый таз.Дали в руки мне метелку – Только в этом мало толку!Мне, признаться, надоело Одному стоять без дела.Снеговик я не простой, Любопытный, озорной.Вед: Здравствуй Снеговик! Что это с тобой? Почему ты такой чумазый?Сн: Меня вчера вечером ребятишки из снега слепили, а сегодня утром надо мной почему-то синички и снегири смеялись, сказали, что серых снеговиков не бывает. Хотя сами тоже такие же серые. А я же новенький совсем, я и не знаю, каким я должен быть, зеленым что ли?Вед: Снеговики вообще-то белыми должны быть, они же из снега сделаны, а снег-то белый!Сн: Ну я –то точно из снега! Почему же я серый?Вед: А давай у ребят спросим! Дети, кто догадался, почему Снеговик такой грязный? (Потому что воздух грязный, вода грязная, заводы и машины загрязняют атмосферу, поэтому страдает окружающая природа)(на слайде – символы загрязнения природы)Вед: да, дети, вы правы. Наверное, Снеговичок, в твоем мире люди не берегут природу, все вокруг загрязнили, поэтому ты вот такой!Сн: Ой, не хочу быть таким грязным, хочу быть беленьким и сверкающим! Я ведь даже не знаю совсем ничего о моем мире… А как там у вас?Вед: А мы с ребятишками тебе постараемся помочь! Мы тебе все расскажем! Ты же только зимой свой мир видишь, когда везде снег, и природа спит. Ты сможешь увидеть только снегопады и метели. А ведь есть еще Весна, Лето и Осень, и тогда происходят совершенно другие природные явления: ледоход, радуга, дожди…Сн: Как интересно! Сейчас поиграю с детьми в игру “Бывает – не бывает”, заодно проверю внимательность ребятишек.Вед: Давайте поиграем!Конкурс “Бывает – не бывает”Ледоход летом (не бывает)Листопад летом (не бывает)Дождь летом (бывает)Роса зимой (не бывает)Заморозки весной (бывает)Гроза летом (бывает)Метель летом (не бывает)Радуга летом (бывает)Град летом (бывает)Буран летом (не бывает)Иней зимой (бывает)Туман осенью (бывает)Капель летом (не бывает)Иней летом (не бывает)Мороз летом (не бывает)Сн: Ух ты, ребятишки внимательные, правильно отвечали на мои вопросы. А что еще интересного бывает, когда не зима?Вед: Мы можем рассказать тебе, что растет и кто живет в лесу. Тебе интересно?Сн: Конечно!Вед: Тогда мне понадобится твоя помощь. Ребята, мы со Снеговиком будем вам загадывать загадки, а вы должны будете не только отгадать их, но и показать картинку с отгадкой. Конкурс “Лесной” (загадки и отгадки)1. На ветке не птичка-Зверек невеличкаМех теплый как грелкаКто же это (Белка)2. На сосне она висит Очень далеко глядит,Ну а если упадет,То получит кто-то в лоб (Шишка)3. Ножка есть,Но нет сапожекШляпка есть,Нет головы (Гриб)4. Была зеленой маленькой,Потом я стала аленькой,На солнце почернела я,И вот теперь я спелая (Ягода)5. Кто на елке, на сукуСчет ведет «Ку-ку, ку-ку» ?(Кукушка)6. Хоть поменьше воробья,Не боюсь зимы и я.Всем известная вам птичка,А зовут меня … (Синичка)7. Длинное ухо, Комочек пуха,Прыгает ловко,Любит морковку (Заяц)Сн: вот это да, сколько всего интересного происходит в лесу, когда нет зимы!Вед: Но чтобы все это было в лесу, чтобы не навредить лесным жителям, людям нужно соблюдать некоторые правила. Догадываешься, какие?Сн: Ягоды не есть, грибы не собирать, а то лесным жителям не хватит?Вед: Ну что-ты! Лесного урожая всем хватит! Ребятишки тебе сейчас расскажут о правилах поведения в природе! Но перед этим, они сначала покажут тебе как умеют собирать картинки.Конкурс “Правила поведения в природе”(разрезные картинки для каждой команды, затем готовая картинка высвечивается на слайде, капитан рассказывает правило)Что нельзя делать в лесу? (Ответы детей: мусорить; собирать ядовитые, несъедобные грибы; разорять муравейники, дупла, птичьи гнезда, норы…)Сн: Так вот какие правила надо соблюдать в природе! А я даже и зимой видел, как мальчишки ветки у деревьев ломали! Вот я их в следующий раз веником! Так мне интересно с вами, ребятишки! А теперь хочу с вами поиграть, повеселиться!Физминутка «Снежинки-балеринки»(Дети бегут по кругу и кружатся со словами)Под музыку вьюгиКружатся подруги,Кружатся снежинки —Зимы балеринки.Устали кружиться (дети приседают на корточки).На землю присели,Заслушались музыкойЗимней метели.Лишь миг отдохнули —И снова их ветерЗаставил кружиться (дети кружатся)В веселом балете.Сн: Ох, набегался я с вами, разогрелся! Сейчас растаю! Караул! Растаю и исчезну насовсем! Ох, а как же весной-то! Растаю и исчезну? И все чудеса лесные не увижу? Караул! Не хочу-не хочу-не хочу!Вед: Не переживай, Снеговичок! Никуда ты не исчезнешь весной! Ребята, кто из вас может сказать, куда денется Снеговик весной?(один из детей рассказывает, что снеговик растает, превратится в воду, часть воды впитается в землю и напоит растения, а часть – испарится и поднимется в воздух, превратится в облако, затем выпадет летом дождем, а зимой – снегом) – картинка на слайде.Сн: Как все интересно в этом мире! Почему же люди не сохранят его? Неужели мой мир никогда не будет красивым, чистым и цветущим? Неужели я всегда буду таким серым и чумазым?Вед: Снеговичок, мы с ребятишками научим тебя, как рассказать людям твоего мира, что природу надо любить и беречь.Слайд-шоу (ведущий) :Слайд 2. Ведь наша планета как большой красивый дом.Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождения нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.Вед: Вот, Снеговик, если ты так же будешь рассказывать людям своего мира о том, как надо любить и беречь природу, то в твоем мире тоже всегда будут чистое небо, зеленые леса и звонкое пение птиц! Ты все запомнил?Сн: Вообще ничего не запомнил!Вед: Ну тогда мы с ребятишками сейчас изготовим для тебя небольшие подсказки!Но сначала давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»Раз, два, три, четыре, пять(Загибают пальчики по одному)Мы во двор пришли гулять.(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)Бабу снежную лепили,(«Лепим» комочек двумя ладонями)Птичек крошками кормили(«Крошащие» движения всеми пальчиками)С горки мы потом катались(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли(Отряхивают ладошки.)Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)ИЗО нетрадиционное рисование целлофановым пакетомВед:берем пакетики и кисточку и закрашиваем наш пакетик гуашью. Потом ставим печать на нашем листке.“Коллаж о чистоте окружающей среды”(перед детьми набор картинок, что загрязняет окружающую среду, а что украшаетети совещаются, на одну сторону листа наклеивают плохое, на другую – хорошее)Вед: А сейчас дети предоставят нам свою эко-рекламу.(ЦаговаДарьяна и Карданова Алина)Вед: Мы же не зря пришли в твой мир, Снеговик! Вот мы и разобрались, почему ты такой серый, а не белый!А раз уж мы сегодня немножко волшебники, то мы сейчас поможем тебе стать чистеньким и беленьким! (пригласить несколько детей, чтобы они помогли почистить снеговика).А теперь нам пора прощаться с тобой и возвращаться в свой мир!Сн: До свидания, ребята! Я обязательно научу жителей моего мира беречь природу и заботиться о ней(уходит)Вед: Чтобы узнать итоги нашего сегодняшнего занятия, нам с вами нужно вернуться в наш мир (слайд с волшебными воротами)В волшебные ворота снова мы войдемИ в мир такой чудесный наш мы снова попадем.