« Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Автор: Толмачева Гелена Николаевна

« Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка» (фрагменты уроков) Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности. УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться. К функциям УУД относятся:- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Разумеется, за время существования ФГОС вы уже хорошо знакомы с теоретическими сведениями и имеете опыт их применения на практике. Поэтому своем выступлении я предлагаю варианты заданий по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках русского языка. Фрагмент урока « Разряды наречий. Местоименные наречия». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с обстоятельственными и определительными наречиями, поэтому в начале урока с целью активизации знаний предлагается следующее задание «Озаглавьте столбцы таблицы. Приведите примеры» (Слайд 1)Разряды наречийУчащиеся легко озаглавливают 2 столбца. Возникает ситуация интеллектуального затруднения.- Почему три столбика?Чтобы ответить на этот вопрос, учащимся предлагается выполнить следующее задание: « Найдите в предложениях наречия, определите разряд по значению» (Слайд 2) Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Куда пророческий в нем дар девался? Когда- то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну. Ни косточкой нигде не мог я поживиться. Учащиеся приходят к выводу, что отвечая на вопрос «где?», наречие не обозначает место, а вопрос «когда» - время. При этом учащиеся легко определяют значение данных наречий. - Какую часть речи напоминает данная группа наречий? (Местоимения).-Можно ли предположить, как будет называться разряд данных местоимений? (местоименные наречия)- Сформулируйте тему урока.- А что мы можем сказать о правописании этих наречий? Вспоминая правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений, учащиеся легко проводят аналогию, указывая еще и морфемные признаки неопределенных и отрицательных наречий. Затем предлагаем учащимся сравнить 2 правила: «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» и «Правописание не и ни в отрицательных наречиях». Учащиеся делают вывод: выбор гласной в приставке зависит от ударения, но наречия всегда пишутся слитно, а местоимения могут писаться как слитно, так и раздельно.Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:-умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;-относить объекты к известным понятиям;-выстраивать цепь логических рассуждений;-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Регулятивные УУД:-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.К приему сравнения правил мы обращаемся и изучая тему «Ь после шипящих на конце наречий» Учащимся предлагается прочесть текст упражнения и на его основе сформулировать правило самостоятельно.(добавить слайд) Правило, сформулированное учащимися, будет звучать следующим образом: на конце наречий после шипящих пишется Ь. исключение составляют слова: уж, замуж, невтерпеж.Затем предлагаем прочесть правило, данное авторами учебника, которое звучит иначе.Вопрос: есть ли противоречия?Учащиеся выбирают вариант, объясняя условия своего выбора.Фрагмент урока « Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»К данному уроку учащиеся должны были повторить правило «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных». На доске написаны примеры на данное правило, а учащиеся должны объяснить выбор орфограммы. (Слайд 3)Кожаный, каменный, серебряный, оловянный, ветреный, клюквенный…. сушеный.Последнее слово создает ситуацию интеллектуального затруднения.-Почему нельзя объяснить правописание слова, используя данное правило?Если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить вопрос-помощник: « Чем отличается слово «сушеный» от остальных слов?»Учащиеся делают вывод: прилагательные образованы от существительных, а слово «сушеный» образовано от глагола, как и причастия, значит, правописание подчиняется другому правилу.Учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока. Так как эта тема одна из самых трудных в курсе русского языка и заученные правила не всегда приводят к грамотному написанию, предлагаю учащимся самим вывести данное правило. Вначале на доске высвечены только 2 столбика. Третий столбик появится позднее. (Слайд 4)- Сравните пары слов первого и второго столбиков. В чем отличие? Что влияет на написание н и нн? Учащиеся называют условия: наличие приставки, зависимого слова, вид глагола, от которого образовано причастие. Затем высвечивается третий столбик. - В чем особенность данных причастий? ( это краткие причастия) - Сколько Н пишется в суффиксах кратких причастий? ( всегда одно)- Назовите условия, при которых в суффиксах причастий пишется две буквы НН?( обращаем внимание, что первое условие (обязательно) - форма причастия)- Оформите это правило в виде таблицы. (Слайд 5)Затем сравнивают с образцом, в который включены слова-исключения; слова на ованный (еванный), вносят дополнения в свою таблицу. (Слайд 6)- Составьте алгоритм применения правила.Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;- умение выстраивать цепь логических рассуждений;- умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;-самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- Регулятивные УУД:-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;-умение соотносить результат своей деятельности с эталоном с целью обнаружения отклонений от него и внесением необходимых корректив.Фрагмент урока «Правописание Не с частями речи» ( повторение) Учащиеся получают на дом задание составить таблицу «Правописание не с разными частями речи», используя материалы учебника. Перед уроком несколько вариантов выносятся на доску. Как правило, учащиеся включают в таблицу каждую часть речи отдельно. Поэтому главная задача – показать, как можно упростить таблицу, не потеряв при этом важной информации. (Слайд 7)-Найдите условия выбора орфограммы, одинаковые для нескольких частей речи. Как можно сформулировать иначе данное правило?В ходе работы структурируем знания, получаем итоговый вариант. (Слайд 8)Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;-структурирование знаний;-- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.Регулятивные УУД:-составлять план по решению проблемы;-самооценка собственных знаний.Фрагмент урока «Виды односоставных предложении с главным членом сказуемым»Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:--умение анализировать, сравнивать факты и явления;-подведение под понятие.Слайд 9-Что общего в этих предложениях?- Чем различаются?- Подберите к сказуемым подходящие местоимения. Определите число, время, лицо (если можно) глаголов-сказуемых.- Озаглавьте столбцы таблицы, если вы знаете, что односоставные предложения с главным членом сказуемым делятся на безличные, определенно-личные и неопределенно личные.- Сформулируйте правило, учитывая морфологические признаки глаголов-сказуемых.Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».