Игровые технологии в логопедической практике


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии в логопедической практике
Автор: Светлана Михайловна Шимолина

Игровые технологии в логопедической практикеВ последние годы в системе дошкольного образования и воспитания особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников физически ослаблены, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. В своей практике сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. В связи с этим, приоритетным направлением моей работы является «Коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольника. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.Логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Игры позволяют параллельно со звукопроизношением отрабатывать лексико-грамматические категории, пространственную ориентацию, фонематическое восприятие.В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.  Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен. Использование игровых методов и приемов позволило решить сразу несколько задач:- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;- повысить познавательную активность и работоспособность детей;- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.   Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. Данные цели привели к постановке и решении задач:-изучить и проанализировать литературу по теме;-изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической практике;-подобрать методические пособия, игрушки по теме «игровой деятельности в логопедической практике»;-обновлять и пополнять картотеку словесных   игр;-оказывать методическую помощь воспитателям  по ведению профилактической работы  с использованием речевых игр;-оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда;-разработать авторские пособия, игры для проведения логопедических занятий.