"Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста "
Автор: Дрожжинова Мария Алексеевна

МБДОУ Детский сад №8 п.ЗолотковоРодительское собрание на тему:«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений».Воспитатели:Дрожжинова Мария АлексеевнаНилова Кристина ВалерьевнаНоябрь 2022Участники: заведующий, воспитатели групп среднего возраста, родители.Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами, и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.Ход собрания:Вступительная частьДобрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.2.Воспитатель: - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Речь должна быть:* Грамотной* Понятной* Выразительной* Осмысленной* БогатойА что же получается на самом деле?В реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторой большей редкости. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.Вопрос родителям: с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?Ответ: -Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.Рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений:Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание. Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.Воспитатель средней группы расскажет вам об играх, в которые можно играть дома. «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Воспитатель: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.Воспитатель: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.Выступление воспитателя «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения, которые могут проделывать дети дома с родителями, а в детском саду с воспитателями. При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики,В нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Работа ведется по следующим направлениям:-коррекция звукопроизношения;-работа над грамматическим строем речи;-развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;-развития связной речи.В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:-проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины — это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития, а сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…3.Словарь наших деток очень беден. И чтобы пополнить активный словарь детей можно использовать всеми известную игру «Скажи наоборот». Назовите антонимы (слова противоположные по значению).ДРУГ … ВРАГДЕНЬ … НОЧЬРАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)ЖАРА … ХОЛОДЗЛО … ДОБРОПРАВДА … ЛОЖЬХОРОШО … ПЛОХОТЯЖЕЛО … ЛЕГКОВЫСОКО … НИЗКОМОЖНО … НЕЛЬЗЯТРУДНО … ЛЕГКОБЫСТРО … МЕДЛЕННОГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬБРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬПРЯТАТЬ … ИСКАТЬЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬГЛУБОКО … МЕЛКОСУХОЙ … МОКРЫЙСВЕТЛО … ТЕМНО. Мы ещё с вами не поговорили о сказках. Хочется сказать, что сказка нужна всем – большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителя. А сейчас мы попытаемся сблизить вас, уважаемые родители. Предлагаю вам придумать сказку самостоятельно. Я начну с такого предложения. Жила была маленькая девочка…Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  (и прежде всего от родителей). Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.Протокол родительского собрания10 ноября 2022 год.Тема: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»Председатель: Секретарь:Приглашенные:Заведующий: Беспалова Е.ВСтарший воспитатель: Беспалова Е.ВПедагог-психолог: Панина Ж.АПрисутствовало 8 человек. Повестка дня1.Вступительная часть.2.Практикум по темам:а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»3. Игровой тренинг «Учись – играя»4.Заключительная часть.Ход собрания:
  • Воспитатель Нилова К.В поприветствовала гостей, познакомила с темой родительского собрания.
  • Воспитатель Дрожжинова Мария Алексеевна выступила с темой: «Влияние мелкой моторике на развитие речи дошкольников»
  • Воспитатель Нилова К.В выступила с темой «Как развивать правильное дыхание»
  • Воспитатель Дрожжинова Мария Алексеевна выступила с темой : «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Воспитатель Нилова Кристина Валерьевна выступила с темой: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»
  • Воспитатели Дрожжинова М.А и Нилова К.В провели совместно с родителями игровой тренинг «Учись-играя».
  • Заключительная часть.
  • Решение родительского собрания:
  • Поддерживать тесную связь с воспитателями, использовать для развития и воспитания детей необходимые советы и консультации воспитателей, пользоваться рекомендованной литературой. 
  •  учитывать родителям возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и развития.
  • Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
  • принять к сведению сообщение воспитателя.