Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе
Автор: Глущенко Татьяна Николаевна

«Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе».Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.Естественнонаучная грамотность отражает способностьчеловека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология оценивания учебных достижений
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного обучения
  • Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:
  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность
  • Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география. А также внеурочная деятельность и проектная деятельность.
  • Урок.
  • Внеурочная деятельность.
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Внеклассная работа, которая включает в себя:
  • -классные часы, кружки;-акции, викторины;-волонтёрская деятельность-экскурсии.)Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём.  Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата. Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.Рассмотрим некоторые из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.Приём “Лови ошибку”. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.Например,- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)- Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т. к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным» Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • Прием «Инсерт». Инсерт используют при работе с текстом, с новой информацией.Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:V — я это знаю;+ — это новая информация для меня;- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.Например, на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?Самостоятельно читают статью в учебнике.- Во время чтения текста они делают на полях пометки:«V» - уже знал;«+» - новое для меня;«-» - думал иначе;«?» - не понял, есть вопрос.После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.- Что было для вас знакомым из прочитанного?- Что нового вы узнали для себя из этого текста?- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?Данный прием можно применять и письменно, на листочках.Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре.Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Прием «Бег ассоциаций» Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации. Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д. И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации. «Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»Приём « Слова - помощники» - Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.) Приём «Шесть шляп»«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.Алгоритм работы с приемом
  • Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
  • . Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
  • Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.- Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.1 группа. Белая шляпа - факты.- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?3группа. Чёрная шляпа - проблема.-Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить. Используйте материал учебника.4 группа. Красная шляпа - эмоции.- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?5 группа. Зелёная шляпа - творчество.- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?6 группа. Синяя шляпа - философия.- Обобщите высказывания других групп.Приём «Исследование в форме наблюдения» Проектная деятельностьпозволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней – утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды: 1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание. 2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха. 3. Осадки, вид осадков и время выпадения. 4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток. 5. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность. В основном мы выполняем проекты, представленные в учебнике окружаещего мира.Проект «Моя малая родина», Исследование «Какие условия нужны для прорастания семян растений». Исследование свойств снега и льда.Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет: Поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике, под задачи учителя. Которые Блоки практико-ориентированных заданий1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.