Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Твои поступки могут радовать и огорчать»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Твои поступки могут радовать и огорчать»
Автор: Дзестелова Ольга Викторовна

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Твои поступки могут радовать и огорчать» Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков.Задачи:Образовательные:1) Расширять знания детей о добрых поступках;2) Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;3) Продолжать формировать у детей мотивации на совершение добрых поступков, которые могут порадовать близких людей;4)  Обогащать словарь детей понятиями «доброта», «полезное дело»,5)  Формировать умение грамматически правильно высказывать свои мысли, быть внимательным с ответами своих товарищей;6) Упражнять в подборе антонимов;Развивающие:1) Развивать связную речь, слуховое внимание, память;2) Развивать общую и мелкую моторику. Воспитательная:Воспитывать дружелюбное отношение детей к взрослому,  друг к другу.   Оборудование: разноцветные кружки с символами (улыбка, ладошка, сердце, солнце), картины с изображением хороших и плохих поступков людей, желтые и красные кружки по количеству детей, радостное и грустное солнце, сердечко, наклейки сердечки, шкатулка, письмо, посылка.Предварительная работа: чтение произведений В.Маяковского, В.Осеевой, Л.Толстого, беседа «Хорошие поступки дома, в детском саду, в общественных местах», «Вежливые слова», разучивание стихотворений. Ход занятия1. Организационный моментЗдравствуйте, ребята. Сегодня я хочу вас пригласить на свое занятие.  Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...Дети: Привет!Воспитатель: Небу ясному...Дети: Привет!Воспитатель: Люди взрослые и малыши...Дети: Вам привет от всей души!Упражнение «Секрет» Воспитатель: Возьмитесь за руки и встанем в круг. Посмотрите,  на полу по кругу разложены разноцветные кружочки.- Возьмите каждый себе кружок, переверните его, и вы увидите секрет. Он заключается в том, что, рассмотрев свой кружок, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга.- У кого нарисована улыбка - улыбнитесь другу, у кого ладошка - пожмите руку, у кого сердечко - обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово. Спасибо всем!Воспитатель: Какое настроение у вас бывает, когда вы говорите добрые слова друзьям? (ответы детей)- Добрыми бывают не только слова, но и поступки. Что же такое добрый поступок? (это поступок в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание).Воспитатель: Правильно, поступать хорошо – это значит быть вежливым, быть добрым, заботливым. Но всегда ли люди поступают хорошо? Давайте об этом с вами мы сегодня и поговорим.1. Если с другом разделилТы свои конфеты – Хорошо ты поступилКаждый скажет это.   2.  Если подал ты при всехДевочке пальтишкоТы - культурный человек, Мировой Мальчишка! 3. Если ты, как дикий зверьСразу лезешь драться, Недостоин ты, поверь, Человеком зваться! 4. Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это - просто красота, Только так и нужно!  5. Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже, И тогда, тебя, мой друг, Назовут хорошим!  Тихо!!! Ой, ребята посмотрите.  Что это? Чьи следы? Давайте пойдем по этим следам? Что это? Ух, ты смотрите это шкатулка…Давайте посмотрим, что там?Письмо от волшебника, в котором он приглашают нас в страну добрых дел.«Добрый день, мальчишки и девчонки! Пишет вам волшебник из страны добрых дел. Ребята, я приглашаю вас в гости в нашу чудесную страну. Но наша страна волшебная и отыскать её могут только самые добрые, отзывчивые и воспитанные люди. Поэтому я решил вас проверить и приготовил для вас задания, если вы справитесь с ними, то найдете нашу странуВоспитатель: Вы хотите попасть в сказочную страну? Для того чтобы понять, сможем ли мы найти страну добрых дел, нам  сегодня нужно выполнить все задания волшебника. Я хочу поговорить с вами о том, как наши поступки могут радовать и огорчать окружающих людей, и подумать, какие поступки можно назвать хорошими, а какие – плохими.2. Основная часть занятия1) Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Волшебник предлагает нам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Я называю поступок, а вы показываете смайлики: желтое, если  этот поступок порадует ваших близких, и красное - если огорчит.• Вы съели на завтрак всю кашу• Вы подрались с другом• Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц• Поиграл с игрушками и не убрал их на места• Помог маме вымыть посуду Утром, придя в детский сад, поздоровался со всеми детьми и взрослыми.• Поймал кота и тянул его за хвост• Перед едой не вымыл руки.• Порвали новую книжку• Хорошо вели себя в детском садуВоспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.        У вас же у каждого есть большая, дружная семья. Давайте с вами 2 задание «След от обиды» Воспитатель:  Ребята, как вы считаете, словом можно обидеть человека? (ответы детей). Вам когда-нибудь приходилось обижать друга или близкого человека? (ответы детей)Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит круг и листок самоклеящейся бумаги. Представьте, что круг – это кто-то из ваших друзей или близких, а кусочек бумаги – это обидное, плохое слово или фраза, которое мы произносим. Ребята, возьмите, и приклейте листок самоклеящейся бумаги на этот кружок. Приклеили? Теперь оторвите его. Получилось? Но след остался, а у некоторых даже образовалась дырочка на этом месте. Вот так и у человека, которого обидели словами – остаются боль и обида. Бывает изредка вы обзываете друг друга, бросаете в лицо друг другу обидные слова. И надо в таких случаях вспоминать, что оскорбительные слова не забываются. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но оставляет глубокий след. Поэтому слово – очень сильное оружие.Воспитатель: А как надо поступить, если вы обидели кого-то, пусть даже нечаянно? ( Извиниться, попросить прощения). Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова.Дидактическая игра «Оцени поступок»Воспитатель: Еще дети, волшебник прислал нам вот такие картинки,  внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают люди,  изображенные на них. Ребята, у которых дети ведут себя хорошо – подходят к радостному, улыбающемуся солнышку, а картинки, на которых дети поступают неправильно, нужно отнести к расстроенному, грустному солнцу.Дети распределяются на  группы.Воспитатель: Объясните свой выбор, начните так: «Мальчик поступает неправильно, потому что…»,  или «Девочка делает хорошо, потому что..». 4) Речевая игра «Скажи наоборот»Воспитатель: А, теперь  давайте по дорожке здоровья пройдем на поляну и сами ненадолго станем добрыми волшебниками – превратим «плохие поступки» в «хорошие».  Я буду подавать каждому по очереди это красивое улыбчивое сердечко. Вы называете слово противоположное по значению и возвращаете сердечко мне.Разорвать книгу – склеить книгу.Намусорить  – убрать.Поломать – починить.Промолчать при встрече – поздороваться.Испачкать одежду – постирать одежду.Оторвать пуговицу – пришить пуговицу.Разбросать игрушки – собрать игрушки.Оставить грязной посуду – вымыть посуду.Поссориться с другом – помириться с другом.Похвастаться игрушкой – поделиться игрушкой.Жадничать – делиться.Обижать младших – защищать младших.5) ФизкультминуткаВоспитатель: мы с вами немного устали и немного отдохнем. Подойдите ко мне, я показываю, вы повторяете.6) Игровое упражнение «Закончи предложение»Воспитатель: нашими поступками мы можем радовать и своих друзей, ведь у каждого из нас непременно есть друг. Поэтому сейчас мы поиграем игру «Закончи предложение», я буду читать начало, а вы придумывать конец моему предложению:- Мой друг упал и ударился, я …- У меня есть велосипед, а у друга нет, я…- Если у моего друга плохое настроение, я ..- Если я принес в детский сад игрушку, которой нет у моего друга,  я …- Если мой друг расстроен и плачет , я …7) Игра с элементами релаксация «Пирамидка добрых дел»Воспитатель: А, теперь я предлагаю каждому задумайте доброе дело, положите его на свою ладошку, построим из ладошек с добрыми делами пирамидку. Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело (уберу свои вещи, покормлю котёнка, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.) Воспитатель: какая по высоте получилась пирамидка? Почему? (мы задумали много добрых дел). Предлагаю отпустить наши добрые дела по всей земле. Для этого разомкнём руки и дунем на ладошку. На земле станет всем лучше от ваших добрых дел. Заключительная частьВоспитатель: сегодня мы с вами поговорили про хорошие и плохие поступки, поиграли в игры и выполнили все задания волшебника. Интересно, что же еще нам приготовил волшебник.Находим коробку.Воспитатель: ребята, посмотрите, здесь шкатулка, а в ней записка:«Дорогие ребята, я убедился, что вы добрые, воспитанные и отзывчивые дети и за это я открою вам секрет: страна добрых дел находится совсем близко, она в ваших маленьких добрых сердцах, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем она будет красивее, больше и лучше. А еще я покажу вам портрет самого доброго человека , но это будет наш с вами секрет, Ребята а вы умеете хранить секреты?Воспитатель:  А закончить наше путешествие мне бы хотелось стихотворением, послушайте пожалуйста:-Быть легче добрым или злым?Наверно, легче злым.Быть добрым – значит отдаватьТепло свое другим.Быть добрым - значит понимать И близких, и чужихИ радости порой не знать,Заботясь о других.Конечно доброму трудней,Но  все же посмотри,Как много у него друзейА злой всегда один.Итог:Воспитатель: наше занятие походит к концу. Спасибо вам за занятие.