Подготовка к ОГЭ по русскому языку


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Автор: Елена Ивановна Курочкина

Рабочая программа курса по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9-х классахна 2024 2025 учебный год в МБОУ Владимировской СОШ учитель: Курочкина Елена Ивановна Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2023-2024учебный год .Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста и сжатого изложения.Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.Цели и задачи курсаЦели изучения курса:
  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
  • Задачи курса:
  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
  • Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой наукиВ основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно- коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языкасовершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.Планируемые результатыЛичностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
  • овладение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на метапредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • аудирование и чтение:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
  • Содержание курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»Подготовка к написанию изложения (6 ч)
  • Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
  • Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
  • Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
  • Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
  • Написание изложения.
  • Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
  • Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
  • Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.) 4.Орфографический анализ слова (Задание 5.)
  • Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
  • Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
  • Лексическое анализ слова . (Задание 8.)
  • Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)
  • Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
  • Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
  • Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
  • Корректировка текста.
  • Контроль знаний- 3 чРепетиционный экзамен в формате ОГЭ.Тематическое планирование КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕРабота со слабоуспевающими учащимисяЦели и задачиЦель работы: ликвидация пробелов у учащихся по русскому языку, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.Задачи:-создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;-пробуждение сознательного отношения к подготовке к ОГЭ;-создание благожелательного отношения учителя, окружающих учеников к слабому обучающемуся;-вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;-Мотивация обучения;-Психологическая подготовка - успешные действия в ситуации сдачи экзамена.Формы контроля:-тесты;-самостоятельные и проверочные работы;-собеседования;-устные и письменные работы (зачёты с использованием таблиц на различные правила).-алгоритмы выполнения заданий, рекомендованные ФИПИ-пробные экзаменационные работыМероприятия по предупреждению неуспеваемости:-беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей.-анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости.-беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”-дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) каждую неделю.-стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельностьежедневно на разных этапах урока.-опрос ученика на уроках: устно или письменно по индивидуальной карточке-заданию на каждом уроке.-работа с учеником на уроке:-проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков случае отсутствия) на каждом уроке.-организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки (систематически).Планработы со слабоуспевающими учащимисяВ течение года
  • Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ в рамках уроков
  • Проведение факультативного курса для подготовки к ОГЭ: «Сочинения рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика».
  • Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ в рамках уроков.
  • Организация выполнения учащимися тестовых заданий в online режиме в течение года.
  • Проведение консультирования по вопросам повышенной трудности в период каникул.
  • Проведение индивидуальных занятий по русскому языку (работа над пробелами в знаниях). Еженедельно.
  • Проведение индивидуальных консультаций. По необходимости и по просьбе учащихся в любой учебный день недели.
  • Проведение консультаций во время каникул.
  • Проведение текущего тематического контроля с последующим анализом результатов.
  • 10Информирование родителей о результатах выполнения диагностических работ на родительском собрании класса.11. Анализ полученных результатов и последующая корректировка деятельности учителя и учащихся в зависимости от результатов.Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы
  • Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. М., 1998.
  • Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1988.
  • Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2024. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2024.
  • Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. М., 1994.
  • Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.
  • Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
  • ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Р.А.Дощинского, И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2024г.
  • Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). М.,1984.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1988.