Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
Автор: Багаевская Елена Анатольевна

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольниковНесмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.Появились игровые программы на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, направленная на развитие речи детей дошкольного возраста. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек. Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый По мнению Кольцовой М.М., пальчиковые игры для детей имеют особенное значение для развития речи дошкольников, которое заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой. Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование.Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку не только быстрее осваивать звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, в соответствии с общепринятыми нормами устного языка.Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. В этом возрасте интенсивно формируется грамматический строй речи. Поэтому важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки.