Подвижные игры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подвижные игры
Автор: Милова Татьяна Викторовна

Утверждено: Приказ № _______от ___ ____ ______г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Подвижные игры(полное наименование)__________2-4__________(классы)_________спортивно-оздоровительное_____(направление)__________3 года___________(срок реализации)СОСТАВИТЕЛИ: Должность: учитель начальных классовДолжность: учитель начальных классов Должность: учитель начальных классов «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО НА ЗАСЕДАНИИ МО»Заместитель директора по УВР Рекомендуется к утверждению_____________. Протокол № ____ от ___ ___ ____г. Дата: ___ ___ ______г. Председатель МО: __________________ Содержаниестр.
  • Пояснительная записка
  • Введение
  • Внеурочный курс «Подвижные игры » разработан для обучающихся начальных классов ГБОУ ООШ им. С.Н, Левчишина с. Чёрновка в целях поддержания и сохранения здоровья детей, увеличения времени на внеаудиторные занятия, организации подвижной деятельности.Рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и требованиями САНПиН в части:
  • Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями - 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
  • Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.Формы организации внеучебной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению.Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
  • Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
  • Рабочая программа внеурочных занятий «Подвижные игры» для 2-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ООП НОО ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чёрновка и «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность» авторов: Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. (М., Просвещение, 2011).Программа «Подвижные игры» формирует общеучебные умения и навыки у обуючащихся.Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, игры имеют огромное значение для духовно-нравственного воспитания так, как знакомят с определенными правилами, и учат в жизни следовать определенным правилам. Проведение подвижных игр на улице будет нести в себе дополнительный оздоровительный эффект.Таким образом, программа направлена на укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, духовное совершенствование личности учащегося начальной школы и расширение его коммуникативных навыков.Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных игр.Задачи:обучающие:
  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • познакомить с играми различной направленности;
  • обучить правиламразличных подвижных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  • прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
  • развивающие:
  • вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
  • приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
  • проявлять инициативу;
  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
  • увеличивать функциональные возможности организма.
  • воспитывающие:
  • формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
  • воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
  • Направления реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
  • Занятия входят в спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности для решения задач воспитания и социализации детей и проводятся по окончании учебной смены.Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которой дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр.В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются.При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.
  • Количество часов курса «Подвижные игры» в плане внеурочной деятельности
  • Программа курса «Подвижные игры» по спортивно- оздоровительному направлению внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 2-4 классов.Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение во внеурочное время в объеме 102 часов: 2 класс (34 часа в год), 3 класс (34 часа в год), 4 класс (34 часа в год).Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.Содержание программы «Подвижные игры» учитывает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
  • Планируемые результаты освоения курса обучающимися
  • Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.ООП НОО предусматривает достижение следующих результатов образования:
  • личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
  • компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
  • Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры на улице» является формирование следующих умений:
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры на улице» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
  • Находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления.
  • Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности.
  • Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр.
  • Планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности
  • Учитьсясовместносучителемидругимиученикамидавать
  • эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
  • Средствомформированияэтихдействийслужиттехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатыватьполученнуюинформацию:делатьвыводыв результате совместной работы всего класса.
  • Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
  • Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.
  • Коммуникативные УУД:
  • Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
  • Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в больших и малых группах.
  • Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
  • Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
  • Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения
  • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
  • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью.
  • представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство.
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью.
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр.
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
  • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.
  • применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
  • Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
  • Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы курса внеурочной деятельности
  • В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному курсу «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния внешних факторов на здоровье младшего школьника;
  • особенностивоздействиядвигательнойактивностинаорганизм человека;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • общепринятые правила в игре, в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значениефизическихупражненийдлясохраненияиукрепления здоровья;
  • уметь:
  • организовывать себя во время игры;
  • соблюдать правила игры;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • применять коммуникативные навыки;
  • использовать полученные на занятиях навыки в быту;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, ушибах, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из сложившейся ситуации;
  • принимать разумные решения во время игры;
  • адекватно оценивать себя;
  • выбирать правильные решения для блага команды;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою позицию в ситуации выбора.
  • В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
  • Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
  • Текущая проверка возможна при проведении каждой игры. По итогам изучения каждого раздела проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.Оцениваются:
  • знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
  • умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
  • умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
  • Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок.Условно их разделяют на: мелкие и существенные.К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание или нарушение основных правил.По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изученным подвижным играм, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю в каждом классе. 80% содержания планирования направлено на активную двигательнуюдеятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.Тематический план2.3 Содержание тем учебного курса.2 класс. Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Охотники и утки», «Третий лишний», «Колдунчик», «Зайцы в огороде», «Караси и щука», «Тише едешь, дальше будешь», «Совушка», «Море волнуется – раз!», «Два мороза», «Белки, волки, лисы». Игры с бегом: «Салки с выручкой», «Пустое место», «Салки ноги от земли»Хитрая лиса». Игры с прыжками: «Волк во рву», «Лягушата и цапля», «Парашютисты»,«Прыжки по полоскам», «Попрыгунчики-воробушки». Игры с метанием: «Лучшие стрелки», «Кто дальше бросит». Игры с лазанием и перелезанием: «Через обруч», «Охотники за обезьянами». Игры со скакалкой: «Зеркало», «Люлька», «Удочка». Игры с бросками и ловлей мяча: «Мяч водящему», «Гонка мячей», «Кто дальше бросит». Игры с элементами футбола: «Передача мяча ногами», «Забей гол», «Точно в цель»Передача мячей по кругу». Игры на внимание: «Правильно неправильно», «Быстро шагай!», «Класс!Смирно!», «Запрещенное движение».3 классИгры с элементами общеразвивающих упражнений: «Пятнашки маршем», «Карусель», «Бег за флажками», «Гуси-лебеди», «Лапта», «Охотники и утки», «Совушка», «Два мороза».Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Шишки, желуди, орехи».Игры с прыжками: «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком»,«Прыгуньи и пятнашки».Игры с метанием: «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепости».Игры с лазанием и перелезанием: «Слепая обезьяна», полоса препятствий, эстафеты.Игры с бросками и ловлей мяча: «Перестрелка», «Снайперы», «Два капитана», «Сильный бросок».Игры на внимание: «Отгадай чей голосок», «Запрещенное движение», «Пол, потолок, нос».Игры с элементами футбола: «Передача мяча ногами», «Передача мяча головой», «Выбей мяч из круга», «Забей гол», «Точно в цель», «Передача мячей по кругу».Игры с элементами пионербола: «Одинадцать», «Картошка».Игры с элементами баскетбола: «Вышибала», «Круговая лапта».4 классИгры с бегом: «Бездомный заяц», «Сумей догнать», «Колдунчики», «Два мороза», «Караси и щука», «Змейка», «Дорожки», «Салки на 1 ноге».Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики», «Поймай лягушку»,«Воробышки и кот», «Чемпионы скакалки», «Придумай и покажи», «Эстафеты с длинной скакалкой», «Кто дальше», «Перетягивание прыжками».Игры с метанием, передачами и ловлей мяча: «Метко в цель», «Салки с большим мячом», «Сильный бросок», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Обгони мяч», «Блуждающий мяч», «Подвижная цель».Игры - эстафеты: «Команда быстроногих», «Эстафеты поезда», «Большая круговая эстафета».Игры для формирования правильной осанки: «Хвостики», «Паровоз», «Бой на бревне», «Ванька- встанька», «Лошадки».Игры с лазанием и перелазанием: «Распутай веревочку», «Защита укреплений», «Кошки - мышки», «Цепи кованые».Игры с разными предметами: «Бирюльки», «Двенадцать палочек», «Лапта», «Единоборство», «Городки».Поисковые игры: «Палочка – выручалочка», «Двое слепых», «Прятки», «Слепой и зрячий», «Золото хороню», «Горячо - холодно».Игры на развитие силы: «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной».Игры зимой: «Игра в снежки», «Строительные игры из снега», «Эстафета на санках», «Лыжные гонки».Игры на развитие психических процессов:
  • внимания: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Запомни порядок»;
  • воображения: «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?»;
  • коррекцию эмоциональной сферы: «Баба Яга», «Три характера».
  • Подвижные игры с элементами спортивных игр: баскетбол по упрощенным правилам, игры с элементами баскетбола - «Бросай поймай», «Выстрел в небо»; пионербол по упрощенным правилам; футбол по упрощенным правилам.Тематическое планирование, 2 классТематическое планирование, 3 классТематическое планирование, 4 классЛитература
  • ФГОСПримерныепрограммыначальногообразования.
  • «Просвещение», Москва, 2009.
  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.
  • «Просвещение», Москва. 2009.
  • Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III
  • классах. Под ред. Г.П. Богданова. М., «Просвещение», 1971. 192 С.
  • БылееваЛ.В.Подвижныеигры.Учебноепособиедляин-тов физической культуры, 4-е, перераб. и дополн., изд. Л.В. Былеева и др. М.,
  • «Физкультура и спорт», 1974. 208 С.
  • «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург
  • 2004.
  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры
  • Мир Книги, Москва. 2007.
  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2008.