«Системно деятельностный подход - основной подход в обучении"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Системно деятельностный подход - основной подход в обучении"
Автор: Бескровная Вера Григорьевна

Мастер-класс на тему: «Системно - деятельностный подход в обучении»учителя русского языка и литературыГОУ ЛНР «Демино – Александровского УВК»Бескровной Веры ГригорьевныЦель мастер -класса: показать использование системно - деятельностного подхода в обучении через методические приемы.Задачи мастер -класса: 1. знакомство педагогов с приемами; 2. создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов; 3. совместная отработка новых приемов.Ход мастер - класса1. Теоретическая часть. Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на своем мастер — классе. В образовании ЛНР фундаментальное ядро стандартов – педагогические подходы:*системно – деятельностный; *компетентностно – ориентированный; * личностно- ориентированный. В современных условиях перехода на новые ФГОС системно - деятельностный подход является основным подходом в обучении. Актуальность выбранной темы состоит в том, что использование в практике методических приемов позволяет учителю грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Почему выбран именно деятельностный подход?Как реализовать его в своей практике? На эти вопросы мы вместе постараемся дать ответ.СЛАЙД 1 Определим цель мастер – класса методом «Аллитерация» (по первым буквам читаем слово – урок)Продолжите фразы: У –узнать… Р – развить… О – обобщить… К – корректировать, конкретизировать…СЛАЙД 2. «Верите ли вы?»Вначале мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?3. Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»СЛАЙД 3. Тема моего мастер-класса «Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении» выбрана не случайно. Актуальность выбранной темы состоит в том, что использование в практике методических приемов позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания. Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться.СЛАЙД 4.Ещё в XIX веке Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ, сказал такие слова: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал».Именно требует от нас ФГОСЕго можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.2. Практическая частьСегодня на мастер-классе в процессе деятельности я познакомлю вас с некоторыми методическими приемами, которые использую в своей практике, реализуя системно- деятельностный подход в обучении. На этапе «Мотивация» использую методы: «Дискуссия», «Деловой спор», «Дебаты».кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Давайте «Методом дискуссия» решим вопрос: «Станет ли использование системно – деятельностного подхода решением данной проблемы?» Задание для участников мастер-класса.СЛАЙД 5. Этап получения новых знаний провожу методом « Денотатный граф». Это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Закрепляет умение представлять материал в схематической, графической форме. Дает возможность самостоятельно обрабатывать информацию.Возьму к примеру описание содержания «денотатного графа» Ключевое понятие: наречие Обозначает – признак действия. Отвечает – на вопросыкак? Когда? Где? Куда?... Выделяются – разряды наречий Можна поделить на – обстоятельственные и определительные Обстоятельственные - это наречия времени, места, цели, причины… Определительные – это наречия образа и способа действия, меры, степени.. Неизменяются – у них нет форм изменения Являются – членом предложения обстоятельством Сочетаются - больше всего с глаголом Употребляются – в устной и письменной речи Делаем выводы, что денотатный граф позволяет учащимся лучше воспринимать и классифицировать представленную информацию тем самым способствуя приобретеню новых знаний самостоятельно. Прием «Толстый и тонкий вопрос».Этот прием из технологии развития критического мышления. Вопрос используется для организации взаимоопроса или дополнительных для отвечающего.Стратегия позволяет формировать:умение формулировать вопросы;умение соотносить понятия.Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.Задание для участников мастер-класса: придумайте «тонкий» и « толстый» вопрос к поставленной теме мастер- класса Делаем выводы, что системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной познавательной деятельности школьника. Системно – деятельностный подход развивает самостоятельность максимальную, воспитывает личность всестороннеразвитую, активизирует деятельность познавательную.СЛАЙД 6. Прием «Инсерт». Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это: прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; "+ " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.Задание для участников мастер-класса: прочитайте и промаркируйте предложенный текст, по результатам заполните таблицу.«Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Что же предполагает к обучению деятельностный подход. -Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить) -Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний -Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания - Формирование у школьников умения контролировать свои действия- как после их завершения, так и по ходу -Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим. Деятельностный подход– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты»СЛАЙД 7. Прием «Диктант значений».Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их.Задание для участников мастер-класса.Определите по значениям слова:
  • Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает науку не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход).
  • Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание… (рефлексия).
  • СЛАЙД 8. Прием «Жокей и лошадь». Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.Задание для участников мастер-класса.У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.«Вся радость творчества /– в возможности делиться».«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)Какое из высказываний наиболее подходит к теме нашего мастер – класса?Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский, “… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».СЛАЙД 9. Прием кластер («грозди»). Автор этого приема – Гудлат. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Этот прием может быть использован на любом этапе урока.Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре- это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них- свои спутники. Задание для участников мастер-класса. 3. Заключение Подведем итог нашего мастер- класса * Составьте кластер ключевое слово которого «деятельностный подход» *А сейчас вспомним вопросы из приема «Верите ли вы?», Оправдались ли ваши ожидания? Кто дал утвердительный ответ, покажите смайлик с улыбкой, кто сомневается смайлик без улыбки, у кого отрицательный ответ- грустный смайлик. Делаем выводы, что основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятедьности. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира( в специально организованных для этого условиях) Спасибо всем за плодотворную работу. Мне было приятно с вами общаться, а закончить свой мастер-класс мне хочется стихотворениемУчить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!