Коррекционная работа учителя-дефектолога в условиях детского дома


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционная работа учителя-дефектолога в условиях детского дома
Автор: Багний Светлана Викторовна

ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в МБОУ ЖДЛ2023г.1. Общие положения1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ ЖДЛ (далее — Положение) разработано в соответствии с:- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 286;- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 287;- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общегообразования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от17.05.2012 № 413;- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования";- Приказом Министерства образования и науки России от 22.09.2017 № 955 «Обутверждении показателей мониторинга системы образования»;- Приказом Министерства образования и науки России от 10.12.2013 № 1324 "Обутверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащейсамообследованию";- Приказом Министерства образования и науки России № 462 от 14.06.2013 "Обутверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";- Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждениигосударственной программы Российской Федерации "Развитие образования";- Уставом МБОУ ЖДЛ.1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собойсовокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочныхпроцедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений.1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в ОО, ее организационную и функциональную структуру, реализацию(содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения:- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельностии подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральнымгосударственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (или)потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;- оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной иобщественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования,государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих ипедагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимойоценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствияизмеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной внормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качествообразовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления;- внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектамигосударственно-общественного управления ОО, которым делегированы отдельныеполномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационныхструктур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качествомобразования; - экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса,условий и результатов образовательной деятельности;- измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольныхизмерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;- экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,условий и результатов образовательной деятельности;- критерий – признак, на основании которого производится оценка и которыйконкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия;- ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования;- НОКО – независимая оценка качества образования;- НИКО – национальные исследования качества образования;- ВПР – всероссийская проверочная работа;- ГИА – государственная итоговая аттестация;- ЕГЭ – единый государственный экзамен;- ОГЭ – основной государственный экзамен;- ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;- ФООП – федеральная основная образовательная программа;- УУД – универсальные учебные действия.1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки иответственные за ВСОКО утверждаются приказом руководителя ОО ежегодно послеобсуждения с педагогами и родителями (законными представителями) учеников напедагогическом совете.1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ОО,осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству.2. Цели и задачи функционирования ВСОКО2.1. Целями ВСОКО являются:- формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающейопределение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качествообразования в ОО;- получение объективной информации о состоянии качества образования, степенисоответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям,определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах,влияющих на его уровень;- предоставление всем участникам образовательных отношений и общественностидостоверной информации о качестве образования;- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности ОО и повышение информированностиучастников образовательных отношений при принятии таких решений;- прогнозирование развития образовательной системы ОО.2.2. Основными задачами ВСОКО являются:- формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению;- формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющейэффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьнойобразовательной статистики и мониторинга качества образования;- осуществление самообследования деятельности ОО, развитие форм оценки качестваобразования, включая самооценку и педагогическую экспертизу;- определение степени соответствия условий организации и осуществленияобразовательной деятельности государственным требованиям;- определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качестваобразования на различных уровнях обучения государственным стандартам;- определение степени соответствия образовательных программ нормативнымтребованиям и запросам субъектов образовательной деятельности;- обеспечение доступности качественного образования;- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;- выявление факторов, влияющих на качество образования;- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурахоценки качества образования; определение направлений повышения квалификациипедагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,индивидуальным достижениям обучающихся;- стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянногоповышения качества и конкурентоспособности;- определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке кзаработной плате за высокое качество обучения и воспитания;- расширение общественного участия в управлении образованием в ОО иформирование экспертного сообщества;- анализ эффективности принимаемых управленческих решений;- разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;- обеспечение информационной открытости оценочных процедур.3. Принципы ВСОКО В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы:- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качествеобразования;- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальнойи личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельныхобучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственностив образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качестваобразования;- единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов;- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетомсуществующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;- взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязейи взаимозависимости;- качества и надежности средств оценки образовательных достижений;- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групппотребителей;- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценкудеятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциалавнутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;- оптимальности использования источников первичных данных для определенияпоказателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качестваобразования в образовательной организации;- ответственности участников образовательного процесса за повышение качестваобразования.4. Субъекты ВСОКО и их функции Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качестваобразования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:- администрацию ОО,- педагогический совет,- научно-методический совет,- методические объединения учителей-предметников,- иные временные субъекты.4.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит:- формирование, утверждение приказом директора ОО и контроль исполнения блокалокальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним;- разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях;- обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых,социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;- организация системы мониторинга качества образования в образовательнойорганизации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии идинамике развития; анализ результатов оценки качества образования на уровне ОО;- организация изучения информационных запросов основных пользователей системыоценки качества образования;- обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации иобщественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;- предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровнисистемы оценки качества образования;- формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценкикачества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год,самообследование, публичный доклад, др.);- принятие управленческих решений по повышению качества образования на основеанализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.4.2. Педагогический совет образовательной организации:- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОО;- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием;- принимает участие:1. в формировании информационных запросов основных пользователей системыоценки качества образования образовательной организации;2. в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности;3. в оценке качества и результативности труда работников ОО, распределениивыплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами;- содействует организации работы по повышению квалификации педагогическихработников, развитию их творческих инициатив;- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, докладыпредставителей организаций и учреждений, взаимодействующих со ОО по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОО;- принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточнуюаттестацию по результатам учебного года.4.3. Научно-методический совет и методические объединения учителей-предметников ОО:- участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей,характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;- содействуют подготовке работников образовательной организации и общественныхэкспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестацииобучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений порезультатам оценки качества образования.4.4. В функции психолого-педагогической службы ОО (при наличии) в рамках ВСОКОвходит:- проведение психологических исследований, направленных на выявление различныхзатруднений обучающихся;- оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребыванияобучающихся в ОО;- разработка рекомендации для педагогов и администрации ОО по оптимизацииусловий образовательного процесса в ОО;- разработка предложений для администрации ОО по повышению качестваобразования.4.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей всоответствии с полномочиями, определенными уставом ОО) в рамках ВСОКО входит:- общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценкикачества;- оценка эффективности реализации программы развития ОО и обеспечения качестваусловий обучения.5. Организация оценки качества образования.5.1. Компоненты ВСОКО:- оценка реализуемых в ОО образовательных программ;- оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;- оценка деятельности педагогических и руководящих работников ОО;- оценка качества условий образовательной деятельности;5.2. Оценка содержания образования проводится в форме внутренней экспертизы ООПпо уровням общего образования на предмет соответствия:- основных образовательных программ, адаптированных основных образовательныхпрограмм, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям ФГОС и ФООП;- учебного плана, плана воспитательной и внеурочной деятельности требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;- расписания учебных занятий требованиям Санитарно-эпидемиологических правил инормативов;5.2.1. Оценка содержания образования проводится с использованием чек-листа,являющегося приложением к настоящему Положению (Приложение 2).5.2.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на этапе ихрассмотрения по следующим критериям:- соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при ихналичии);- соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей(законных представителей) обучающихся ОО;-соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержаниюпрограммы.5.2.3. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программобновляется ежегодно.5.2.4. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программделается вывод об эффективности педагогической системы школы в отношении:- обеспечения индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся;- интеграции урочной и внеурочной деятельности;- инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижениеуровня функциональной грамотности;- культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся- психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательнойсамомотивации обучающихся;- проектной и исследовательской деятельности обучающихся;- социального, научно-методического партнерства;- деятельности внутришкольных методических объединений.5.2.5. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для своевременной корректировки образовательного процесса.5.2.6. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя ОО с учетом протокола согласования изменений со стороны методическогосовета ОО.5.3. Оценка предметных и метапредметных и личностных достижений обучающихсявключает:- национальные исследования качества образования (НИКО);- региональные мониторинговые исследования и диагностические работы;- районные мониторинговые исследования и диагностические работы;- предметные результаты обучения;- метапредметные результаты обучения;- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);- достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.5.4. Результаты деятельности педагогических и руководящих работниковобразовательных организаций, включающие:- результаты аттестации педагогических работников и руководителя ОО,- результаты профессиональных педагогических конкурсов,- мониторинги эффективности руководителей,- конкурсы инновационной деятельности,- результаты контрольно-надзорных процедур,- результаты лицензирования и аккредитации,- анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы),- результаты комплексных оценок образовательных организаций и систем рейтингования образовательных организаций.5.2.4. Качество условий образовательной деятельности:- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);- психолого-педагогические условия;- материально-техническое обеспечение;- учебно-методическое информационное обеспечение;- санитарно-гигиенические условия;- медицинское сопровождение и питание;- наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО6.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочнойдеятельности устанавливаются в плане ВСОКО.6.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляютсяпутем предоставления информации:- основным потребителям результатов ВСОКО;- средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательнойорганизации, самообследование;- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования наофициальном сайте образовательной организации.6.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровнеОО для:- информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущегооценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;- разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся;- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ,индивидуальных траекторий развития обучающихся;- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников,формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников ОО;- подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов;- планирования работы методических объединений; проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;- оптимизации инфраструктуры и системы управления;- планирования внутреннего контроля.7. Документы ВСОКО7.1. К документам ВСОКО относятся:- сводные ведомости успеваемости;- аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенностиродителей, плановых административных проверок и др.- аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА;- приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образовательным учреждением.7.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задачадминистративного контроля в текущем учебном году.Приложение 1СТРУКТУРА ОТЧЕТА О САМООБСЛЕДОВАНИИПриложение 2Чек-лист самооценивания процесса и содержания образования