Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка
Автор: Ильмира Ринатовна Каримова

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Гармония»Статья на тему:«Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка »Подготовила:Каримова Ильмира Ринатовнаучитель английского языкаМОУ- СОШ «Гармония»Клин-2023АннотацияВ данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся примеры заданий и упражнений на основе работы с текстами для формирования и развития функциональной грамотности учащихся Ключевые слова: функциональная грамотность, грамотность чтения, работа с текстом, стратегии чтения, иностранный язык, английский языкKey words: functional literacy, literacy of reading, work with the text, reading strategies, foreign language, English languageПод функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.Учителя часто сталкиваются с проблемами и трудностями обучающихся при работе с текстами. То есть они не знают значения многих слов, не могут определиться с названием текста, понять смысл написанного текста, выделить ключевые слова, не компетентны в формулировании вопросов, у школьников не получается выбрать способ решения проблемы, ученики не могут перенести знания и навыки из одной области в другую и т.д.В чем причина этих проблем и трудностей? Во-первых, это связано с тем, что функциональная грамотность учащихся развита не полностью.Функциональная грамотность определяется как способность человека использовать навыки чтения и письма в социальном взаимодействии (например, при оформлении банковского счета, чтении справочников, заполнении форм обратной связи), то есть уровень грамотности, при котором человек может взаимодействовать с внешней средой, адаптироваться и функционировать как можно быстрее.В этом контексте в современном преподавании иностранных языков, особенно английского, обучение чтению "не может быть ограничено академическими целями, но должно также включать функциональные и оперативные цели, связанные с повседневной и социальной жизнью.Программы изучения иностранных языков на разных уровнях образования направлены на развитие навыков и компетенций, без которых невозможно справиться с вызовами современной жизни. Эти навыки включают умение осмысленно читать, слушать и создавать различные типы текстов (информационные, прикладные и литературные тексты); умение извлекать информацию из различных источников; умение находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение использовать и ссылаться на источники, таблицы, диаграммы, схемы и символы, умение читать и использовать их при составлении текстов и умение применять различные стратегии чтения при работе с текстами.Таким образом, видно, что образовательные стандарты ориентируют учителей на развитие функциональной грамотности учащихся.Каковы характеристики ученика, у которого развиты функциональные навыки чтения? Эти учащиеся обладают навыком скоростного чтения и точной интерпретации информации, также они могут принимать решения, основанные на прочитанном материале и применять свои знания на практике. Они имеют хорошо развитый словарный запас и грамматические навыки, что позволяет им легче понимать запутанные и сложные тексты. Они также обладают умением анализировать и относиться к информации с критической точки зрения и могут выражать свои мысли по поводу текста в письменной или устной форме. В целом, ученики с развитыми функциональными навыками чтения являются хорошо подготовленными и самостоятельными читателями.Конечно, учителям необходимо выбирать и структурировать соответствующие задания для формирования и развития функциональной грамотности учащихся.Однако при создании задания по функциональной грамотности учителю важно ответить на следующие вопросы: какова цель задания, какой уровень понимания текста укрепляется или проверяется?В исследовании PISA, как отмечают Л. Рождественская, И. Логвина, грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:1) Обучающийся ищет в тексте релевантную информацию по простым критериям самый низкий уровень);2) Обучающийся осуществляет поиск нужной информации в тексте в соответствии с несколькими критериями;3) Обучающийся может находить необходимую информацию в тексте, распознавать взаимосвязи между частями информации работать с известной, но противоречивой информацией;4) Обучающийся находит в текстах содержащуюся глубоко скрытую информацию, и устанавливает какая информация является необходимой для решения задания;5) Обучающийся понимает и интерпретирует сложные тексты, может сформулировать выводы и гипотезы относительно необходимого текста.Далее рассмотрим основные требования к тексту, направление которого формирование навыков читательской грамотности:1. Текст должен быть достаточно интересным и привлекать внимание обучающихся;2. Наличие информации в тексте, которая до этого ученику не была известна вовсе;3. Возраст и сложность текста должны быть сопоставимы;4. Незнакомые слова ученикам обязательно должны быть представлены в сносках;5. Текст не превышает норму (делается опора на возраст и уровень знаний учащихся);6. Шрифт должен быть читабелен (разрешены выделения цветом, подчеркиванием или выделение размерности);7. Текст должен расширять кругозор учащихся;8. История «из реальной жизни» возможна и желательна;9. Не должно быть большое количество цифр, дат или же терминов;10. Иллюстрации хорошее дополнение к тексту, ведь они помогают с ним разобраться;11. Структура текста обязательно должна быть: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.;12. Безошибочное написание текста;13. Содержание текста может и должно опираться на жизненный опыт самого учащегося.При работе непосредственно с текстом большое внимание уделяется сквозным темам.Под сквозными темами подразумевается метод интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решать проблемы современных учеников, так как они часто совсем не понимают, что на разных предметах, что есть в школе, они изучают одно и то же, но со всех сторон.Школа обязательно должна научить учеников понимать и применять полученные знания в повседневной жизни. Совет, разговор с другом или поддержание беседы. Все это помогает учащимся расширять кругозор и использовать полученные ранее знания.Учителю же в эпоху развивающихся технологий необходимо уметь проектировать все учебные задания, которые имеют хоть малейшую связь с поиском, пониманием или преобразованием текста и информации в нем для повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.Одним из наиболее типичных заданий, направленных на поиск конкретной информации в тексте, является «выбор правда/ложь/не сказано в тексте». Учителя используют данный инструмент для работы с важными (или трудными для понимания) частями текста и просят учащихся ответить на эти вопросы. Учащиеся несколько раз просматривают текст, чтобы найти нужную информацию или определить информацию, отсутствующую в тексте. Однако можно использовать задание «правда/ложь/не сказано в тексте» и в более предвосхищающих целях. Например, можно предложить учащимся самостоятельно обработать текст. Формулировка задания на выбор может быть следующей:1. Отметьте галочкой верный вариант ответа, согласно тексту.2. Прочитайте текст. Выберите правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.3. Какое из утверждений соответствует тексту?4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.Так же для формирования читательской грамотности можно использовать следующие виды заданий:«Ассоциации и предложения»Индивидуальное задание для учеников, либо же в группах. От них требуются ответы на следующие несколько вопросов:1. Прочтите заголовок текста. Какие ассоциации возникают у вас после прочтения заголовка данного текста?2. О чем, по-вашему мнению, данный текст?3. Откуда мог быть взять представленный текст? «Текст с пропущенными словами»Вариант 1. Учитель раздает ученикам лист с текстом, где пропущены несколько слов. Обучающиеся работают в небольших группах (по двое) и заполняют пропуски.Вариант 2 Учитель раздает ученикам текст с пропусками и список пропущенных и лишних слов, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в небольших группах (по двое).После учитель задаёт вопрос в соответствии с заявленным текстом, так у учащихся завязывается диалог и они обмениваются мнениями, обсуждая.Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или же по теме данного им текста, отражая свое личное (глубинная связь с семьей, друзьями или хобби)Им следует расставить события в логическом или хронологическом порядке.Определяют жанр произведения и составляют список произведений того же жанра, чтобы убедиться в правильном выборе.Обучающиеся выступают в роли героев текста и рассказывают, как бы поступили в такой ситуации.После прочтения текста, ученики определяют какие предложения верны, какие неверны, а какая информация в тексте отсутствовала вовсе. В заключении можно отметить, что читательская грамотность на уроках иностранного языка играет очень важную роль, так как она помогает ученикам правильно и быстро понимать тексты и выражать свои мысли на родном и иностранном языке, способствует успешной социализации и умению фильтровать информацию не только в тексте, но и в повседневной жизни, что является одним из способов развития функциональной грамотности в целом.Для того чтобы развивать читательскую грамотность, преподаватель может использовать разные методы.Например, можно рекомендовать ученикам постоянно читать на иностранном языке, начиная с простых текстов и постепенно переходя на более сложные. Также можно проводить на уроках чтение вслух и обсуждать тексты, задавая вопросы и проверяя понимание.Кроме того, важно уделить внимание лексике и грамматике, регулярно проводя упражнения на запоминание и закрепление новых слов и правил грамматики. Необходимо также обучать учеников эффективному поиску информации в тексте и анализу содержания.Как и в любом другом аспекте изучения иностранного языка, развитие читательской грамотности требует регулярной практики и терпения, но результаты, которые достигаются, очень значимы и помогают ученикам достигать больших успехов в развитии функциональной грамотностиСписок использованных источников:Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [Дата обращения 11.05.2023]Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [Дата обращения 11.05.2023]Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста [Текст] /Е.В. Носонович, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1999. –№ 1. – С.18-23.