"Путь к успеху"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путь к успеху"
Автор: Светлана Николаевна Сурдина
ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат»Программа профориентации с воспитанниками школы-интерната«Путь к успеху» (1 – 11 классы)2021-2025 гг.Автор- составитель:Сурдина С.Н.СодержаниеПояснительная записка Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного казенного общеобразовательного учреждения Республики Мрдовия «Ширингушская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении». В целях и задачах деятельности школы-интерната: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений. Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности. Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству.Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат» с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.Содержание профориентации в условиях непрерывного образованияЦель: на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.Цели программы достигаются путем решения задач:получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширить границы самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;активное привлекать к деятельности всех участников образовательногопроцесса.Решение задач по профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся:познавательной,общественно - полезной,коммуникативной,игровой,производительном труде.С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Данное направление прослеживается в планах воспитательной работы каждого воспитателя и классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям и воспитателям в организации этого блока работы оказывают: социальный педагог, библиотекарь, педагог-психолог, учителя технологии.Старший воспитатель и социальный педагог обеспечивает контакт школы:с предприятиями,средними и высшими учебными заведениями,внешкольными учреждениями.Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся, которую проводит педагог-психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и обучающимися проводят классные руководители, воспитатели и социальный педагог.Программа построена на основе принципов:системности и преемственности;открытости (взаимосвязь школы-интерната, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии);активности;дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости).При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей.Целевой группой являются воспитанники школы-интерната от 7 до 19 лет.Программа «Путь к успеху» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников. Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.3. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе-интернате:Координатор деятельности: заместитель директора.Заместитель директора:контролирует планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и адаптированной образовательной программой общеобразовательного учреждения;осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению, консультации учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;организует участие детей в предметных олимпиадах разного уровня;организует систему повышения квалификации классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся.Старший воспитатель:вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;поддерживает связь общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и средней школы.Классный руководитель, воспитатель:организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный Портфолио;оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.Учителя-предметники:способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы, домашние сочинения и т.д.:обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся.Библиотекарь:регулярно подбирает литературу для педагогов и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).Педагог-психолог:изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;способствует формированию у школьников адекватной самооценки;приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками о своей профессии;оказывает помощь классному руководителю и воспитателю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;создает базу данных по профдиагностике.Социальный педагог:планирует организационно-методическую деятельность;оказывает методическую помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт;проводит индивидуальную и групповую работу с обучающимися, оказывает помощь в жизненном самоопределении;проводит комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;проводит консультации по выбору учебного заведения и процедуры поступления в него;проводит анкетирование;организует и проводит экскурсии (в учебные заведения, на предприятия);проводит встречи с представителями предприятий, учебных заведений.организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях;организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.Медицинский работник:использует разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;оказывает помощь классному руководителю, воспитателю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.Работа с родителями педагогического коллектива школы-интерната:проводят родительские собрания, (общешкольные, классные),проводят лекторий для родителей;проводят индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;проводят анкетирование родителей обучающихся;привлекают родителей обучающихся для совместной работы с руководителями кружков, спортивных секций и т.п.;родители помогают в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;избирают родительский комитет школы из наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.4. Этапы внедрения программы по профориентацииЭтапы реализации:I этап- подготовительный.1. Разработка программы.2. Определение возрастных групп.3. Разработка информационно-методических, наглядных материалов.4. Диагностика (для старшей группы воспитанников).II этап- реализация программных мероприятий. Реализация комплекса мероприятий по Программе согласно плана воспитательной работы.III этап- обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников.Подготовка отчетных материалов об итогах работы по реализации программы.Подведение итогов работы (анализ анкет).Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников.5. Средства обученияСредства обучения - это составная часть профессиональной ориентации. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности профориентационного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления профориентационного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);объемные (геометрические фигуры, чучела);изобразительные (фото, кадры кино-, теле-);графические (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);символические (географические карты, глобус);звуковые (магнитофонная запись);мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.Информационные ресурсы:- СМИ, интернет-ресурсы;- информационные издания (буклеты, брошюры).Методические ресурсы:- диагностические методики;- методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий);- наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.).6. Мониторинг внедрения программыДиагностические методики («Карта интересов», «Самооценка», «Конструктивный рисунок человека» и др.)Контрольно – аналитическая деятельность:анкетирование родителей, обучающихся;анализ рефлексии обучающихся по окончании мероприятий;снижение уровня тревожности выпускников при итоговой аттестации;повышение уровня самооценки обучающихся;расширение сферы трудоустройства выпускников.Система профориентации воспитанников по программе «Путь к успеху» предусматривает следующие направления деятельности:Диагностика и консультирование Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации. Медицинская диагностика заключается в проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.Медицинское консультирование основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессииПрофпросвещениеПроводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.Трудоустройство (только для старших подростков)Организуется трудоустройство воспитанников через центры занятости.Организация профориентационной работы в школе-интернатеСпециалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в школе-интернатеРабота по программе профессиональной ориентации воспитанников в школе-интернате, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.1-4 (доп.) классПсихологические особенности возрастаК началу учёбы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.Обучающиеся 2-4 (доп.) –го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3-4-му классам обучающиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формируют нормы поведения. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».Задачи:познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников школы-интерната (повар, врач, воспитатель и т.д.);создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда; создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.На этом этапе профориентационная деятельность в основном носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, игра и др. А также - практический характер, где воспитанникам предоставляются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов трудаСодержание программы по профориентации воспитанников 1-4 (доп.) классовПрофпросвещение «В мире профессий»Цель: расширение у воспитанников представления о мире взрослых, их профессиональной деятельности и формирование уважения к труду.Форма проведения: вводное занятие.2. «Больница»Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры, ознакомление с их обязанностями и трудовыми действиями, формирование понимания значимости данной профессии для общества.Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, игра «Поликлиника».3. «Кухня. Столовая»Цель: ознакомление с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитание трудолюбия, уважения к труду.Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и столовую.«Мастерская»Цель: ознакомление с профессиями картонажника, плотника и т. п. Форма проведения: беседа, экскурсия в кабинет технологии.«Прачечная»Цель: ознакомление с профессией оператор по машинной стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.Форма проведения: экскурсия в прачечную.«Транспорт»Цель: ознакомление с профессией водителя.Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия в гараж школы-интерната.«Парикмахерская»Цель: ознакомление с профессией парикмахер.Форма проведения: беседа, викторина.«Пожарная часть»Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью пожарного.Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.«Отдел полиции»Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности полицейского.Форма проведения: экскурсия, просмотр презентации.«Почта»Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.Форма проведения: экскурсия на городскую почту.«Магазин»Цель: ознакомление с профессиями работников торговли.Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.12. «Школа-мастерская национальных народных промыслов»Цель: возрождение традиционной культуры народов; дать представление о видах промыслов народов.Форма проведения: экскурсия в краеведческий музей и т. п. «Все профессии важны, все профессии важны»Цель: закрепление представлений о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.Форма проведения: игровая программа.«Угадайте, кем я буду»Цель: демонстрирование полученных представлений детей о профессиях, пробуждение к любознательности, интереса к деятельности взрослых, способствование выработке положительного отношения, уважения к их труду.Форма проведения: выставка рисунков.Диагностика воспитанников.1. «Представления о труде взрослых»Цель: изучение уровня информированности детей о труде взрослых2. «Палитра интересов»Цель: выявление направленности интересов ребенкаФорма проведения: анкетирование.КонсультированиеПедагог – психолог проводит консультации для педагогов, родителей или лиц, их заменяющих.Цель: познакомить с результатами диагностики.Форма проведения: индивидуальное консультирование.5-9 классыПсихологические особенности возраста В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин»: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин»: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.Дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. Задачи:содействовать расширению представления о многообразии профессий;выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников; воспитывать у детей уважение к труду; способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду; побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом, учителями по технологии.На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».Содержание программы по профориентации воспитанников 5 - 9 классовПрофпросвещение1.«В мире профессий»Цель: ознакомление с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.Форма проведения: вводное занятие.«Профессии людей, работающих в школе-интернате»Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью сотрудников школы-интерната, их значением для воспитанников.Форма проведения: обзорная экскурсия по школе-интернату.«Лабиринт профессий»Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов.Форма проведения: дискуссия.«Человек – человек»Цель: ознакомление с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.Форма проведения: беседа, профориентационная игра.5. «Человек-техника»Цель: ознакомление с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.Форма проведения: беседа, профориентационная игра.«Человек-знак»Цель: ознакомление с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.Форма проведения: профориентационная игра.«Человек - художественный образ»Цель: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания, возрождение традиционной культуры народов.Форма проведения: просмотр фильмов, экскурсия.«Человек-природа»Цель занятий: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.Форма проведения: беседа, просмотр презентации.9. «Путешествие по морям профессий»Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.Форма проведения: экскурсии в городскую библиотеку, почтовое отделение, парикмахерскую, пожарную часть, полицию, пекарню, типографию, спортивные объекты города, просмотр диска «Профессии нашего города».10. «Все работы хороши, выбирай на вкус!»Цель: ознакомление с правилами выбора профессий.Форма проведения: практикум.11. «Кем быть?»Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.Форма проведения: творческие задания.«Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»Цель: ознакомление с людьми разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела, развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.Форма проведения: вечер встречи.«У каждого дела запах особый»Цель: обобщение и систематизация знаний воспитанников о профессиях, воспитание желания трудиться, быть полезным, уважения к труду взрослых.Форма проведения: познавательно-игровое мероприятие.Диагностика«Мир профессий»Цель: выявление представлений школьников о мире труда и профессий.Форма проведения: беседа.«Моя мечта о будущей профессии»Цель: выявление способности школьников к целеполаганию и рефлексии.Форма проведения: беседа3. «Палитра интересов»Цель: выявление направленности интересов ребенкаФорма проведения: анкетирование4. «Кем я хочу быть»Цель: Диагностика творческих способностей школьниковФорма проведения: беседа, анкетирование.КонсультированиеПедагогом - психологом проводится консультирование воспитанников, педагогов, родителей или лиц их заменяющих о психологическом сопровождении процесса профориентирования подростков в условиях школы-интерната.10-11 классыПсихологические особенности возрастаВажнейшая задача этого возраста - выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник ещё сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии - осознания собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии, и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду. Задачи:провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.Программа профессиональной ориентации «Путь к успеху», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей. Содержание программы по профориентации воспитанников 10-11 классов.Профпросвещение«В мире профессий»Цель: ознакомление подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.Форма проведения: вводное занятие.«Профессии людей, работающих в нашем городе и округе»Цель: ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда.Форма проведения: дискуссия, презентация.«Секреты» выбора профессии»Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».Форма проведения: практикум.4. «Классификация профессий»Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.Форма проведения: дискуссия5. «Путешествие по морям профессий»Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.Форма проведения: экскурсии на промышленные предприятия города, центр занятости.«Способности и профессиональная пригодность» Цель: ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение соотносить эти знания со своими возможностями.Форма проведения: дискуссия.7. «Самооценка, ее роль в жизни человека»Цель: формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.Форма проведения: занятие – тренинг.8.«Этот удивительный мир профессий»Цель: уточнение и расширение знаний воспитанников о мире профессий; развитие познавательной активности, навыков группового взаимодействия, творческих способностей; воспитание уважения к труду, спрос на профессии на рынке труда региона.Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества, экскурсия в центр занятости населения.«Ошибки в выборе профессии»Цель: осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.Форма проведения: профориентационная игра«Дороги, которые мы выбираем»Цель: ознакомление подростков с учебными заведениями города.Форма проведения: беседа, экскурсия в учебные заведения, посещение дней открытых дверей.11 .«Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»Цель: развитие интереса к людям разных профессий, развитие навыков общения, развитие интеллектуальных, творческих способностей воспитанников.Форма проведения: вечер встречи.12 . «Моя профессиональная карьера»Цель: обучение подростков составлению индивидуального профессионального плана с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.Форма проведения: деловая игра.13. «Профессиональные пробы»Цель: практическое ознакомление с профессиями (массажист, ландшафтный дизайнер и т.п.), овладение элементарными профессиональными действиями.Форма проведения: занятия в кружках «Умелые ручки», «Техническое творчество», «Волшебный клубочек» и т.п. (по плану кружковой работы)14.Трудоустройство.Диагностика для воспитанников Применение программ компьютерной обработки и тестирования. Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.2. «Карта интересов».Цель: диагностика профессиональных интересов воспитанника.3.«Кем я хочу быть»Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.Форма проведения: анкетирование, тестирование.4. «Я и моё профессиональное будущее»Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.Форма проведение: тестирование5.«Мой выбор»Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения.Форма проведения: анкетирование.КонсультированиеПедагог – психолог организует консультации по итогам диагностики и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими.Врач-педиатр проводит консультации с целью ознакомления с медицинскими аспектами выбора профессии; для формирования у воспитанников адекватной профессиональной направленности с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.Ожидаемые результатыИтогом работы по программе «Путь к успеху» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей. В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности.Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда.Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.Список литературыАрефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3. А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова Диагностика профессионально важных качеств. /Практическая психология/ - СПб.: «Питер», 2007 г.Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009 г.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция / Прил."ПС"Библиотека в школе. – 2004г. - № 21Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010 г.Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук, В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008 г.Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006 г.Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.Морозова Е.А.Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. /АНО «МУКНГПУ»/Н.Новгород, 2002г.Никулина Г.В. «Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения», СПб, 2004г.Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения.-СПб.: Изд-во «Система», 2004 г.Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001 г.Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.