Школа этикета


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школа этикета
Автор: Мошкина Надежда Николаевна

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДАДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт» Программа принята на заседании УТВЕРЖДАЮ методического совета Директор МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»протокол № 02 от 18 апреля 2022 года _______________ О.М. Мельникова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа этикета»Срок реализации программы: 18 недельВозраст детей: от 12 до 17 летСоставитель:Мошкина Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования Нижний Новгород2023Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»1.1. Пояснительная запискаНаправленность программы Программа направлена на освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Освещена история и виды этикета, нормы в различных странах Актуальность программызаключается в её доступности и востребованности в условиях этического регресса.Данная программа рассчитана на воспитание эстетических норм и нравственных качеств, направлена на профилактику асоциального поведения подрастающего поколения, взаимодействие с семьей. Создание данной программы вызвано необходимостью помочь ребенку сформировать и систематизировать свои знания, расширить кругозор, воспитать личность с активной жизненной позицией, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития школьников. Программа имеет социально-педагогическую направленность.Отличительные особенностиПрограмма «Школа этикета» содержит комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, составлять и направлять приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др. Адресат программы Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 до 16 лет. В исключительных случаях, при наличии у ребенка выдающихся способностей, может быть принят ребенок младшего возраста. Объём и срок освоения программыПрограмма рассчитана на 108 часов. Срок реализации программы — 18 недель.Форма обученияФорма обучения — очная.В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т.д.) данная образовательная программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, при условии изменения до 50% от общего объема учебных часов, форма реализации программы не изменяется.На период реализации образовательной программы в условиях наступления обстоятельств непреодолимой силы разрабатывается рабочая программа, которая оформляется Приложением №1 к образовательной программе.Реализация образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционная форма) осуществляется в соответствии с законодательством в области образования Российской Федерации на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт».Особенности организации образовательного процессаОсновная форма организации учебной деятельности — групповая. Состав группы — постоянный. Обучающиеся занимаются два раза в неделю по 3 академических часа. Академический час – 45 минут.Перерыв между занятиями – 10 минут. Общая недельная нагрузка – 6 учебных часов. При реализации дистанционной формы обучения занятия проводятся по специальному расписанию.Продолжительность занятия при дистанционном обучении составляет не более 45 минут.1.2. Цель и задачи программыЦель: сформировать у детей систему нравственных знаний; воспитать чувства и накопление нравственного опыта поведения; облегчить социализацию детей.Задачи:Образовательные: 1) владение учащимися этикетной терминологией, 2) формирование навыков культуры поведения в общественных местах; 3) формирование навыков межличностного общения. Развивающие: 1) развитие стремления личности к самосовершенствованию в области хороших манер, которые передавались от поколения к поколению. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию высококультурного члена общества, позитивно настроенного к себе и окружающим; 2) воспитывать коммуникативные навыки, умение ориентироваться в жизни, используя правила этикета; 3) формирование этического вкуса. 1.3. Содержание программыУчебный планУчебно-тематический планСодержание учебного планаРаздел 1. Введение в этикетТема 1.1. Определение этикетаТеория. Что изучает этика? Разделы этики. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Практика. Определение уровня воспитанности учащихся, владения основами этикета.Тема 1.2. Происхождение этикетаТеория. Кто придумал науку под названием «Этикет»: французы, итальянцы… Классические страны этикета. Новые сведения из истории этикета.Практика: практическое задание по видам этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).Тема 1.3 Содержание этикетаТеория: Понятие «культурный человек»: что такое сдержанность и скромность, тактичность и вежливость, дипломатичность и деликатность, справедливость и сочувствие, доброта и милосердие, уважение и дружба. Кодекс воспитанного человека, разработанного А.П. Чеховым.Практика: анализ примеров из задачника по этикету Л.А. Шкатовой.Раздел 2. Из истории этикетаТема 2.1. Египет фараоновТеория. Знакомство с историческими фактами развития этикета зарубежной культуры. Одежда, трапеза древних египтян.Тема 2.2. ЭлладаТеория. Знакомство с историческими фактами развития этикета в Афинах. Интересные факты из истории этикета.Тема 2.3. Древний РимТеория. Знакомство с историческими фактами развития этикета Древнего Рима. Косметика, украшения, застолья, публичные выступления.Тема 2.4. СредневековьеТеория. Знакомство с историческими фактами развития средневековой культурой жестов. Новые сведения из истории этикета.Тема 2.5. Императорский КитайТеория. Знакомство с соседом России, страной-загадкой и её культурой, уходящей в глубину тысячелетий. Факты из жизни китайских правителей.Тема 2.6. Этикет в России: традиции и обычаи, преемственность поколений.Теория. Этикет в России: правила, национальные особенности, специфика.Практика. 10 «русских правил», которые удивляют иностранцев.Раздел 3. Культура общенияТема 3.1. Приветствие. ПредставлениеТеория. Правила представления и обращения для мужчин и женщин. Практика. Инсценировка представления. Приобретение навыков приветствия и представления.Тема 3.2. Обращение. РукопожатиеТеория. Виды обращений: официальное, дружеское, фамильярное, пренебрежительное, ласкательное. Правила рукопожатия. Практика. Приобретение навыков приветствия и рукопожатия (Дидактическая игра). Тема 3.3. Беседа. Уместность тем разговора. Small-talkТеория. Беседа как средство коммуникабельности (умение слушать и понимать собеседника, диалог и монолог в общении). Понятия чувства такта, меры в разговоре на разные темы. О чем говорить нельзя. Практика. Тест «Оцени свою тактичность».Тема 3.4. Телефонный разговорТеория. Правила общения по телефону. Особенности общения по телефону. Практика. Инсценировка общения по телефону.Тема 3.5. ПерепискаТеория. Правила общения в мессенджерах/чатах и социальных сетях – правила цифрового этикета. Смайлики.Практика: Приобретение навыков переписки в мессенджерах.Тема 3.7. Слова-паразитыТеория. Факторы влияния разговора на взаимоотношения людей. Слова паразиты.Практика. Определение слов - паразитов в предложенных текстах.Тема 3.6. Волшебные слова и комплиментыТеория: как научиться делать комплименты, правильные комплименты, усилители комплиментов.Практика: создание уникальных комплиментов.Раздел 4. Внешний видТема 4.1 Вербальное и невербальное общение. Жесты.Теория. Культура движений при общении (амплитуда движения, положение рук). Мимика и жесты.Практика. Приобретение навыков движений при общении (упражнение). Тема 4.2. Одежда. Дресс-кодТеория. Стили одежды: деловой, классический, романтический, повседневная одежда (CASUAL), вечерний. Одежда для работы, спорта, отдыха, праздника. Мода. Подбор одежды для определенной жизненной ситуации. Гармония внешней красоты и человеческих качеств. Критерии внешней и внутренней красоты. Практика. Тестирование «Познай себя».Тема 4.3. Подбор одежды по типу фигуры и цветотипу.Теория: Типы фигуры: песочные часы, треугольник, перевернутый треугольник, квадрат. Цветотипы: зима, весна, лето, осень.Практика. Определение пропорций тела и типа фигуры, цветотипа.Тема 4.4. Украшения, аксессуарыТеория. Виды украшений. Драгоценности (разновидности драгоценных камней: первого порядка и полудрагоценные). Бижутерия. Практика. Просмотр видеоролика по подбору украшений по типу лица и к одежде.Тема 4.5. Поза, походка, осанкаТеория. Основные особенности правильной походки (темп, ширина шага, осанка (положение головы, спины, рук, ног). Поза при сидении на кресле, стуле, табурете. Практика. Тест на знание темы. Просмотр видеоролика с последующим обсуждением правил поведения.Тема 4.6. Чихание, кашель, насморк, смех.Теория. Правила гигиены при чихании, насморке, кашле (виды носовых платков). Смех как показатель воспитания. Почему не принято говорить: «Будь здоров».Практика. Получение навыков хороших манер при чихании, кашле, насморке, смехе. Раздел 5. Поведение в общественных местахТема 5.1. …на улице, в магазине.Теория. Правила поведения на улице (одежда, поведение мужчины по отношению к женщине, отношение к инвалидам, пенсионерам, детям). В магазине (поведение в торговом зале, общение с продавцом, особенности обслуживания в магазинах разных категорий). Практика. Беседа на данную тему. Тема 5.2. … в столовой, кафе.Теория. Правила поведения в столовой самообслуживания, кафе. Поведение мужчины по отношению к женщине. Особенности сервиса. Общение с официантом. Практика. Опрос на знание правил поведения в местах самообслуживания, кафе. Тема 5.3. …на выставке, концерте, в музее, библиотекеТеория. Правила поведения посещения выставки, вернисажа, музея, библиотеки. Практика. Просмотр видеоролика с последующим обсуждением с последующим обсуждением правил поведения.Тема 5.4. … в автомобиле, в общественном транспортеТеория. Правила поведения в салоне автомобиля, автобуса, метро (вход и выход). Правила техники безопасности проезда в общественном транспорте. Поведение мужчины по отношению к женщине. Вход/выход. Отношение к инвалидам, пенсионерам, детям. Практика. Тест на знание правил поведения и техники безопасности в транспорте. Тема 5.5. На даче, на природе, в паркеТеория. Культура общения с отдыхающими (вежливость, обходительность, доброжелательность). Правила техники безопасности на природе. Одежда для отдыха и работы. Культура общения с соседями по даче (уважение, взаимовыручка). Техника безопасности посещения аттракционов.Практика. Викторина на знание темы.Раздел 6. Прием гостей Тема 6.1. Приглашение гостей, подготовка к приемуТеория. Правила приглашения в гости (место, число, время). Уборка квартиры. Практика. Составление текста письменного приглашения или инсценировка устного приглашения. Тема 6.2. Украшение и сервировка столаТеория. Разновидности столовой посуды: сервизов, посуда для специй, сладостей, фруктов. Уход за столовой посудой. Разновидность столовых приборов: ложек, вилок, ножей. Правила сервировки. «Столовое белье» и украшение стола. Украшение стола (цветы, вазы, ленты, свечи столовые фигурки, салфетки и салфетницы).Практика. Разнообразные техники складывания салфеток. Тема 6.3. Этикет в гостяхТеория. Внешний вид хозяев дома и гостей. Меню званого обеда. Развлекательная программа. Деликатные ситуации. Практика. Тест «Хороший ли ты гость?» Тема 6.4. Что и как естьТеория. Какие продукты как едят. Использование столовых приборов. Практика. Составление меню и развлекательной программы для гостей.Тема 6.5. Сочетание блюдТеория. Безошибочное сочетание блюд и продуктовПрактика. Составление идеального меню.Тема 6.6. Поведение за столомТеория. Рассадка, сумка и мобильный телефон. Идеальный прием гостей. Язык приборов. Правило салфетки.Практика: проверка полученных знаний на практике.Тема 6.7. Подарки, подарки – символы. Их упаковка.Теория. Правила вручения и приема подарка. Выбор подарка. Упаковка подарка (виды упаковочной бумаги, украшения: ленты, декоративные зажимы, фигурки). Какие вещи не принято дарить.Практика. Самостоятельная работа по оформлению подарка и составлению текста подарочной открытки.Раздел 7. Промежуточная аттестация.1.4. Планируемые результатыРаздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Условные обозначения:2.2. Условия реализации Программы.Материально-техническое обеспечение
  • Помещение, которое соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам (температура воздуха, проветриваемость, освещенность естественная и искусственная и т. д.), требованиям ТБ, пожарной безопасности.
  • Цифровое оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
  • Электронные носители: CD-диски и USB- носители: флеш-карты, съёмные диски.
  • Канцтовары
  • 2.3. Формы аттестацииВ процессе обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа этикета» отслеживаются два вида результатов:- текущие (оценивание знаний обучающихся по каждому изучаемому разделу),- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы в целом).При текущем контроле отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка. Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на занятиях после изучения каждого раздела программы с помощью тестирования, наблюдения, педагогической диагностики. В случае дистанционной формы обучения, обучающиеся, в заранее установленные сроки, присылают педагогу выполненные задания на проверку личным сообщением по электронной почте, в мессенджере Viber или в группе в социальных сетях.Промежуточный контроль осуществляется в конце освоения учебного материала программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений, навыков, сформированности личностных качеств учащихся. Для фиксирования результатов текущего контроля успеваемости обучающихся в рамках Программы выбрана следующая оценочная система:«удовлетворительно» - обучающийся испытывает некоторые затруднения в трансляции полученных знаний, требующие вмешательства педагога; «хорошо» - тесты/ опросы пройдены успешно, с допущением незначительных ошибок;«отлично» - работа выполнена успешно. Форма ведомостиВедомость результатов текущего контроля успеваемости обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа этикета» Ф.И.О. педагога ____________________________________________Ведомость проведения текущего контроля успеваемости хранится в журнале учета работы педагога дополнительного образования в детском объединении.Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения индивидуального уровня освоения Программы в целом. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся детского объединения согласно списочному составу, утвержденному соответствующими приказами МБУ ДО ДЮЦ «Контакт». Формы промежуточной аттестации: Срок проведения промежуточной аттестации обучающихсядекабрь. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным приказом директора МБУ ДО ДЮЦ «Контакт». Промежуточную аттестацию осуществляет педагог детского объединения. Оценка уровня освоения Программы осуществляется в соответствии с критериями:- знания об истории этикета- знание правил социально одобряемого в обществе поведения;- характеристики личных качеств и свойств: доброты и милосердия, тактичности и скромности, вежливости и деликатности;- употребления в речи вежливых слов и выражений сообразно этикетным нормам;- умение самостоятельно анализировать свое поведение и строить его в разных жизненных ситуациях согласно принятым в обществе нормам;- наличие навыков бесконфликтной коммуникации; умение слушать собеседника и вести диалог. Результаты оценки знаний и умений обучающихся оформляются в виде протокола (форма определена локальным актом МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»).Форма протоколаПРОТОКОЛ результатов промежуточной аттестации обучающихсяпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «_______________________________________________________________»МБУ ДО ДЮЦ «Контакт» за 202__- 202___ учебный годДата проведения: Структурное подразделение: Ф.И.О. педагога: № группы: Форма проведения: Всего аттестовано ___ обучающихся.Из них:высокий уровень имеют ___ чел.,средний уровень имеют ___ чел.,низкий уровень имеют ____ чел.Педагог дополнительного образования (ФИО) (подпись) По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус): «+» ставится при наличии критерия при оценке работы обучающегося;«-» ставится при отсутствии критерия при оценке работы обучающегося.Количественный результат освоения программы высчитывается по формуле:где nколичественный результат освоения программыСистема оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся предполагает три уровня освоения образовательной программы: низкий, средний и высокий:0-30 % - низкий уровень освоения программы;31-80 % - средний уровень освоения программы;свыше 80 % - высокий уровень освоения программы.Наиболее отличившиеся обучающиеся по рекомендации педагогических работников отмечаются за успешность в освоении Программы (показавшие по результатам аттестации высокий уровень освоения программы) и (или) активное участие в жизни объединения различными формами поощрения от МБУ ДО ДЮЦ «Контакт».2.4. Оценочные материалы.Задания для проведения текущего контроляОчная/дистанционная форма обученияВыполнить работу по теме в соответствии с разделом рабочей программы:Задания для проведения промежуточной аттестацииОчная/дистанционная форма обученияИтоговый проект: «Первые шаги в мир хороших манер».
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы
  • Нормативно-правовые документы
  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией № 44/55 Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.).
  • Конституция Российской Федерации.
  • 3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года 678-р.
  • Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 № 316-01-100-1674/14 «О направлении методических рекомендаций / Методические рекомендации по разработке ОП ОО ДО».
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Закон Нижегородской области от 01.08.2016 г. № 102-З «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области».
  • Национальный проект «Образование».
  • Положение об организации и осуществлении образовательного процесса в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт».
  • Положение о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт».
  • Положение о правилах приема учащихся в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт», их переводе, восстановлении и порядке отчисления.
  • Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Контакт».
  • Список литературы для педагогаСписок литературыСписок литературы для детей
  • Бриттен, Ф. Этикет для дочек и мам / Ф. Бриттен. - М.: Иностранка / КоЛибри, 2020. - 235 c.
  • Вос, Елена Юная леди. Правила хорошего тона и стиля для девушек / Елена Вос. - М.: Эксмо, 2020. - 135 c.
  • Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. - М.: Искусство и мода, Внешторгиздат, 2020. - 132 c.
  • Современный этикет и хорошие манеры. - М.: Звонница, 2020. - 112 c.
  • Чиненный, А. И. Этикет на все случаи жизни / А.И. Чиненный, Т.А. Стоян. - М.: Гном-Пресс, 2020. - 152 c.Этикет. Краткая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2020. - 256 c.
  • Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. - М.: Цитадель, Триада, 2020. - 224 c.
  • Перечень электронных ресурсов для педагогов и родителей
  • Письмо Чехова А.П. «8 качеств воспитанного человека»